Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2006

ЛАБОРАТОРИЯ

По какой программе учится ребенок?

В проектных документах Совета Федерации заявлена необходимость «введения нового программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, нацеленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей». Не совсем понятно, что имеется в виду. Пятнадцать лет, последовавшие за перестройкой, были невиданно «урожайными» по количеству разработанных программ, декларировавших именно заявленные цели. Многие из них принадлежат солидным и известным в науке авторским коллективам, получили в свое время гриф Министерства образования и сегодня довольно успешно используются практиками. Иными словами, пустым и оскудевшим методический арсенал современной дошкольной педагогики назвать никак нельзя.
И если в нем чего-то не хватает, то это относится скорее к тактическим умениям педагогов, чем к стратегическим разработкам психологов.

Психологи, в лучших традициях отечественной науки, отбирают содержание для своих программ, руководствуясь принципами сензитивного возраста, тем, «что обучение ведет за собой развитие» и должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка. А также представлениями о том, какие занятия должны способствовать формированию важных личностных качеств ребенка и необходимых новообразований.

Чтобы педагогу было легко (если это слово уместно в отношении практиков) реализовывать программные цели и задачи, его снабжают пакетом методических разработок, вариантами планирования и даже конспектами занятий.

Освоил все это педагог — может трудиться во имя светлого будущего.

Но каждый раз невозможно отделаться от ощущения, что именно при таком грамотном, раз и навсегда методически выверенном подходе к делу воспитания маленький ребенок (что бы при этом ни говорили) превращается в объект педагогического воздействия, в ту самую «чистую доску», на которой якобы можно выводить любые замысловатые письмена. Но письмена, как ни обманывай в отчетах начальство и себя самого, выходят кривоватые, а иногда и вовсе не оставляют никакого следа.

В ряду тезисов, которые наш классик Л.С. Выготский выдвигал в качестве психологических оснований для разработки программ обучения дошкольников, был один, о котором вспоминают крайне редко: программа обучения «в известной степени должна быть программой обучения самого ребенка. Ребенок раннего возраста учится по своей программе; дошкольник способен учиться в меру того, в меру чего программа учителя становится его программой. Это представляет одну из труднейших задач педагога, задачу, с которой сталкивались педагоги за последнюю половину столетия» (1935 г.).

«Переводя» это высказывание на язык педагогической прозы, дошкольник мало что усвоит на занятии, если оно ему почему-то не интересно. Не помогут ни планирование, ни методические рекомендации по теме. Более того, такие занятия, возможно, нанесут малышу вред, поскольку противоречат одному из основных условий его психологического развития: дошкольник учится по своей программе.

Значит ли это, что нужно взять и в один прекрасный день отказаться от привычных, проверенных программ? Нет, конечно. Это, как уже было сказано, необходимые стратегические ориентиры жизни воспитателя. Речь идет о том, чтобы овладеть тактикой педагогического «боя»: научиться отклоняться от программ, а потом умело возвращать детей в нужное русло. Каждый раз, примериваясь к той или иной программе обучения, нужно оценивать ее с точки зрения тактических возможностей отклонения от заданного курса.

Принцип обучения дошкольников «по их собственным программам» с железной последовательностью реализуется в системе Монтессори. Несмотря на все критические замечания, высказанные в течение ста лет в адрес монтессорианских методов обучения, несмотря на устойчивую нелюбовь начальства и отечественных психологов к монтессори-группам, никто пока не сумел воплотить в жизнь более удачные способы выстраивать программу обучения ребенка с его собственной помощью. Взрослый задает программу обучения с помощью тщательно продуманной организации среды, огромного количества разноуровневых по сложности методических пособий и инструкций по их применению. Ребенка обучают ориентироваться в среде и пользоваться пособиями. Но выбор пособий и уровня их сложности, скорость овладения навыком с помощью того или иного материала, последовательность движения от одной темы к другой — все это определяет сам ребенок.

Другое дело, что поведение детей в монтессорианской среде сильно смахивает на движение путника в лабиринте. Он вроде бы движется самостоятельно, но движение ограничено параметрами тоннелей: обучаться можно лишь тому, что предусмотрено в материалах, и с помощью методов, предусмотренных инструкциями. Это дисциплинирует, учит рациональному отношению к миру. Но фантазировать не о чем и воображать нечего. «Выскочить» из монтессорианской обучающей матрицы ребенок может только в том случае, если воспитатель нарушит каноны системы: в укромном уголке за полочками дидактических материалов обустроит уголок для игры в дочки-матери, поставит ящик с кукольным театром, а перед сном возьмет да и почитает детям сказку. Иными словами, отклонится от заданной траектории и откроет возможности всплескам детского воображения и эмоций — процессам нерегламентированным, плохо поддающимся управлению (вообразить по команде гораздо труднее, чем сосчитать до десяти и обратно), но крайне важным с точки зрения развития и с точки зрения эффективности педагогического процесса.

У ребенка родились эмоции по поводу происходящего — значит, программа взрослого стала его программой.

Умение педагога вызвать у ребенка нужную эмоцию — одно из самых необходимых профессиональных умений. На эмоцию работать сложно. Дело ведь не в том, чтобы рассмешить или испугать. Нужно сделать так, чтобы из детской эмоции родился интерес к предлагаемому занятию. Планируя занятие, праздник, выход на экскурсию, нужно, кроме содержательной стороны и последовательности упражнений, придумывать веский повод для предполагаемых действий. Повод, играющий для ребенка роль психологической ловушки.

Но ловушка сработает только в том случае, если взрослые попадаются в нее сами. Если взрослые что-то вдохновенно придумывают, программа их действий, как правило, становится программой детей: дети легко и с радостью «заражаются» от взрослых их проектами. Они же «обезьянки», да еще и стремящиеся к партнерству!

Прием заражения деятельностью — один из важнейших приемов педагогической тактики по превращению программы педагога в программу ребенка. Но не менее важно и другое, по смыслу совершенно противоположное умение — способность педагога взглянуть на ситуацию с точки зрения потребностей ребенка, возникающих «здесь и теперь». Или то, что можно назвать немедленным реагированием на неотложный психологический запрос. Реагирование на неотложный психологический запрос, как правило, связано с необходимостью отклониться от спланированных действий, перестроиться на ходу, «пойти на поводу интересов ребенка».

Воспитатель приготовился к беседе о профессиях. Но за окном весна, и кто-то из малышей по дороге в садик нашел жука. Жук прибыл в группу. Жук в центре внимания детской «общественности». Можно, конечно, в соответствии с планом навязать детям разговор о плотниках и машинистах, но все их чувства привязаны к жуку, весь интерес направлен на то, как он шевелит лапками и усами, что ест и где спит.

Чтобы удержать детей в поле запланированной темы, педагогу, скорее всего, придется прибегать к репрессивным методам: окрикам, призывам не отвлекаться, лучше думать. Однако сегодня детям не важны машинисты. Содержанием их собственной программы является жук.
И чем это содержание плохо? Жука можно рассматривать и считать его лапки и усики. О жуке можно сочинять истории, жука можно рисовать. Для жука можно устроить временный домик — чтобы он с комфортом погостил в группе. Но не очень долго, до прогулки. Потому что жук скоро соскучится по свободе, и его надо обязательно отпустить: мы же не мучители животных! Потому что была такая история, когда мальчик замучил жука… И даже после того, как жук счастливо уползет в щель между корнями деревьев, жучиную тему можно «эксплуатировать» еще пару дней: учить стихи, рассматривать картинки в энциклопедиях, вырезать и лепить, превращать в наклейки.

Ситуации вне плана конечно же затрудняют жизнь педагога. Но только в том случае, если в нем недостает таланта жить внутри своей профессии. Потому что импровизация и придумывание — это настоящий танец педагогической души. То самое, ради чего становятся воспитателями или учителями.

А вдруг, заводя речь о методическом обеспечении дошкольного образования новым методическим обеспечением, сенаторы имели в виду именно это?..

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru