Детская косметика на
экологических занятиях
По
образованию Людмила Ладехина — учитель
математики. Сначала с удовольствием работала в
вечерней школе — с подростками, с молодыми
людьми. А потом, после рождения собственных
детей, пришла в московский детский сад № 1775.
Окончила курсы по подготовке
монтессори-педагогов и, чуть позже, курсы по
подготовке экологов, работающих по программе
Н.Рыжовой «Наш дом — природа».
Я работаю экологом. Мне очень нравится
программа Натальи Александровны Рыжовой. Чтобы
работать по этой программе, требуется
определенный уровень эрудиции и постоянное
самообучение. Это интересно. Это заставляет к
самому себе относиться с уважением.
Но и принципы обучения, заложенные в
системе Монтессори, у меня теперь в крови. Как
оказалось, эти два подхода к ребенку — тот, что
заложен в программе «Наш дом — природа», и тот,
который отстаивают монтессорианские педагоги, —
могут очень плодотворно переплетаться на
практике.
Монтессори-педагоги, к примеру, очень
серьезно относятся к детским вопросам. Вопросы
не бывают не к месту и не должны оставаться без
внимания взрослого.
Вот, например, был у меня такой случай.
В программе «Наш дом — природа» есть материал,
посвященный вулканам. Тема вулканов детям очень
нравится. Они с удовольствием создают макеты,
изображают, как из жерла льется лава. Но как-то
раз я обмолвилась, что извержение вулкана — не
просто величественное зрелище, но и опасное
природное явление. В результате него могут
погибнуть люди. И вдруг один малыш — самый
младший в группе — сделал страшные глаза и
говорит: «Случится гибель Помпеи!» Оказалось,
мальчик накануне был с родителями в
Третьяковской галерее и видел там картину
«Последний день Помпеи». Сюжет его поразил. А
теперь впечатления ожили и еще более усилились
от моего рассказа. Дети разволновались: «Какие
«Помпеи»? Что такое «Помпеи»?» Пришлось нам
прервать разговор о вулканах: Помпея выступила
на первый план. Малышу требовалось поделиться
впечатлениями, а мне пришлось рассказать все, что
я об этом знаю. Да так, чтобы по возможности не
акцентировать внимание детей на жутких сторонах
истории, ослабить их. Действительно,
давным-давно, в древности случилось мощное
извержение вулкана Везувий и погубило целый
город под названием Помпея. Но извержение
Везувия было очень давно, и теперь не строят
городов рядом с действующими вулканами. Кроме
того, сейчас существуют специальные службы,
которые следят за поведением огнедышащих гор.
Люди, которые там работают, называются
сейсмологами. С помощью чувствительных приборов
сейсмологи следят за поведением вулканов и могут
предсказать извержение за несколько дней до
начала. За это время людей успевают эвакуировать
из района ожидаемого бедствия.
Монтессорианская методика оставляет
педагогу возможность отказаться от
запланированного занятия, если детям в настоящий
момент интересно что-то другое. И я внутренне
всегда оставляю для себя такую возможность. Если
дети просят изменить тему, рассказать им о чем-то
другом и я к этому готова, владею материалом,
почему это не сделать? Когда им интересно, они
лучше усваивают материал.
Но случается, что дети задают мне вопросы, на
которые я не могу ответить точно или вообще не
знаю ответа. Тогда я честно в этом признаюсь:
«Сейчас я не могу ответить на этот вопрос. Мне
надо прочитать об этом в книжке. Завтра мы к этому
вернемся». Бояться признаться детям в незнании
не надо. Честность в отношениях важнее! Тем более
что к следующему занятию я действительно найду
требующийся ответ. А мое поведение, как
оказалось, имеет воспитательные результаты.
Ребята на занятиях не боятся размышлять вслух,
высказывать
предположения и допускать ошибки. Над ошибками
никто у нас не смеется: это же так естественно в
процессе познания!
Для экологических опытов,
предусмотренных программой «Наш дом — природа»,
требуется оборудование. В детском саду № 1775 г.
Москвы, где работает Людмила Ладехина, решили:
ничего не может быть лучше, чем предметы из
игровых наборов «Парикмахерская» и «Детская
косметика». Здесь тебе и зеркала, и щеточки, и
кисточки. Все удобно, красиво, безопасно,
приспособлено под детскую руку. (Кстати, кисточки
из косметических наборов вполне пригодны и для
организации детских «археологических
раскопок».)
В качестве экспериментальной посуды и
чашек Петри на экологических занятиях у
Ладехиной используют мисочки для кормления
животных, приобретенные в зоомагазине.
Ассортимент товаров для домашних любимцев
позволяет сегодня подобрать емкости в
соответствии с требованиями размера, формы и
цвета.
|