Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2006

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Тема номера:

Педагогический треугольник: ребенок, воспитатель и образовательная программа

Предшествующие пятнадцать лет принесли дошкольной педагогике немало сложностей и проблем. Но у них было неоспоримое достоинство: они научили нас думать. За это время было разработано множество новых программ, пытавшихся охватить все сферы жизни ребенка или сконцентрированных на разработке одной из предметных областей. Педагогам было позволено выбирать, а значит – анализировать и примериваться.
Социально-экономические проблемы имеются в полном объеме. Но методический арсенал современной дошкольной педагогики никак нельзя назвать оскудевшим.
И если педагогам сегодня чего-то не хватает в этой области, то, скорее, тактических умений. Важнейший вопрос современности не в том, ЧТО рассказывать ребенку и чем с ним заниматься, а КАК это делать. На вопрос «Как?» в теории можно ответить лишь приблизительно. Найти действительный ответ способны только практики, и не на словах, а на деле. Вот так я вхожу к детям. Вот это бросается мне в глаза. Вот это здесь и теперь оказывается главным и определяет мое «Как?». И это «Как?», мой ответ на него, вносит существенные коррективы в спущенное сверху «Что?». Мы научились рассуждать о ребенке как субъекте педагогического процесса. Но субъект-ребенок немыслим без субъекта-педагога. Субъекта, а не примитивного проводника чужих инструкций.

Эмма МОШКОВСКАЯ

РОБОТ И РАБОТА

Я работаю, как робот,
и в душе какой-то холод,
и в душе какой-то ропот,
чей-то шепот,
четкий шепот:

«Точно робот,
точно робот
рад
работать
только робот,
нужно, нужно – не как робот,
а совсем
НАОБОРОТ!»

 

Рейтинг@Mail.ru