Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2006

КОНТРАПУНКТ

Детская косметика на экологических занятиях

Людмила ЛадехинаПо образованию Людмила Ладехина — учитель математики. Сначала с удовольствием работала в вечерней школе — с подростками, с молодыми людьми. А потом, после рождения собственных детей, пришла в московский детский сад № 1775. Окончила курсы по подготовке монтессори-педагогов и, чуть позже, курсы по подготовке экологов, работающих по программе Н.Рыжовой «Наш дом — природа».

Я работаю экологом. Мне очень нравится программа Натальи Александровны Рыжовой. Чтобы работать по этой программе, требуется определенный уровень эрудиции и постоянное самообучение. Это интересно. Это заставляет к самому себе относиться с уважением.

Но и принципы обучения, заложенные в системе Монтессори, у меня теперь в крови. Как оказалось, эти два подхода к ребенку — тот, что заложен в программе «Наш дом — природа», и тот, который отстаивают монтессорианские педагоги, — могут очень плодотворно переплетаться на практике.

Монтессори-педагоги, к примеру, очень серьезно относятся к детским вопросам. Вопросы не бывают не к месту и не должны оставаться без внимания взрослого.

Вот, например, был у меня такой случай. В программе «Наш дом — природа» есть материал, посвященный вулканам. Тема вулканов детям очень нравится. Они с удовольствием создают макеты, изображают, как из жерла льется лава. Но как-то раз я обмолвилась, что извержение вулкана — не просто величественное зрелище, но и опасное природное явление. В результате него могут погибнуть люди. И вдруг один малыш — самый младший в группе — сделал страшные глаза и говорит: «Случится гибель Помпеи!» Оказалось, мальчик накануне был с родителями в Третьяковской галерее и видел там картину «Последний день Помпеи». Сюжет его поразил. А теперь впечатления ожили и еще более усилились от моего рассказа. Дети разволновались: «Какие «Помпеи»? Что такое «Помпеи»?» Пришлось нам прервать разговор о вулканах: Помпея выступила на первый план. Малышу требовалось поделиться впечатлениями, а мне пришлось рассказать все, что я об этом знаю. Да так, чтобы по возможности не акцентировать внимание детей на жутких сторонах истории, ослабить их. Действительно, давным-давно, в древности случилось мощное извержение вулкана Везувий и погубило целый город под названием Помпея. Но извержение Везувия было очень давно, и теперь не строят городов рядом с действующими вулканами. Кроме того, сейчас существуют специальные службы, которые следят за поведением огнедышащих гор. Люди, которые там работают, называются сейсмологами. С помощью чувствительных приборов сейсмологи следят за поведением вулканов и могут предсказать извержение за несколько дней до начала. За это время людей успевают эвакуировать из района ожидаемого бедствия.

Монтессорианская методика оставляет педагогу возможность отказаться от запланированного занятия, если детям в настоящий момент интересно что-то другое. И я внутренне всегда оставляю для себя такую возможность. Если дети просят изменить тему, рассказать им о чем-то другом и я к этому готова, владею материалом, почему это не сделать? Когда им интересно, они лучше усваивают материал.

Но случается, что дети задают мне вопросы, на которые я не могу ответить точно или вообще не знаю ответа. Тогда я честно в этом признаюсь: «Сейчас я не могу ответить на этот вопрос. Мне надо прочитать об этом в книжке. Завтра мы к этому вернемся». Бояться признаться детям в незнании не надо. Честность в отношениях важнее! Тем более что к следующему занятию я действительно найду требующийся ответ. А мое поведение, как оказалось, имеет воспитательные результаты. Ребята на занятиях не боятся размышлять вслух, высказыватьЛюдмила Ладехина предположения и допускать ошибки. Над ошибками никто у нас не смеется: это же так естественно в процессе познания!

Для экологических опытов, предусмотренных программой «Наш дом — природа», требуется оборудование. В детском саду № 1775 г. Москвы, где работает Людмила Ладехина, решили: ничего не может быть лучше, чем предметы из игровых наборов «Парикмахерская» и «Детская косметика». Здесь тебе и зеркала, и щеточки, и кисточки. Все удобно, красиво, безопасно, приспособлено под детскую руку. (Кстати, кисточки из косметических наборов вполне пригодны и для организации детских «археологических раскопок».)

В качестве экспериментальной посуды и чашек Петри на экологических занятиях у Ладехиной используют мисочки для кормления животных, приобретенные в зоомагазине. Ассортимент товаров для домашних любимцев позволяет сегодня подобрать емкости в соответствии с требованиями размера, формы и цвета.

 

Рейтинг@Mail.ru