Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Пополним «предшкольный» багаж

Приключения со звуками-бабочками

Подготовка детей к школе становится сегодня одним из важнейших направлений в работе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Внутри такой подготовки для педагога важно, с одной стороны, помочь ребенку овладеть навыками и умениями, которые понадобятся ему в первом классе, а с другой стороны, удержаться от использования сугубо школьных, учительских методов ведения занятий.
Для того чтобы справиться с этой нелегкой задачей, педагогу дошкольного образования нужно владеть собственным, специфическим багажом обучающих методов и приемов.
Пополнить педагогический багаж вам помогут методические приемы и формы работы педагога-экспериментатора, кандидата педагогических наук Марины АРОМШТАМ.

Вместо предисловия

Развитый фонематический слух — необходимое условие и для обучения ребенка чтению, и — в особенности — для обучения грамотному письму. Дети дошкольного возраста — «природные лингвисты». Они любят играть со звуками, экспериментировать с различными сочетаниями. В этом возрасте можно научить ребенка первичным навыкам фонетического анализа слова. Но как?

Руководствуясь двумя правилами: образ и движение! Здесь, пожалуй, важно добавить, что образность преподнесения материала в применении к ребенку носит довольно «условный» характер. Это взрослый воспринимает фразу «Нахмурилось небо, как будто не в духе» (Б.Заходер) как поэтический образ. А ребенок — скорее, как некое реальное, рассердившееся существо. Точно так же, как наши далекие предки мифологических времен. Все, что стало теперь для нас красотами языка, раньше было реалиями. Все вокруг хмурилось, дышало и смеялось.

Ребенок, безусловно, не в чистоте воспроизводит мифологическое восприятие мира. Он с самого рождения включен в культуру других смыслов, а в читающих семьях — и в культуру литературного языка. Но прямое значение слов ему, конечно, ближе, чем переносное. Для взрослого отказ от переносного значения слова в пользу прямого и составляет главный принцип игры. В том числе игры фонематической. Если звук «выскакивает» из слова, его можно «поймать» — зажать в кулачок. Если согласные бывают твердые и мягкие, значит, их можно пощупать.

Ребенок «ловит» и «щупает» с огромным удовольствием. Но и он понимает, что это игра. Что это «понарошку». Тут-то и выясняется, что не все так просто со словами, к которым он уже успел привыкнуть. Внутри игры со словом происходит нечто, на чем раньше его внимание не акцентировалось. Ребенку открывается мир многозначности слова. А это — необходимое условие для умения воспринимать художественный текст на новом качественном уровне.

Рисунок Марии Овчинниковой

Приключение первое

«Страстные» гласные и игры в прятки

— Сейчас будем хулиганить! (Пока нас никто не видит.) Ну-ка, высуньте все языки и подразнимся! Вот какие длинные языки! А теперь притворимся, будто сожалеем о содеянном. Погрозим друг другу пальцем. Ах, как нехорошо мы поступаем, язык высовываем! А он — такой озорник, этот язык! И высовывается, и прячется, и трубочкой сворачивается, и зубам покоя не дает — толкается, и балуется — вверх-вниз ходит, и цокает!

А мы-то как рассердились! И брови нахмурили, и губы надули. Да пусть балуется. Ему это полезно. Ну-ка, улыбнитесь! Шире, шире. Пусть губы тоже пошевелятся. И губы, и язык должны размяться. Они сейчас будут нам помогать звуки ловить.

Мы слышим шум дождя, пение птиц, мотор автомобиля, стук в дверь. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса, нашей речи. Они сливаются друг с другом, прячутся друг за друга, путаются. Это они специально так делают, чтобы получились слова, и мы бы понимали друг друга. Но можно попробовать поиграть с ними, отыскать в словах, поймать в воздухе, удержать. Познакомиться с каждым в отдельности не удастся: их очень много. Но хотя бы с некоторыми, самыми заветными.

Ой, что это? Вон там, в центре нашего круга? Взялись крепко за руки, осторожно сходимся к середине, ступая с носочка. Что же это?

Вскрикиваем от неожиданности:
— А-а-а!
Пугаемся, пятимся назад, вся наша поза — испуг:
— У-у-у!
Теперь мы на безопасном расстоянии. Удивляемся:
— О-о-о!
И сердимся, сжимая кулачки, и на себя, и на это, нас так глупо испугавшее:
— Ы-ы-ы!
А теперь серьезно задумаемся над происшествием, почешем в затылке:
— Э-э-э!
В общем-то, бояться нечего, ничего страшного не случилось. Все хорошо, жизнь прекрасна. Радуемся:
— И-и-и!

Это и есть наши новые знакомые — гласные звуки. Гласными их назвали потому, что они сделаны из голоса, а голос в старину назывался «глас». Не «глаз» вовсе, тогда были бы «глаЗные», а именно «глас». Они умеют выражать наши чувства! Рождаются они в самой нашей серединке — в груди. Если положить руку на грудь, можно почувствовать, как они движутся внутри, когда вылетают. Потому что звуки похожи на бабочек. Жизнь их очень коротка. Они живут только до тех пор, пока звучат.
А потом умирают, тают в воздухе. Им совсем не больно. И так должно быть. Чтобы мы могли говорить, внутри нас все время должны рождаться новые звуки, вылетать в воздух и таять.

Гласные умеют петь. Поэтому они живут столько времени, сколько длится их песня. Хотите попробовать дать звуку долгую жизнь? Тогда кладите руку в самую серединку груди и пойте вместе со мной:

— А-а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у, э-э-э-э-э, ы-ы-ы-ы-ы, и-и-и-и-и!

А теперь можно поиграть по-другому: кто дольше протянет гласный звук. Будто бы мы с вами нырнули и выдыхаем воздух: кто дольше не всплывет. Приготовились —
начали!

— А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а...

Видите, как долго может жить гласный звук!

Гласные звуки похожи на крупных бабочек с большими крыльями: они вылетают легко и свободно, не задевая ни крыши — нёба, ни частокола зубов в пещере рта. И мы, если будем внимательны, сможем легко догадаться, какой звук-бабочка готовится сорваться с губ говорящего человека. Попробуйте догадаться, какой звук я готовлюсь спеть. Верно, «О». Потому что губы мои стали круглыми, нарисовался кружок на губах. Звук «О» круглый, как колесО (округлый жест руками). А сейчас? «У». Это еще проще. Губы вытянулись трУбочкой, бУдто мы дУем в трУбУ. «Ы» пролезает в узкую щелочку между зубами. Он сердится, что ему мешают зубЫ. А «И», напротив, звук улыбчИвый. Когда мы его произносим, мы невольно должны улыбнуться: какой мИлый звук!

Теперь ловите гласные звуки с моих губ и пойте! Вот как вы их уже хорошо узнаете!

А они, звуки, только и думают, как бы с вами в прятки поиграть. Может, думают, в словах нас найти труднее? Попробуем?
Я кидаю вам всем по очереди мячик и называю слово, а вы говорите, какой гласный звук там спрятался.

— Бак, мак, вар;
рог, нос, рот, сон;
кит, мир, пир;
суп, пух, сук;
сыр, рысь;
мэр, пэр, сэр.

Теперь наоборот: я назову гласный, а вы спрячьте его в слово. Например, я говорю: «О», а вы отвечаете: «крот».

Оля, конечно же, прячет «О» в свое собственное имя. Ну-ка, прислушайтесь к нему: сколько гласных там прячется? О-ль-а! Два. В слово может забраться и два, и три, и четыре, и пять, даже шесть гласных звуков. Но сосчитать их легко. Достаточно подставить под подбородок руку. Каждый раз, когда звук-бабочка вылетает в воздух, рот должен открываться, и нижняя челюсть будет толкать вашу руку. Я сейчас длинное-длинное слово произнесу, а вы правую руку подставьте под подбородочек, а на левой загибайте пальцы. Толчок — загнули палец, еще толчок — еще раз загнули.

— Э-лек-тро-стан-ци-я. Вот это да! Целых шесть гласных звуков!

Но гласные не случайно прячутся в словах. Они, конечно, очень важные, но много ли мы можем сказать, выразить только с их помощью? Удивиться, испугаться — но этого нам мало!

Поэтому гласные, как паровозики, цепляют к себе другие звуки. Другие звуки не умеют так петь, поэтому соглашаются ходить с гласными в парах и тройках (а иногда даже четверками). За то, что они согласны слушаться гласных, их так и назвали — согласные.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru