Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2006

КОНТРАПУНКТ

Конкурсы, действительно, открывают дополнительные возможности устроить педагогам праздник. Церемония награждения — всегда красива, всегда — на одной из лучших сцен города. И на эту сцену с приветственным словом и похвалами воспитателям поднимаются важные люди, не каждый день вспоминающие о существовании не только работников, но и дошкольных учреждений в целом.

Публикация произведена при поддержке клуба для детей и будущих мам "Полясинка". Частный Монтессори-сад в Санкт-Петербурге с углубленным изучением английского языка. Классы для детей от 1.5 до 3 лет и от 3 до 6 лет. Обучение детей письму, грамоте, чтению, математике, творчеству, английскому языку, окружающему миру и многому другому. Благоприятная обстановка, квалифицированные педагоги, опытный логопед, диагностика речи малышей. Всю подробную информацию об обучении и условиях зачисления в группы Вы найдёте на сайте: http://www.polyasinka.ru/.

Однако в любом конкурсе есть не только победители, но и побежденные. И, как в любом предприятии, замешанном на конкуренции, профессиональному общению сопутствуют не только развитие дружеских связей между участниками, но и зависть, подозрительность и интриги.

Для участия в конкурсе мало быть просто хорошим, даже замечательным педагогом. Нужно обладать азартностью и способностью выносить эмоциональные нагрузки состязаний. Иными словами, нужно обладать качествами игрока, потому что конкурс — это своеобразная азартная игра, ставки в которой растут от этапа к этапу — вместе с напряжением. Рассчитывать на победу в конкурсе может только человек, которому нравится публичность и нравится быть на сцене.

Но подобные выступления имеют мало отношения к реальной работе с детьми. Действительные педагогические возможности некоторых замечательных воспитателей могут никак не проявляться в ситуации показательных выступлений. А эффектный и сценичный педагог совсем не обязательно столь же эффективен в работе с детьми. Да и детям, как правило, нужно несколько иное, чем взрослым — в особенности мужчинам из жюри. Я очень хорошо помню, как мои коллеги по конкурсу тщательно подбирали длину юбок, высоту каблука и цвет колготок — чтобы продефилировать мимо жюри во всей красе. Они говорили, это работает. Особенно на итоговых выступлениях. Но не все воспитатели способны нести себя по подиуму. И далеко не все стремятся там оказаться. Все-таки быть моделью и быть воспитателем — вещи отличные друг от друга. Возможно, такое упражнение увлекает молодых участниц. Они воспитаны на бесконечных телешоу с игрой на «вылет». Они готовы идентифицироваться с участниками «Фабрики звезд» или с участниками «Слабого звена».

Но для людей более «серьезной» возрастной группы и, быть может, с несколько менее легким отношением к себе песни и пляски для жюри могут казаться простой потерей времени. Временем, отнятым у детей. Тем более что конкурс предполагает подготовку массы бумаг, да еще и заправленных в папки с особыми эстетическими достоинствами. Будто красота папки что-то решает в действительности.

О чем все это свидетельствует? Конкурс — это, конечно, хорошо. Но вряд ли он должен оставаться единственным публичным способом определения лучших педагогов. Возможно, должны существовать формы, свободные от традиционных конкурсных процедур. В середине девяностых Фонд Сороса награждал грантами учителей, получивших наибольшее количество очков по опросам студентов — их бывших учеников. Кого выпускники запомнили лучше всего, о ком отзывались с особой благодарностью, те и становились лучшими. Конечно, подобные опросы тоже заведомо ограничивали круг избранных. Студентами, как правило, становятся бывшие ученики элитарных школ и гимназий, а их любимыми учителями — учителя-предметники старшей школы — те, кто помог им с самоопределением, с поступлением в вуз. В списке премированных практически не было учителей начальной школы или учителей, работающих в коррекционных учреждениях. Но награжденные в большинстве своем не были участниками конкурса «Учитель года».

Важно, чтобы существовали разные конкурсные формы, основанные на разных принципах. Возможно, для воспитателей и руководителей детских садов будет важен конкурс родительского признания, основанный на опросах родителей учеников начальной школы — тех родителей, которые уже не являются лицами, заинтересованными в отношениях с педагогами-дошкольниками. Возможно, нужен отдельный конкурс для младших воспитателей, когда не он сам присутствовал бы на сцене, а его «честь и достоинство» защищали бы коллеги.

Есть еще одно серьезное осложнение в конкурсной системе, снижающей ее эффективность и количество желающих участвовать в профессиональных конкурсах. Осложнение под названием «А судьи кто?».

С одной стороны, поэтапное проведение конкурса закономерно. Иначе как из массы педагогов выбрать единичных финалистов? С другой стороны, любая конфликтная ситуация или даже ситуация некоторого непонимания между педагогом, заведующей и начальством из управления крепко закрывает дверь на следующий этап перед потенциальными участниками. Чтобы двигаться по конкурсной лестнице, надо быть не просто талантливым. Надо, как любит шутить известный педагог Евгений Ямбург, чтобы интеллектуальные и профессиональные изыскания педагога или педагогического коллектива попадали в зону ближайшего развития членов жюри. Надо быть «любимым» и обласканным. А как начальство может любить то, что ему непонятно?

За два года работы в жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» я и мои коллеги не уставали удивляться: ежегодно какой-нибудь регион присылает на конкурс педагога явно методически слабого и неинтересного. Ежегодно этот представитель оказывается в хвосте рейтинговой таблицы. На следующий год на его место заступает точно такой же. И ты сидишь и думаешь: я ведь знаю этот регион. Я там была и встречалась с педагогами. Там есть не просто хорошие учителя, там есть настоящие звезды. Почему же местное начальство предпочитает в качестве регионального представителя выбирать таких вот странных, невзрачных людей? Да потому что ими удобно манипулировать. Победители региональных конкурсов оказываются неинтересны, потому что они несамостоятельны. С каким-то ослабленным чувством собственного достоинства. Зато они послушны. То, что для судейской комиссии местного масштаба является существенным плюсом, оказывается минусом на следующем этапе, когда в составе жюри представлены совсем другие люди. При всех попытках разработать объективные критерии конкурсных оценок, роль субъективного, «человеческого» фактора при подведении итогов очень велика. В 1997 году один из московских округов выдвинул в финал двух своих победителей, занявших первое и второе места. Ни участники финала, ни члены жюри так и не поняли, почему окружной победительницей оказалась именно эта учительница, а второе место досталось педагогу, ставшему сначала победителем конкурса Москвы, а затем — победителем Всероссийского конкурса. Иными словами, жюри более высокой ступени явно отличалось в своих предпочтениях от окружного жюри. В 1998 году создалась ситуация, когда одна из участниц, ставшая впоследствии лауреатом финальной номинации и бывшая главным соперником победителя городского конкурса, вообще еле вышла в финал: так низко оценило ее работу окружное жюри.

Есть ли способы преодолеть подобные препятствия? Только в том случае, если в рамках конкурса будет существовать возможность оспаривать решения окружного жюри или — по отношению к региональным конкурсам — городского жюри на основании мнений независимых экспертов и общественного мнения и оставлять для кандидатов возможность представлять свою работу жюри более высокого уровня.

В свое время среди участников конкурса «Учитель года» поднимался вопрос о создании своей ассоциации — «Ассоциации учителей года», которая могла бы брать на себя экспертные функции в ситуации конфликта с жюри или с местным управлением образования и по собственной инициативе выдвигать педагогов для участия в финальных состязаниях.

К сожалению, по отношению к педагогам-дошкольникам мы не можем даже мечтать об организации подобного сообщества в масштабах страны, потому что у нас до сих пор нет Всероссийского конкурса «Воспитатель года». Но в масштабах регионов рождение ассоциаций, возможно, и было бы крайне актуальным в свете установок федерального Министерства на создание организаций общественного контроля за образованием.

Подведем итоги. И достоинства, и недостатки профессиональных конкурсов открывают возможность для активной деятельности в сфере развития образования. Можно играть, можно придумывать новые виды игр с разной степенью выраженности конкуренции и с различными основаниями, можно создавать общественные организации для поиска талантливых педагогов, достойных внимания.

Это своеобразная подготовка к участию в национальных проектах по дошкольному образованию, которых пока нет. Но, верится, должны будут появиться.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru