Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Дом детского творчества и детский сад — соперники или союзники?

Ольга ТЕРЕНЯ — директор Дома детского творчества г. ТобольскаДомам детского творчества приходится выживать в таких же сложных условиях, как и детским садам. Ольга ТЕРЕНЯ — директор Дома детского творчества г. Тобольска. Около полутора лет назад Дом детского творчества сменил организационно-правовую форму учреждения на статус автономной некоммерческой организации. Мы беседуем с Ольгой Валерьевной о том, как сегодня живет подведомственная ей организация.

Еще несколько лет назад на «круглом столе» в редакции газеты «Дошкольное образование» московские заведующие гневно восклицали: «Вы только подумайте: эти дома детского творчества переманивают НАШИХ детей! Они, видите ли, обещают как следует подготовить их к школе! Будто мы этого не делаем. Будто наши специалисты чем-то хуже! Да запретить им нужно подобную деятельность. И им, и родителям. Чтобы те не волокли своих малышей на дополнительные занятия, не давая им ни есть, ни спать, ни играть!»

Сегодня, однако, мы должны признать: существуют так называемые «несадовские дети», которым по целому ряду причин нельзя посещать детский сад полного дня. Это дети-аллергики, дети с повышенной возбудимостью и утомляемостью, часто болеющие дети и малыши с повышенной привязанностью к дому. Наконец, дети, родители которых имели негативный опыт посещения детского сада в период собственного детства или в период детства своих старших детей. Они по сей день недоверчиво относятся к коллективным формам воспитания и ищут любые альтернативы детскому саду.

Но детских садов сегодня катастрофически не хватает и для желающих.

Усилий местных властей по строительству новых садиков явно недостаточно, чтобы хоть как-нибудь заметно уменьшить создавшийся дефицит. При этом местные власти ссылаются на недостаток средств.

Открытие частных детских садов могло бы стать выходом из создавшегося положения. Но новое законодательство лишило инициаторов создания негосударственных образовательных учреждений всех льгот и практически перекрыло им кислород.

Единственный способ увеличить число детей, охваченных дошкольным образованием, — создавать группы кратковременного пребывания. Создавать там, где для этого есть хоть какие-то возможности. С этой точки зрения дома детского творчества могли бы выступить союзниками детских садов в решении общей проблемы. Но для этого детские сады должны научиться рассматривать их в качестве союзников. Научились же школы использовать в своих интересах потенциал учреждений дополнительного образования!

Потенциального союзника надо «знать в лицо». С тем, как живут дома творчества, чем дышат и чем занимаются, мы решили познакомить своих читателей.

— Ольга Валерьевна, кто побудил вас рискнуть и перевести свой Дом детского творчества из статуса учреждения в статус организации?

— Все учреждения дополнительного образования в нашем городе решением муниципалитета переведены в статус АНО.

— Как ваши коллеги восприняли такое решение? Испугались?

— Возможно, кто-то и испугался. Среди моих коллег есть такие, кто подобного положения не понимает и не принимает. До сих пор. Хотя подведомственный им Дом детского творчества уже является АНО.
В основном это люди, возраст которых близок к пенсионному. Они не умеют и не хотят зарабатывать деньги. А я к переходу была морально готова. Через систему Интернет я нашла все необходимые документы, прочитала, оценила возможности и встретила новость с готовностью. Даже с радостью. У меня планов на будущее — громадье!

— А ваши подчиненные как восприняли перемены?

— Все по-разному. Особенно мои работники волновались за педстаж, за выслугу лет. Мне ни один раз пришлось их собирать. Я объясняла, что педстаж — это, конечно, важно. Но сегодня нельзя быть уверенными, что эту привилегию педагогических работников не отменят. И нельзя ради педстажа и эфемерной пока пенсии по выслуге лет отказываться от открывающихся сегодня возможностей. Пока от нас никто не ушел. Хотя люди предпенсионного возраста меня плохо понимают. Они вообще не понимают, как можно продавать свои услуги, свои мысли, свои технологии.

— А раньше, до перехода в АНО, чем они занимались?

— Как правило, прокатом программ. Вот известная программа. Вот дети. Пусть немного, но ходят. Или не ходят. А мы будем получать за это свои маленькие, но гарантированные деньги. В новой ситуации мне как руководителю пришлось задуматься: все ли из ныне работающих сотрудников мне нужны?

— От кого-то из сотрудников вы хотели бы избавиться. От кого, например?

— В первую очередь от педагогов пенсионного возраста, которые не особенно хотят работать. Просто время отсиживают. По привычке. Это не значит, что я собираюсь уволить всех пенсионеров. Среди них есть очень ценные кадры. Они работали и будут работать. Но есть и молодые педагоги, которые меня не устраивают. Люди без идей и желаний. Конечно, молодой может чему-то научиться. Ему это должно быть легче, чем сотруднику в возрасте. Мы устанавливаем некоторый испытательный срок, в течение которого человеку предоставляется шанс освоить новые принципы работы.

— А потом? Так и говорите: я вас увольняю?

— Нет, зачем? Получив статус АНО, мы перешли, во-первых, на штатно-окладную систему оплаты труда (и теперь самостоятельно устанавливаем штатное расписание и определяем зарплату сотрудников), во-вторых, на договорную систему оплаты труда. С пенсионерами (и со студентами) мы заключаем срочный договор гражданско-правового характера, без гарантии социальных льгот, без оплаты отпуска. Пенсионер и так получает пенсию. Так что гарантии у него уже есть. Договор заключается сроком на год. Это значит, что через год я могу не возобновить договор с нежелательным мне работником или продлить его. С другими сотрудниками заключается трудовой договор на три года. В договоре указывается минимальная зарплата, на которую он может рассчитывать. Условно это 3000 рублей. Это деньги, которые работник будет получать обязательно. Но при некоторых условиях его зарплата может увеличиться на 25–50%, даже на 100%, если он будет работать «супер-супер». За счет премиального фонда. Надбавки начисляются по решению рабочей комиссии. Средняя зарплата наших сотрудников в конце прошлого учебного года составляла 4200–4300 руб. На начало нынешнего года — 5800. У нас есть замечательные сотрудники, которые получают больше.

— Какими критериями руководствуется рабочая комиссия?

— Комиссия смотрит, насколько деятельность педагога способствует решению поставленной перед нами бизнес-задачи.

— А перед вами стоит бизнес-задача?

— Да. Мы должны выполнять муниципальный заказ и зарабатывать деньги. Муниципалитет оплачивает нам обучение определенного количества детей в наших кружках и студиях. На каждого ребенка выделяются средства. Поэтому в доме творчества не может быть меньше детей, чем выделено денег. Посещаемость групп — это свидетельство качественности педагогической работы. Сотрудники с пустыми группами нам не нужны. Они, даже при своих маленьких зарплатах, нам слишком дорого обходятся. Это то, что касается выполнения муниципального заказа. Кроме того, мы можем зарабатывать и за счет этого увеличивать как свою материальную базу, так и премиальный фонд.

— За счет чего?

— К примеру, за счет платных услуг образовательного характера.

— То есть за счет платных кружков. А раньше все ваши кружки были бесплатными?

— В то время, когда я стала руководителем дома творчества, кружки уже делились на платные и бесплатные.

— По какому принципу?

— Принцип очень простой. За одни услуги население готово платить, за другие — нет. Дети с удовольствием ходят в кружки эколого-биологического направления. Им нравится ухаживать за животными. Для этого мы держим кроликов. Но родители за это платить не готовы. Поэтому биологические кружки бесплатные. И их, как правило, посещают дети из малоимущих семей. А вот кружок парикмахерского искусства у нас платный. Подобную образовательную услугу родители согласны оплачивать.

— Непонятно: если раньше у вас были кружки платные и бесплатные, и сейчас то же самое, в чем же смысл перехода в АНО? И не приведет ли изменение статуса к постепенному вытеснению бесплатных кружков? К чему держать кроликов, за которых никто не желает платить (а кролики к тому же еще и едят), если можно за деньги учить стричь и делать маникюр?

— Перечень обязательных бесплатных кружков указан в муниципальном заказе. Они финансируются из городского бюджета. Но даже и по отношению к ним наши возможности изменились. Согласно муниципальному заказу, мы, например, должны обучать в хореографическом кружке пятнадцать детей. На эти места мы стараемся зачислить детей из малообеспеченных семей. Если же желающих больше — не пятнадцать, а семнадцать, — двух человек мы зачисляем в кружок на платной основе. Кроме того, раньше мы могли взимать плату только за образовательные услуги. Теперь мы можем заниматься любой предпринимательской деятельностью. Недавно в дополнение к своим кроликам мы купили два аквариума и индюка.

— Неужели и за индюком никто не согласится платно ухаживать?

— Не согласится. Зато посмотреть на индюка придут с удовольствием. Особенно малыши. Поэтому мы организовали платные экскурсии в зооуголок. Мы можем выращивать и продавать рассаду — с коммерческим размахом. Поэтому у нас в планах построить настоящую теплицу. Согласно закону, мы можем заниматься книгоиздательской деятельностью. Для этого собираемся приобрести мини-типографию.

— В связи с переходом в АНО родительская плата за кружки повысилась?

— Практически нет. Вопрос о повышении оплаты мы в коллективе очень серьезно обсуждали и решили: не жадничать! Финансовое благополучие дома творчества зависит не только от размеров платы за кружки, но и от количества посещающих нас детей. Увеличим плату — потеряем детей. Это невыгодно. Мы трезво оцениваем платежеспособность населения. Лучше искать другие пути зарабатывать.

— И что это за пути?

— Во-первых, мы пересмотрели перечень услуг, которые можем предложить детям и родителям. Раньше у нас преобладало художественно-эстетическое направление. Было много кружков по изобразительному искусству, по музыке. Но такие виды деятельности предлагают и в других местах. Можем ли мы конкурировать с музыкальной школой или с художественной школой по качеству обучения в этих областях? Нет. Поэтому количество кружков этого направления мы сократили. Кружков, куда дети ходили лепить и рисовать, было десять. Осталось два. Зато мы открыли кружки фитодизайна, косметического искусства, журналистики, швейного мастерства, школу вожатых (для старшеклассников). Собираемся открыть компьютерный класс. (Мы, возможно, введем кружок рисования с помощью компьютера, но это качественно иное рисование.) Эти кружки пользуются высоким спросом, потому что дают детям конкретные жизненные навыки, расширяют их представления о профессиях.

— Сколько стоит посещение кружка «Парикмахерское дело»?

— 250 рублей в месяц.

— А что стоит дороже?

— Дороже стоит посещение Центра раннего развития для дошкольников. Занятия проводятся с девяти утра, в течение трех часов, четыре раза в неделю. Месячная плата за посещение группы — 600 рублей. Центр существует уже одиннадцать лет и пользуется неизменной популярностью. Сначала у нас была группа для шестилеток. Они готовились к поступлению в первый класс. Затем появилась группа для пятилетних детей. А в прошлом году по просьбе родителей мы открыли группу для трехлеток. Трехлетки приходят к нам раз в неделю, вместе с родителями. На три занятия по пятнадцать минут.

— В Тобольске поощряется создание групп кратковременного пребывания при детских садах. В этих группах дети могут посещать занятия бесплатно. Почему же родители предпочитают платить 600 рублей в месяц и приводить детей к вам, а не в детский сад?

— Говорят, им здесь нравится. У нас группы по 12–13 детей. Максимальная наполняемость — 16 человек. Некоторые родители очень боятся обязательных прогулок, считают, что дети без индивидуального присмотра потеют и переохлаждаются. У нас прогулок нет. Любой родитель может высказать желание присутствовать на занятии, и ему в этом никогда не откажут. Родителям нравятся условия в доме творчества. Основные занятия проходят в специализированном кабинете. Но у нас есть театральный зал, музыкальный зал, танцевальный зал. Наши малыши везде бывают. В Центре раннего развития занимаются 54 ребенка. Больше мест у нас, к сожалению, нет.

— А желающие есть?

— Желающие есть. На сегодняшний день группы Центра раннего развития, группы подготовки к школе являются самой востребованной услугой.

— Не значит ли это, что вы в организации занятий идете на поводу у родителей? Многие специалисты дошкольного образования считают, что в подобных группах за пределами детских садов нарушают правила работы с дошкольниками в угоду коммерции.

— Нет. Мы бережно относимся к своим малышам. У нас с ними работают люди со специальным образованием. На занятиях они много двигаются, играют. А про условия, которые мы им предоставляем, я уже рассказала. Мы постоянно объясняем родителям, что суть подготовки к школе заключается в социализации детей, а не в натаскивании по отдельным умениям. Но наши воспитанники показывают неплохие результаты и с точки зрения формальных требований подготовки к школе. Поэтому родители довольны.

Беседу вела Марина АРОМШТАМ

Рейтинг@Mail.ru