Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2006

КОНТРАПУНКТ

Теоретическая эклектика или личностный стиль?

Можно ли соединить несоединимое в педагогике?

Эклектика — слово «бранное». По отношению к педагогике оно, как правило, означает механическую мешанину из методов и приемов. Мешанину «без ума». Но если на одном полюсе «программно-методического обеспечения образовательного процесса» находятся эклектики, на другом — ревнители чистоты систем: ничего своего не отдадим, ко всему чужеродному (не нами изобретенному) будем враждебны. (Хотя можно ли в педагогике придумать что-нибудь качественно новое? Из-под нового программного платья частенько торчат ноги столетней давности.) Тем не менее венгеровцы будут доказывать, что любое пособие (к примеру, конструктор из цветных лоскутков), вынесенное за «пределы программы», теряет всякий смысл. Вальдорфцы с не меньшей ревностью будут «охранять» секреты изготовления игрушек, экологи — опыты, а психологи — психотерапевтические игры с песком.

Чем не конфликт культур? Но, кроме взгляда на мир изнутри культуры, есть взгляд снаружи, который охватывает все культуры как совокупность. В совокупности они образуют общекультурное пространство и, как разветвленной паутиной, связаны между собой межкультурными связями. Точно так же совокупность всех имеющихся педагогических систем, всех программ образует пространство педагогической реальности. И различные методики и приемы работы могут с успехом друг друга дополнять и корректировать. Известны же большой науке случаи, когда в единое целое сходятся противоречащие друг другу теории: один физик придумал корпускулярную теорию света, другой — волновую. Но реальные достижения этих открытий выявились только тогда, когда была создана корпускулярно-волновая теория. А бывает так, что теории с противоположными основаниями сосуществуют друг с другом, объясняя разные стороны реальности — как геометрия Евклида и геометрия Лобачевского.

Конечно, дело теоретиков создавать программы, разрабатывать методики и пропагандировать их, как нечто самое лучшее, самое новое, самое полезное и действенное. Дело практика — подбирать программу себе «по росту», а методику — «по руке», как мастер подбирает инструмент. Практик не просто реализует программу. Он организует жизнь детей, выстраивает с ними отношения, реагирует на их нужды и проблемы. Нет ничего дурного в том, чтобы владеть разными приемами и разными методами. В конце концов педагог, если он действительный мастер своего дела, создает собственный стиль работы — и за счет движения в русле главной для себя программы, и за счет умения пользоваться техниками, которым он выучился в другом месте — у психологов, художников, актеров.

К тому же в разных системах и в разных программах всегда можно обнаружить приемы, которые заслуживают статуса универсальных.

День в Монтессори-группе начинается с общего сбора «на круге». Посреди группы с помощью скотча или клейкой ленты выклеена цветная линия овальной формы – такой длины, чтобы вдоль нее могли усесться все дети. Здесь они обмениваются впечатлениями о прошедшем дне и строят планы на день грядущий.

День в вальдорфском детском саду начинается с десятиминутной ритмической «разминки», позволяющей детям с разными темпераментами настроиться друг на друга и на коллективную жизнь. Ритмические упражнения принципиально не связаны именно с вальдорфской образовательной системой. Ритм — вещь универсальная, и все малыши любят ритмические игры. Но вальдорфцы научились использовать это пристрастие для решения не только музыкальных, но и общепедагогических задач, для нормализации отношений в коллективе. Можно взять их наработки на вооружение? Безусловно. Ритмические упражнения хорошо согласуются с мимической гимнастикой, логопедическими играми и играми на коммуникацию. Можно представить, сколько таких упражнений накопили вальдорфцы за сто лет существования своей системы.

Способам взаимодействия с родителями, приемам их включения в жизнь сообщества мы тоже можем поучиться друг у друга. Не говоря уже о вещичках рукотворных. Мы же завариваем чай в чайниках, придуманных в Китае? Точно так же мы можем для красоты и пользы дела подвешивать в группах к потолку музыкальные мобили, использовать маленькие ширмочки и разноцветные ткани для организации ролевых игр.

 

Рейтинг@Mail.ru