Тема номера:
Педагогический треугольник: ребенок,
воспитатель и образовательная программа
Предшествующие пятнадцать лет принесли
дошкольной педагогике немало сложностей и
проблем. Но у них было неоспоримое достоинство:
они научили нас думать. За это время было
разработано множество новых программ,
пытавшихся охватить все сферы жизни ребенка или
сконцентрированных на разработке одной из
предметных областей. Педагогам было позволено
выбирать, а значит – анализировать и
примериваться.
Социально-экономические проблемы имеются в
полном объеме. Но методический арсенал
современной дошкольной педагогики никак нельзя
назвать оскудевшим.
И если педагогам сегодня чего-то не хватает в
этой области, то, скорее, тактических умений.
Важнейший вопрос современности не в том, ЧТО
рассказывать ребенку и чем с ним заниматься, а
КАК это делать. На вопрос «Как?» в теории можно
ответить лишь приблизительно. Найти
действительный ответ способны только практики, и
не на словах, а на деле. Вот так я вхожу к детям.
Вот это бросается мне в глаза. Вот это здесь и
теперь оказывается главным и определяет мое
«Как?». И это «Как?», мой ответ на него, вносит
существенные коррективы в спущенное сверху
«Что?». Мы научились рассуждать о ребенке как
субъекте педагогического процесса. Но
субъект-ребенок немыслим без субъекта-педагога.
Субъекта, а не примитивного проводника чужих
инструкций.
Эмма МОШКОВСКАЯ
РОБОТ И РАБОТА
Я работаю, как робот,
и в душе какой-то холод,
и в душе какой-то ропот,
чей-то шепот,
четкий шепот:
«Точно робот,
точно робот
рад
работать
только робот,
нужно, нужно – не как робот,
а совсем
НАОБОРОТ!» |
|
|