Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2006

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Весенние приключения

Экологический праздник в парке для детей от четырех лет

Персонажи праздника: Весна, Медведь, Волк, скворцы.

На утреннюю зарядку к ребятам в гости прилетают скворцы. Они сообщают детям, что Весна приглашает всех в свои лесные владения, встретиться с друзьями; птицы вручают детям путеводные перышки-маршруты.
После завтрака каждая группа детей отправляется в парк по своему маршруту на встречу с Весной, по пути встречаясь с лесными обитателями. Дети несут с собой скворечники, изготовленные совместно с родителями.

Поляна Птиц

Воспитатель:

Каждый год с погодой вешней
Все гостей крылатых ждут.
Только вынесли скворечник,
А скворцы уж тут как тут.

(С.Михалков)

Из-за кустов вылетают скворцы.

Первый скворец: Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас в нашем парке.

Всех разбудила ранняя весна,
Проснулась даже старая сосна,
Стряхнули сон задумчивые ели.
И звонко птички певчие запели.

(Л.Парамонова)

Второй скворец:

Летели мы через моря,
Летели через горы.
И труден был наш перелет,
И все мечтали: скоро, ах, очень
Скоро будет луг,
И скоро будет речка.
«Лети. Лети скорей, дружок», —
Стучало мне сердечко.

Первый скворец:

И вот награда — дома мы.
Друзья ждут у порога.
И трудный путь наш позади,
И кончилась дорога!

(О.Петракова, О.Роднова)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательней на птиц. Интересно, почему у них медицинские шапочки и повязки?

Дети рассуждают. В том случае, если дети затрудняются, птицы отвечают.

Первый скворец: Правильно, у нас эти повязки совсем не случайно. Птиц ведь еще называют санитарами леса. У многих из нас крепкие и длинные клювы, которыми мы вытаскиваем жуков и личинок из-под коры деревьев.

Второй скворец: А у кого клювы покороче и послабее — тоже не сидят без дела: мы собираем вредных насекомых и гусениц с поверхности деревьев. А ведь нас, птиц, так много! Представляете, какую помощь мы оказываем паркам, садам и городским деревьям!

Первый скворец: Кстати, а сколько и каких птиц вы можете назвать? (Ответы детей.)

Второй скворец: На самом деле птиц гораздо больше. Хотите, я дополню ваш список?

Первый скворец: Только будьте внимательней, ребята, мой дружок любит подшучивать. Не перепутайте птицу с каким-нибудь другим предметом.

«Птицы». Игра на внимание

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, орлы,
Соколы, столы.
Гуси, пеликаны,
Яблоки, фазаны.
Филины, скворцы,
Коршуны, щипцы.
Прилетели соловьи,
Сковородки, воробьи и т.д.

(Дети реагируют на лишние слова хлопками.)

Второй скворец:

Ребята, тс-с! Прислушайтесь...
Как тихо вокруг нас стало:
Шуметь природа устала.
Ребята и те присмирели.
Слышны только птичьи трели.
А кто это там поет, вы слышите?

Игра «Птичьи голоса»

Дети отгадывают птиц по голосам и показывают их повадки.

Воспитатель: Как хорошо щебетали птицы! А мы с ребятами тоже любим петь. Хотите послушать?

Дети исполняют «Песни птиц» (польская народная песня, русский текст А.Глазковой).

Скворцы: Очень было приятно с вами познакомиться. Но вам, наверное, хочется увидеть и других обитателей парка. До свиданья, друзья!

Поляна Волка и Медведя

(Дети подходят к поляне, видят мусор на ней и решают его убрать. Выскакивает Волк.)

Волк: Что это вы тут хозяйничаете? Для чего мусор убираете?

Дети: Так земле легче дышать, и трава получит больше солнца, значит, расти будет быстрее.

Медведь: Ой-ой-ой! Умники какие: все знают... Нечего здесь распоряжаться: здесь мы хозяева! Потому что самые сильные в лесу!

Воспитатель: Спору нет, Миша, ты, конечно, сильный. Но деревья зачем ломать? У нас есть сильные ребята, но они, наоборот, деревья сажают, убирают свои участки, поливают клумбы с цветами... Если хочешь посоревноваться в силе, давай лучше канат перетягивать.

Проводится игра «Перетягивание каната».

Медведь: Ничего не понимаю: у вас-то откуда столько силы, что меня победить можете?

Волк: Миша, они, наверное, закаляются, физкультурой занимаются каждый день, в походы ходят — я видел сам, знаю я их детский сад!

Воспитатель: Наши ребята не только сильные, но еще и очень внимательные.

Волк: А что значит внимательные?

Воспитатель: Вот, к примеру, кто больше фантиков заметит на земле, тот и внимательный. Посоревнуемся?

Проводится игра «Самый внимательный».

Во время игры Волк незаметно прячется.

Медведь: Все ясно, вы и сильные, и внимательные. Но уж обхитрить Волка вам не удастся! Попробуйте-ка, разыщите его по следам!

Проводится игра «Следы».

Волк: Нашли все-таки, ну и ребята! Ишь, какие хитрецы! Что бы еще такое придумать?.. А, вот... уж в ловкости вам меня не обогнать!

Проводится игра с мячами.

Волк: Миша, спасай! И тут они меня победили!

Медведь: Так и быть, помогу: кто хочет посоревноваться с чемпионом леса?

Проводится игра «Попади в цель».

Звери: Ладно, сдаемся! Разбили вы нас в пух и прах! Но мы теперь тоже будем заниматься физкультурой и в следующий раз обязательно победим! До свидания, до встречи!

Поляна Весны

Весна: Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости. Не за грибами и за ягодами, а посмотреть, как я раскрашиваю природу.

Оживает вся природа,
Пенье птиц то там, то тут.
Розовато-белым цветом
Всюду яблони цветут.
В небе синем, в небе чистом
Облака, как нежный пух.
На ветвях цветов душистых
Море пенится вокруг.

(О.Петракова, О.Роднова)

Ребята, а вы как думаете, какие мои самые любимые цветы? (Ответы детей.) Сейчас у меня много забот, все кругом должно цвести и радовать глаз. А печалит меня то, что часто цветы срывают без нужды.

В час раздумий и тревог,
В час беды и неудачи
Видела: цветы, как люди, плачут.
И росу роняют на песок.

(Р.Гамзатов)

Кстати, вы знаете, что некоторые цветы носят человеческие имена? Кто может назвать их? (Дополняет ответы детей.) Я хочу вас попросить, если вы встретите цветы в парке или в лесу, не торопитесь срывать их; полюбуйтесь ими и дайте полюбоваться другим. Ведь есть такие растения, которых на земле осталось так мало, что их даже занесли в специальную Красную книгу! Эти растения надо беречь особенно. А теперь давайте проверим, хорошо ли вы знаете мир цветов.

Проводится игра «Узнай цветок».

Весна: Растения не только радуют глаз, они еще и кормят нас, дают витамины. Какие сейчас появились съедобные растения?

Дети: Щавель, одуванчик, крапива, подорожник...

Весна: Ребята, мы много говорили о растениях и цветах. Вы знаете, что их специально выращивают. А что же делать, если таких цветов нет?

(Рассуждения детей.)

Я вам подскажу: можно собрать в парке какие-то веточки, шишечки, сухую траву... Из всего этого сделать композицию или картину, а также использовать этот материал при оформлении лесной газеты.

Воспитатель: Дорогая Весна, спасибо тебе за сегодняшнюю встречу. Ребята, давайте споем для весны несколько песен.

Дети поют и танцуют вместе с Весной. Песни по выбору музыкального руководителя и детей.

Весна: Я очень рада, что мы сегодня встретились! Не забывайте мой парк: здесь хорошо в любое время года. Берегите его и приходите сюда почаще!

Дети отправляются на прогулку, в ходе которой собирают природный материал, необходимый для оформления стенгазет. По возвращении в детский сад заканчивают работу над газетами.

Во второй половине дня проводится конкурс детских стенгазет. Дети вывешивают свои «лесные газеты» в коридоре детского сада. Детское жюри из представителей каждой группы определяет победителей конкурса «Поляна чудес — могучая природа». Ребята и взрослые с удовольствием читают и рассматривают представленные газеты.

Авторский коллектив детского сада № 44 «Тополек»
г. Шахты под руководством
Валентины ГЕРАСИМОВОЙ,
заведующей детским садом

Рейтинг@Mail.ru