В.В. ГЕРАСИМОВА,
Е.В. МАЙГУРОВА, Г.Н. КАЛАЙТАНОВА
Здравствуй, лето!
Перспективно-календарный план на лето
(июнь, июль, август)
Фото с конкурса «Мы гуляем на участке»,
д/с № 151 г. Воронежа
Жизнью человека управляет множество
ритмов. Один из них — ритм года. Состояние
природы непосредственно отражается на состоянии
всех живых существ и человека в том числе.
Т.Н. Доронова
Перспективно-календарный план —
результат практической деятельности
специалистов детского сада по организации
воспитательно-образовательной работы с детьми
на летний оздоровительный период.
Особенностью плана является
комплексно-интегративный подход, способствующий
эффективной педагогической деятельности с
детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Совместно с методическими
рекомендациями по планированию данный план
может быть успешно использован в дошкольных
учреждениях с учетом специфики условий, традиций
и программ дошкольного воспитания.
Введение
Работа в детском саду в летний
оздоровительный период многообразна,
содержательна, наполнена интересными делами,
мероприятиями, событиями. Это позволяет
многопланово решать различные задачи:
— укрепление здоровья детей,
повышение адаптационных возможностей организма,
развитие двигательных и психических
способностей, формирование положительных
эмоциональных состояний;
— развитие коммуникативных
способностей, нравственное обогащение,
приобщение к истокам родной и мировой культуры;
— знакомство с предметами, явлениями и
событиями, выходящими за пределы
непосредственного восприятия и опыта ребенка;
установление связей и зависимостей между ними,
формирование у ребенка целостной системы
представлений, избирательных интересов,
положительного отношения к миру.
Осуществление данных задач позволяет
педагогическому коллективу создавать условия
для оптимизации интеллектуальной, двигательной,
трудовой и других видов деятельности. Это
достигается путем рациональной регламентации
деятельности, объема, интенсивности и содержания
деятельности, созданием для ребенка условий
психологического комфорта, радостного
проживания неповторимого периода детства.
Целесообразная организация всех видов
деятельности предусматривает возможность для
каждого ребенка заняться любимым делом, быть
первооткрывателем, исследователем того мира,
который его окружает. Самостоятельно дошкольник
еще не может найти ответы на интересующие его
вопросы — ему помогают педагоги. Они используют
методы развивающего обучения, однако такие
способы зачастую носят эпизодический,
фрагментарный характер. Использование же
комплексных тематических занятий помогает на
основе эмоционального воздействия на ребенка
осуществлять взаимосвязь содержания
дошкольного образования с разнообразными видами
деятельности.
Актуальность опыта
обусловлена важнейшими компонентами,
сберегающими детское здоровье: рациональная
организация воспитательно-образовательного
процесса, оптимальное для сохранения
работоспособности детей сочетание психических и
физических нагрузок; взаимодействие всех
участников педагогического процесса.
В ходе практической реализации
предлагаемого плана педагогическому коллективу
удалось решить противоречия:
— между ориентацией современной
образовательной модели на развитие творческой
личности ребенка и создания для него
здоровьесберегающей среды и традиционным
содержанием и формами организации
жизнедеятельности детей в детском саду;
— между необходимостью расширять
продуктивно-творческий компонент деятельности и
доминирующими традиционными занятиями с детьми,
связанными с развитием памяти и репродуктивного
мышления.
Задачи, решаемые в опыте:
1. Разработка комплекса мероприятий,
обеспечивающих применение
личностно-ориентированного подхода в
образовательном процессе, направленного на
самоактуализацию, самореализацию детей, рост их
творческого потенциала.
2. Организация среды жизнедеятельности
детей, стимулирующей созидательную
направленность ребенка.
3. Определение основных контуров
дошкольного образования: аксиологического
(ценностного), когнитивного (познавательного),
деятельностно-творческого.
4. Определение характера
взаимодействия взрослых и детей в
педагогическом процессе.
Теоретическая интерпретация
опыта
Коллектив детского сада работает по
программе «Развитие» (Л.А. Венгера), поэтому в
педагогической деятельности реализует основные
идеи интеллектуально-познавательного,
художественного и творческого развития детей.
Кроме этого, теоретической основой разработки
плана явились: комплексный подход, включающий
различные компоненты, совокупность которых
объединена в понятие «здоровый образ жизни»
ребенка (Ю.Ф. Змановский); театр — игровая по
форме, новая система физического оздоровления и
творческого самовыражения (Н.Н. Ефименко);
использование синтеза искусств в становлении
личности ребенка (Б.П. Юсов, Б.М. Неменский,
Р.М. Чумичева, Н.Г. Пешкова,
Н.В. Корчаловская); зарождение возможностей
для творческого самоопределения ребенка
дошкольного возраста (В.Г. Кудрявцев).
Технология опыта
1. Реализация программы «Развитие»
требует от педагогов умения не только помогать
детям овладевать знаниями, но и в первую очередь
добывать эти знания, оперировать ими, мыслить
творчески и самостоятельно.
В основу опыта положен метод
тематического восприятия окружающего мира
дошкольником. Структура плана представлена
следующими тематическими блоками:
Для того чтобы лето воспринималось как
время наслаждения общением с близкими и
незнакомыми людьми, как радость коллективного
действа, у каждого дня есть свой необычный герой,
который несет «идею дня». Понедельник —
«Любознайка» — знакомит с темой недели, вместе с
детьми определяет круг интересов, проектирует
последующую деятельность. Вторник —
«Трудолюбик» — приступает к воплощению идеи
через ручной труд, труд в природе,
изодеятельность и конструирование. Среда —
«Микроша» — наблюдает, экспериментирует,
побуждает детей к открытию новых знаний,
способов познания. Четверг — «Здоровинка» —
активизирует, приобщает к здоровому образу жизни
через эстафеты, состязания, подвижные игры. В
пятницу — «Чудинка» — никакой «обязаловки»,
важно «заразить» детей, родителей, педагогов
положительным отношением к «событиям недели»,
осознать важность совместного праздника.
Появление и пребывание этих
персонажей в группах варьируется в зависимости
от возраста детей, выбранной темы, возможности
педагогического коллектива. Героем может быть
как педагог, так и кукольный персонаж. Совсем не
обязательно присутствие героя в течение всего
дня, он может периодически появляться или
передавать сообщения в форме письма, телеграммы,
внезапного сюрприза. Такая форма организации
летнего периода работы дает возможность детям
чувствовать себя раскрепощенно, усваивать
познавательный материал, а вместе с ним эталоны и
нормы поведения. При этом лучшим воспитателем
становится радость, которую получают дети от
игр, общения, от демонстрации своих способностей,
от «сюрпризности».
2. Технология опыта предполагает
активную образовательную совместную
деятельность детей и взрослых, в ходе которой
развиваются компетентности:
— социальная — способности
устанавливать контакты, осуществлять
взаимодействие в различных социальных, в том
числе больших и малых группах, участвовать в
решении проблем, проявлять нравственное
отношение к окружающему миру;
— интеллектуальная — использование знаний в
различных ситуациях, установление взаимосвязей
и зависимостей;
— информационная — овладение различными
источниками получения знаний, умений выбирать
наиболее рациональные пути;
— коммуникативная — умение инициировать и
поддерживать общение в различных группах
(сверстников, взрослых).
Продолжение следует |