Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2006

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Сенаторы задумались о дошкольном образовании

Репортаж с заседания Комитета Совета Федерации

Нынешней весной случилось неожиданное событие. По неведомым и счастливым причинам члены Совета Федерации вдруг вспомнили, что в России существует дошкольное образование. Существует, прямо скажем, на грани выживания. И это неправильно.
В апреле на базе московского детского сада № 45 было организовано расширенное выездное заседание «Комитета Совета Федерации
по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии»,
посвященное проблемам существующей нормативно-правовой базы дошкольного образования. С тезисами основных выступлений газета знакомит своих читателей. Мы также приводим проект постановления заседания и предложения по изменению законодательства, присланные из разных регионов России.

Открыл заседание председатель Комитета Виктор Шудегов, отметивший, что среди ныне действующих активных политиков только Любовь Кезина, начальник Департамента образования Москвы, активно выступает в защиту дошкольного образования. В регионах же подобная активность практически не наблюдается, хотя дошкольное образование и находится в ведении муниципалитетов. Отношение к дошкольному образованию на уровне правительства тоже оставляет желать лучшего: «Сразу бросается в глаза, что в национальном проекте по образованию дошкольное образование не учитывается.
Я очень надеюсь, что в следующем году ситуация изменится и лучшие дошкольные учреждения, лучшие педагоги-дошкольники получат свои заслуженные награды».

С подробным докладом о состоянии дошкольного образования и анализом противоречий нормативно-правовой базы, регулирующей эту сферу деятельности, выступила председатель подкомитета по образованию Зинаида Драгунская.

По данным Контрольного управления Президента РФ, за последние пятнадцать лет количество дошкольных учреждений сократилось почти в два раза. Часть учреждений были закрыты и перепрофилированы, сданы в аренду коммерческим организациям. Некоторое повышение рождаемости в последние пять лет на фоне сокращения количества детских садов привело к тому, что тысячи детей лишены возможности пользоваться услугами дошкольных учреждений. В среднем по стране лишь 55% детей охвачены дошкольным образованием. Расходы федерального бюджета на нужды дошкольного образования на сегодняшний день колеблются в пределах от 0,0 до 0,05% от суммы выделенных средств. Ввиду катастрофически низкой заработной платы, составляющей от 2400 до 4000 руб. по стране, в дошкольном образовании сложилась критическая ситуация с кадрами. Чтобы обеспечить себе достойное существование, высокопрофессиональные специалисты вынуждены искать другую работу.

Это лишь основные проблемы дошкольного образования. Перечислять их можно достаточно долго. Но целесообразнее сосредоточиться на причинах, приведших к такому бедственному положению. Одна из важнейших причин, по мнению З.Ф. Драгунской, кроется в несовершенном, полном внутренних противоречий и неопределенностей законодательстве Российской Федерации в части, касающейся дошкольного образования.

Одно из противоречий касается права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, гарантированного Конституцией РФ (п. 2, ст. 43) и Законом об образовании (п. 3, ст. 5). До вступления в силу 122-го закона действовал единый порядок оплаты родителями услуг по содержанию ребенка в детском саду. Были также определены категории семей, освобождавшихся от платы или имеющие льготы на оплату.

122-й закон фактически лишил этих льгот граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Претенденты на льготы попали в прямую зависимость от бюджетных возможностей местных субъектов Федерации и от их приоритетов. Передав все ДОУ в ведение муниципалитетов, закон оставил их без финансовой поддержки государства. Субъекты федераций должны теперь самостоятельно урегулировать вопросы, связанные с содержанием и образованием детей в детских садах. А органы местного самоуправления могут устанавливать или не устанавливать дополнительные коды по содержанию детей из различных категорий семей.

Это привело к резкому повышению родительской платы за услуги детского сада.

122-й закон (п. 2, ст. 153) обязывает органы местного самоуправления сохранить различные формы социальной поддержки граждан. Но это требование приходит в противоречие с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления» (п. 3, ст. 18), по которому федеральные законы не могут определять объем расходов на те или иные цели за счет средств местных бюджетов.

Согласно действующей Конституции, Российская Федерация является социальным государством. Поэтому государство должно не только законодательно установить гарантии общедоступного и бесплатного дошкольного образования, но и предусмотреть реальный механизм их обеспечения. Для старших дошкольников дошкольное образование должно быть обязательным: дети должны получать его в форме, приемлемой для семьи.

З.Ф. Драгунская не обошла молчанием проект Минобразнауки РФ по преодолению нарастающего расслоения детей по уровню подготовленности к школьному обучению. Одобрив в целом эту инициативу, она критически отнеслась к предложенному министерством механизму разрешения проблемы: «Нельзя согласиться с использованием школьных помещений для организации предшкольной подготовки детей. Не ясно, для чего нужны специальные программы и специальные педагоги предшкольной подготовки. Это неэкономично и неэргономично. Не лучше ли по-хозяйски отнестись к тому, что наработано в системе дошкольного образования? К уже существующим и одобренным министерством вариативным образовательным программам, к имеющемуся научно-методическому потенциалу профильных институтов?» К тому же, отметила Драгунская, министерский проект распространяется исключительно на детей 5–7-летнего возраста. Он не предусматривает никаких мер по обеспечению образования и условий содержания для детей раннего возраста. А это сегодня одна из острейших тем. «Если мы лишим молодых мам возможности работать, мы никогда не решим проблему демографического спада в стране».

Возвращаясь к главной теме выступления, З.Ф. Драгунская отметила необходимость разработки единых требований к программам и педагогическим технологиям при сохранении такого неопровержимого достижения системы дошкольного образования, как ее вариативность.

От имени Минобразнауки РФ на заседании выступила Наталья Третьяк, заместитель директора Департамента государственной политики образования.

Она отметила, что количество детских садов в России продолжает сокращаться. Только в период с 2000 по 2004 год закрылось 3,5 тысячи дошкольных учреждений. При этом контингент детей дошкольного возраста увеличился за это же время на 58 тысяч человек. Строительство детских садов ведется очень низкими темпами или не ведется совсем. Несмотря на принятые ранее меры (открытие групп кратковременного пребывания и специальных групп по подготовке детей к школе), почти половина детей России не получает дошкольного образования. Как следствие, они обречены на неудачный старт школьной жизни. По мнению Минобразнауки, крайне важно обеспечить педагогическое сопровождение развития именно старших дошкольников — с целью выравнивая стартовых возможностей детей к началу школьной жизни.

Концентрируя свои усилия на обеспечении дошкольным образованием детей старшего дошкольного возраста, министерство решает задачу повышения доступности дошкольного образования, а не его уничтожения или подмену предшкольным образованием. Ни один из министерских документов не предусматривает отмену или даже умаление значения дошкольного образования. Напротив, во всех документах и выступлениях подчеркивается самоценность дошкольного детства. В основе предшкольного образования должны лежать игровые формы и методы. А занятия рекомендуется проводить на базе детских садов — там, где это возможно. Но в тех регионах, где детских садов недостаточно и в силу демографической ситуации есть свободные помещения при школах и в учреждениях дополнительного образования, целесообразно использовать их для организации занятий по предшкольной подготовке.

В целях координации введения предшкольного образования Федеральной программой развития образования на 2005 год был реализован проект «Разработка и апробация модели обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп населения». В ходе исполнения этого проекта осуществлена разработка модели «Организация предшкольного образования», а также разработана программа методического обеспечения данной модели. Проектом было предусмотрено проведение курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.

Что касается регулирования родительской платы за содержание ребенка в детском саду, то этот вопрос действительно относится к полномочиям органов местного самоуправления. Но во многих регионах приняты нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ДОУ и размеры родительской платы, а также разработана программа социальной поддержки населения. «Вместе с тем не могу не согласиться с Зинаидой Федоровной, — сказала докладчица, — что в ряде регионов местные органы управления выполняют свои полномочия в недостаточном объеме».

Министерство разрабатывает рекомендации субъектам Федерации по регулированию роста родительской платы за содержание ребенка в детском саду. Оно также планирует принять целевые региональные программы по строительству детских садов и возвращении бывших зданий ДОУ сети.

Затронула Третьяк и проблему повышения заработной платы педагогов дошкольного образования. Министерство предполагает переход на новую систему оплаты труда педагогов дошкольных образований, включая введение новых базовых ставок в зависимости от образования, квалификации, видов образовательных учреждений и по результатам труда. Предполагается внести изменения в норматив рабочего времени воспитателя ДОУ: с 36 часов в неделю он будет снижен до 30 часов. Муниципалитетам рекомендуется установить должностные оклады сотрудников дошкольных учреждений, исходя из прожиточного минимума в регионе и собственных финансовых возможностей.

Затем слово взяла начальник Департамента образования Москвы Любовь Кезина.

«Я руковожу образованием Москвы уже двадцать лет, — сказала Любовь Петровна. — Но впервые за все это время вопросы дошкольного образования попали в поле зрения сенаторов и рассматриваются на государственном уровне». Главную причину всех несчастий дошкольного образования на современном этапе Кезина видит в том, что государство ушло из дошкольного образования, передав все полномочия местным органам самоуправления. Эти же местные органы не подчиняются никому. Образовательная политика в области дошкольного образования сегодня выстраивается не на государственном, общероссийском уровне, а на местном. Следствиями подобной попытки в отношении школ стали несвоевременная выплата зарплаты и забастовки учителей. Педагоги дошкольных учреждений, в отличие от учителей, не бастуют. Это особая, невероятно терпеливая категория работников. Но это не значит, что мы все должны забыть о том, что детский сад является первым звеном в системе образования.

Государство должно вернуться в дошкольное образование.

Второй тезис Любови Петровны был связан с разработкой законодательной базы, которая бы позволила вернуть в сеть дошкольных учреждений детские сады, проданные в свое время с аукциона. В первую очередь это коснулось бывших ведомственных детских садов. Потеря системы ведомственных детских садов стала для дошкольного образования невосполнимой утратой. И сегодня надо приложить все усилия, чтобы не дать закрыться последним уцелевшим ведомственным садам.

Там, где здания вернуть невозможно, нужно сделать попытку вернуть земельные участки. Как правило, за каждым детским садов закреплялась территория не менее 0,7–0,9 га. Московский Департамент совместно с Департаментом земельных ресурсов и Мосархитектурой в настоящее время провел инвентаризацию участков проданных зданий детских садов. Эти участки предполагается пустить под строительство дошкольных учреждений. Однако требуется закон, позволяющий отчуждать земельные участки бывших детских садов у нынешних владельцев зданий.

По мнению Кезиной, сегодня необходимо пересмотреть положение о дошкольном учреждении от 1995 года. Оно устарело. И в Москве, и в разных регионах России существует огромное видовое разнообразие детских садов — с группами кратковременного пребывания, с гибким графиком посещения группы ребенком, с группами здоровья. Есть детские сады с группами, работающими по четырнадцать и по двадцать четыре часа в сутки. Но нормативной базы для нормального функционирования таких садов нет. Эту базу нужно создать в скорейшие сроки — чтобы работа учреждений была легальной, законной.

К тому же в 2003 году, в новых санитарных правилах для дошкольных учреждений, были «потеряны» учреждения компенсирующего вида. Детские сады для детей с различными заболеваниями вынуждены работать по старым санитарным нормам. Это вызывает недовольство проверяющих. Но виноваты в этом не сады, а недоработки в санитарных правилах. Они тоже требуют обновления.

Еще один важнейший аспект выступления касался заработной платы педагогов. «На мой взгляд, — сказала Любовь Петровна, — заработную плату работников дошкольных учреждений необходимо приравнять к заработной плате школьных учителей. Владимир Владимирович Путин меня в этом поддержал и дал поручение правительству такую систему выравнивания разработать».

Что касается родительской платы за содержание ребенка в детском саду, то даже в советское время дети не посещали детский сад бесплатно. Конституция гарантирует бесплатное образование. А за питание ребенка, за его содержание родители должны платить. Они это понимают. С 1 апреля 2006 года в Москве тоже подняли родительскую плату. Но ее определенным образом рассчитали. Сегодня питание ребенка в детском саду в день стоит 54 руб. Если эту сумму умножить на 20 (приблизительное количество дней посещения в месяц), то, только исходя из стоимости питания, родительская плата должна составлять больше 1000 руб. Поэтому расчеты родительской платы в Москве строились на основании суммы минимальной российской оплаты труда — 800 руб. Минимальная плата за детский сад теперь составляет 400 руб. в месяц, максимальная — 850 руб., в соответствии с разработанной системой льгот.

Резко критически отнеслась Кезина к планам Минобразнауки по внедрению системы предшкольного образования: «Я категорически против предшкольного образования. Зачем нам копировать иностранные модели, когда детей сажают за парту в пять лет? Уникальную систему российского дошкольного образования нельзя заменить предшколой. И меня удивляет, когда руководители органов управления регионов разводят руками: мы, мол, ничего не можем сделать! Детские сады нам не подчиняются».

А вот на что действительно нужно направить силы, так это на создание системы по подготовке домашних воспитателей и гувернеров. Сейчас появились состоятельные родители, у которых есть возможность держать ребенка до трех лет дома. Это хорошо. Но при этом они должны получать квалифицированную педагогическую помощь со стороны грамотного профессионала: сегодняшние родители не могут похвастаться высоким уровнем психолого-педагогической культуры.

От имени российской науки на заседании выступили Виктор Слободчиков, директор Института развития дошкольного

образования, и Лариса Парамонова, директор Центра «Дошкольное детство»
им. А.В. Запорожца.

Виктор Слободчиков отметил, что во всех нормативных документах речь идет о дошкольном образовании. Хотя весь опыт советской системы был опытом общественного дошкольного воспитания. Это две разные вещи. Главный вопрос заключается в том, имеет ли дошкольное образование шанс действительно, нормативно стать первой ступенью общего образования? Только после этого можно приступать к проработке нормативно-правовой базы.

Второй тезис был связан с критикой термина «предшкольное образование».

Термин, по мнению Слободчикова, является неустоявшимся и вызывающим сомнение. Но в инициативах министерства, по мнению выступающего, есть позитивный смысл. Он заключается в том, что государство берет на себя ответственность за обеспечение образованием детей 5–7 лет. Правда, нигде в министерских документах не написано, что государство гарантирует получение образования. А это сильно поменяло бы смысл заявлений.

Но, даже усматривая позитивный смысл в действиях Минобразнауки, невозможно не учитывать опасностей реализации проекта. Опасность заключается в том, что дошкольное образование, оказавшись в одной упряжке со школой, утратит свою специфику. Школа сильнее и организационно, и инструментально, и кадрово. В результате поспешного внедрения министерского проекта мы можем получить уродливый вариант распухшего школьного образования, вылезшего из пределов своих возрастных границ. «Попытки форсировать подготовку детей к школе, — заявил
В.И. Слободчиков, — кажутся псевдорешением такой масштабной задачи, как преемственность».

Лариса Парамонова высказалась о необходимости внести поправки в задачу, поставленную министерством: речь должна идти не о выравнивании стартовых возможностей детей (это по определению невозможно: все дети разные), а о выравнивании образовательных условий для успешного перехода к школьному обучению.

«В нашем обществе боятся слова «стандарты», так как думают, что за стандартизацией содержания последует стандартизация развития детей. Поэтому гораздо удачнее было бы говорить о разработке обязательных государственных требований к содержанию дошкольного образования». Но не к минимуму, который предполагает бесконечное расширение, а к содержанию, которое обеспечивает базисное развитие ребенка с учетом его психологических закономерностей.

Также необходимо разработать требования к методическим и дидактическим материалам и к развивающей предметной среде. Это позволило бы остановить вал бесконечных тетрадей, адресованных дошкольникам, неизвестно кем сочиняемых.

Из «Типового положения о дошкольном учреждении», по мнению Парамоновой, необходимо убрать виды детских садов по приоритетным направлениям. Просто не может быть, чтобы один детский сад специализировался на интеллектуальном развитии, а другой — на оздоровлении. Неужели там, где ребенка развивают интеллектуально, не надо заботиться о его здоровье?
И наоборот? Родители отдают малыша в тот детский сад, который ближе к его дому. Как же можно искусственно навязывать и ребенку, и семье приоритеты?

Необходима разработка нормативной базы для новых форм организации образования детей — при библиотеках, в системе дополнительного образования. Время и объем занятий должны быть строго определены, чтобы занятия не шли во вред здоровью детей.

Елена Чумаченко, воспитатель года Москвы-2004, от имени победителей всех лет обратилась к сенаторам с предложением об организации всероссийского конкурса «Воспитатель года». Педагоги дошкольного образования, как и учителя, должны иметь свой конкурс, свою трибуну, с которой они могли бы говорить о своих достижениях и проблемах. Сенаторы приняли предложение к сведению.

Завершилось заседание выступлением Хусейна Чеченова, члена Комитета СФ по науке, культуре и образованию.

Хусейн Джабраилович сказал буквально следующее: «Если проведенное сегодня мероприятие останется на бумаге, мы окажемся застрельщиками в худшем смысле этого слова. Мы почти подошли к точке невозврата во всех перечисленных сегодня проблемах. Мы должны постараться решить обозначенные вопросы быстро, мы должны добиться поддержки правительства. Думаю, что все присутствующие не дадут спать ни себе, ни нам».

Мы все на это надеемся.

Записала Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru