Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2006

ГОРИЗОНТСКИЕ ОСТРОВА

Яблоко от пеликана далеко падает

Об истории возникновения российских профессиональных конкурсов для педагогов

Профессиональные конкурсы дошкольного образования созданы по образу и подобию конкурса для учителей. А у последнего тоже есть своя история. О том, откуда взялась идея конкурса для педагогов, наш корреспондент беседует с Артуром ЗАРУБОЙ — победителем первого Всероссийского конкурса «Учитель года-92», педагогом, музыкантом и композитором.

Артур Викторович! Сегодня мы уже привыкли к существованию самых разных конкурсов. Есть конкурсы красавиц, парикмахеров, работников искусств. Есть кинофестивали, спортивные состязания. Но никому не приходит в голову устраивать конкурс банкиров или депутатов. За каждым конкурсом стоит потребность общества в чем-то себя убедить или в чем-то убедиться, что-то доказать себе и окружающему миру. Что стоит за профессиональными педагогическими конкурсами?

— Чтобы ответить на этот вопрос, придется начать с истории. А история такая. В начале перестройки, на волне пробудившегося живого интереса к нашей раньше законсервированной стране, в Россию с дружественной миссией приехала победительница американского конкурса «Учитель года». Тогда журналисты заинтересовались: что это за конкурс такой и зачем он нужен американцам.

— И зачем?

— Оказалось, что педагогика, как это ни странно, в страдательном положении не только в нашей стране: это явление мирового масштаба. С кем бы я ни разговаривал — с итальянцами, австрийцами, турками, бразильцами, с учителями из Японии и Кореи, — все говорят об одном и том же: о недостаточном внимании государства к проблемам образования, о низкой заработной плате педагогов и о том, что педагог достоин большего внимания общества. Забастовки учителей — для западного мира знакомое явление. Американцы, как одна из самых прагматичных наций, решили: чтобы поднять престиж учителя, надо устроить вокруг его фигуры некий шум. Педагога как социальную фигуру должны заметить не только его коллеги, но и другие слои общества.
И надо сказать, что у американцев это получилось. Они организовали конкурс, на котором стали выбирать лучшего учителя года и привлекать к нему внимание общественности.
Ежегодно в апреле победитель американского конкурса «Учитель года» встречается с американским президентом. И президент вручает ему приз — хрустальное яблоко.

По аналогии с античным мифом, когда яблоко было вручено прекраснейшей из женщин — Елене?

— Я американской мифологии по этому поводу ни разу не слышал. Может быть, она и существует, но американцы на этот счет не очень охотно рассуждают. Яблоко и яблоко. Суть не в этом. Каждый победитель конкурса на год освобождается от своей привычной работы в школе или другом учебном заведении. В этот период он становится своеобразным живым символом, носителем педагогической идеологии, устами которого глаголит американское учительство. Этот учитель-избранник постоянно выступает во всевозможных аудиториях — в городах разных штатов и за границей, перед педагогами и людьми других профессий,— будоража общество проблемами образования, школы и учителей. Случается, что такая общественная миссия в случае особой успешности становится ступенькой в карьере победителя. Например, одна из победительниц после года своих выступлений в школу уже не вернулась, а была приглашена на работу в Министерство образования США — воплощать собой «глас народа». Это, конечно, не правило, но так бывает.

— Как американская общественность реагирует на выступления победителя?

— Ну, во-первых, у любого предприятия (в том числе и успешного) везде и всегда находятся критики и даже ярые противники. Есть, например, мнение, что учителя-победителя не надо освобождать от обычной школьной нагрузки. Но американскому конкурсу уже за пятьдесят лет. За это время формы его проведения, функции и задачи, а также ответы оппонентам отработались и отточились. Главная цель конкурса — поместить педагогические проблемы в фокус общественного внимания. На это направлены усилия и организаторов, и участников. Все победители штатов, все финалисты после конкурса принимают участие в ежегодной национальной программе «Учитель года Америки». Они собираются на специальный форум для обсуждения наиболее злободневных проблем современного американского образования; а летом собираются в космическом лагере.

— Отдыхать?

— Какое там! Учиться! Причем очень интенсивно — по 10–12 часов в день.

— Это в каникулы-то? За что же их так?

— Все дело в установках. Американцы считают, что учителя (особенно учителя-победители — это же образцы!) должны быть людьми продвинутыми, с широким кругозором, с внятными современными научными представлениями. И мышление их должно быть, ни много ни мало, планетарным.

— Это американский романтизм?

— Нет, реальность. Например, все американские школы объединены сетью Интернет. Все финалисты обмениваются своими адресами в электронной почте и налаживают постоянное общение через компьютер. Разве это не конкретный шаг к объединению?

Наши профессиональные конкурсы могут похвастаться тем, что формируют у своих победителей планетарное мышление?

— Конечно, по сравнению с американским конкурсом российские конкурсы еще молодые. Всероссийскому конкурсу «Учитель года» немногим больше десяти лет. Но его символ — пеликан довольно успешно расправил крылья.
Мы очень любим легенду о пеликане, который в голодные времена кормил птенцов, выклевывая у себя из груди куски мяса.

Возможно, потому, что эта легенда очень соответствует сегодняшнему положению педагогического сообщества. Аналогии типично российские.

— Немного грустные, хотя — согласитесь — образ очень возвышенный.
Но дело не только в символе конкурса. Он и по своей организации сильно отличается от американского. Мы оттолкнулись от «заморской» идеи, но проводим конкурс совершенно по-другому. Американский конкурс заочный. Он проходит на основе письменных документов. По типу тех, которые ученые или деятели искусств пишут, чтобы получить гранты для своей работы.
На нашем конкурсе педагоги выступают лично. Они так же, как и американские коллеги, представляют в конкурсную комиссию свои эссе, методические разработки и программы, но этого недостаточно. Каждый участник российского конкурса должен продемонстрировать профессиональное мастерство, защищая свои педагогические принципы перед живой аудиторией, давая открытые уроки, участвуя в пресс-конференции с журналистами. У нашего конкурса «живое лицо». Поэтому задачи нашего конкурса не ограничиваются только выбором учителя года. Он становится уникальной педагогической мастерской, важнейшей формой обмена профессиональным опытом, педагогическим театром и общественной трибуной для своих участников.

— Кажется, время вернуться к планетарному мышлению.

— Здесь есть, о чем сказать. Конечно, за последнее десятилетие наше образование претерпело много бед — начиная от непонятной судьбы реформ и кончая материальным положением учительства. Но одно бесспорно: педагоги вкусили свободы, и в их мозгах произошли качественные изменения. Они думают, размышляют, и им хочется, чтобы к ним прислушивались.
Поразительно, что на это способны люди из голодных, бедствующих регионов. У них хватает душевных сил рассуждать о вечных и конкретных проблемах педагогики. Я столкнулся с этим в поезде «Москва — Сургут», который вез победителей конкурсов разных лет на пятый Всероссийский слет, и — не могу скрыть! — был потрясен этим обстоятельством. Слетовское движение — очень логичное, очень естественное продолжение конкурсной идеи. Возникло оно как элемент послеконкурсной программы для финалистов. Часто победители, снискав лавры успеха, остаются в своих регионах не у дел. Не везде про них помнят, не везде могут полностью использовать их потенциал.
А слеты — плоть от плоти конкурса, но, в отличие от последнего, лишены какой бы то ни было конкуренции. И выступают на них лучшие из лучших. Если хотите, именно на слетах формируется педагогическая элита, осознающая себя как нечто реально существующее, способная к совместным акциям и к общей творческой работе. Возможно, она со временем станет некой силой, способной влиять не только на развитие педагогической науки и практики, но и на формирование общественного мнения.

Хочется надеяться, что и конкурсное движение педагогов-дошкольников пойдет по пути развития планетарного мышления. Что найдутся деньги и на слеты для них, найдутся силы на формирование дошкольной психолого-педагогической элиты.

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru