Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2006

РАБОЧИЙ СТОЛ

В.В. ГЕРАСИМОВА, Е.В. МАЙГУРОВА, Г.Н. КАЛАЙТАНОВА

Продолжение. Начало см. в № 9/2006

Здравствуй, лето!

Перспективно-календарный план на лето (июнь, июль, август)

Фото с конкурса «Мы гуляем на участке», д/с № 36 «Волшебный дворец», г. Альметьевск, Республика Татарстан

Фото с конкурса «Мы гуляем на участке», д/с № 36 «Волшебный дворец», г. Альметьевск, Республика Татарстан

Методические рекомендации

Организация педагогической работы

Представленный перспективный план отражает ежедневную идею, идею недели и, кроме этого, не ограничивает творчества педагога в выборе форм и методов в работе с детьми.

При необходимости педагог подбирает нужные виды игр: дидактические, игры-фантазии, игры-драматизации, игры-забавы, настольно-печатные игры, строительные игры и игры с природными материалами (песком, глиной и др.), педагог способствует развертыванию сюжетно-ролевых игр, творческих игр детей, организует и проводит с детьми все виды подвижных игр, в том числе спортивные игры, игровые упражнения, игры-эстафеты, индивидуальную работу по развитию движений.

Педагогам следует обратить внимание на хороводные игры, игры со спортивными игрушками, народные игры.

Не исключается использование дополнительных наблюдений, работа с иллюстрированным материалом, художественной литературой.

В совместной деятельности педагогам следует привлекать детей к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждению, чаще использовать этические беседы, создавать ситуации в нормах поведения, показывать положительные и отрицательные моменты и убеждать в преимуществе позитивных отношений, замечать и поощрять правильные поступки. При возможности необходимо развивать представления:

— об истории цивилизации (элементарные сведения об образе жизни человека в древности, знакомство со сказками, мифами, легендами народов мира);
— о техническом прогрессе (элементарные представления о бытовых удобствах, развитии средств коммуникации);
— о навыках безопасного поведения;
— об основах правового сознания (уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, развитие чувства собственного достоинства, усвоение норм и правил поведения, общения со сверстниками и взрослыми, развитие чувства ответственности за другого человека, за свои поступки, за данное слово и др.).

Особое внимание необходимо уделить самостоятельной творческой деятельности детей:

— предоставлять возможность выбора в процессе игровой деятельности (вида игры, сюжета, роли, партнеров, действий, приемов);
— стимулировать использование предметов-заместителей;
— внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;
— создавать условия для различных видов игровой деятельности;
— следить за самочувствием детей (индивидуально) во время двигательной активности;
— во время свободной двигательной деятельности поддерживать возникновение положительных эмоций, чувство «мышечной» радости;
— стимулировать детей комментировать (сопровождать речью) свои действия в свободной деятельности; поощрять в свободной деятельности проявление детского словотворчества;
— поощрять самостоятельное экспериментирование с цветом (смешивание цветов, получение дополнительных), проводить исследование, опыты с водой, песком, цветным стеклышком;
— предоставить возможность использовать для рисования различные материалы, краски, мелки, фломастеры, маркеры, сангину и т.д.;
— предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения (сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театра и др.);
— поощрять самостоятельную творческую активность детей при конструировании;
— создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными, растениями, высаживание цветов, уборка помещения и территории ДОУ и пр.);
— овладевать в самостоятельной деятельности «языком чувств».

Предлагаемая форма плана распределяется педагогами на все отрезки режима дня.

Воспитательно-образовательная работа проводится в совместной деятельности, в различного вида играх, наблюдениях, развлечениях и других формах. В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся (СанПиН 2.4.1.1249.03).

Работа с подгруппами детей проводится при организации экспериментально-исследовательской работы, музыкальных игр, трудовых поручений и др. (по усмотрению педагога).

Индивидуальная работа с детьми осуществляется во всех видах детской деятельности. Ее проведение обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка.

Утром с детьми уточняется тема дня, детям задаются примерно такие вопросы:

— Какая у нас тема?
— Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?
— Что мы уже успели сделать (узнать), чему научились?
— Какие у вас есть предложения?
— Что еще можно предложить (узнать, сделать)?
— Чем бы ты хотел сегодня заняться?
— Какой у тебя план на сегодня?
— Какое дело ты выбираешь для себя?
— Что тебе нужно для того, чтобы выполнить план?
— Как ты это будешь делать?
— С чего ты начнешь?
— Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)?
— Какие материалы ты собираешься использовать?
— Кого ты хочешь пригласить работать вместе с тобой?
— Тебе нужны помощники (партнеры)?
— Можешь ли ты включить в свою работу малышей, что они смогут делать вместе с тобой?
— Тебе нужны помощники (партнеры)?
— Как ты планируешь распределить работу?
— Кто будет ответственным в вашей работе?
— Сколько времени тебе нужно для выполнения этой работы?
— Что у тебя должно получиться?

Целесообразно в конце дел подводить итоги прожитого дня, рассказывать о событиях, увиденном, сделанном, обо всем хорошем, что случилось за день, о том, как положительно отличился каждый ребенок, и совместно планировать завтрашний день, продумывая домашние задания, совместную работу с родителями.

Примерные вопросы для обсуждения итогов дня:

— Как мы прожили день сегодняшний? (Что узнали? Чему научились? Что понравилось (не понравилось)? Что бы ты хотел изменить? Что можно предложить?)
— Что можно спланировать на завтра? Индивидуальные вопросы:
— Ты выполнил все, что задумал?
— Кто тебе помог, что тебе помогло?
— Какой результат у тебя получился?
— Ты доволен своей работой?
— Что тебя больше всего порадовало в своей работе?
— Чему ты сегодня научился?
— Что нового тебе удалось узнать?
— В чем тебе помогли и кто?
— Как ты использовал трафареты (линейку, энциклопедию и т.п.)?
— Ты планируешь продолжить свою работу?
— Что ты можешь посоветовать на завтра?

Стиль организации среды и организации работы подразумевает, что:

— каждая группа выстраивает свой режим дня, где установлено постоянное время для общения, совместных действий, занятий, самостоятельной деятельности, планирования, обсуждения итогов дня, проведения закаливающих мероприятий;
— дети могут заниматься разными видами деятельности; обязательные занятия не заменяются и не подменяют игру;
— все взрослые в детском саду оказывают помощь и поддержку детям;
— родителям доступна вся информация об организации жизнедеятельности всех детей и лично каждого ребенка;
— родители по возможности принимают участие в работе группы, обязательно сопровождают в походах, прогулках за пределами детского сада.

Рекомендации к проведению развлечений

«Фестиваль в Солнечном городе»

О проведении фестиваля дети узнают в начале недели от «Любознайки». В течение недели к нему готовятся, придумывают номера для праздничного концерта. В пятницу с утра украшают территорию детского сада «солнечными» атрибутами. «Чудинка» представляет ребятам гостей, прибывших на фестиваль (например, «Лето», «Жар-птицу», «Львенка»). Гости вручают каждой группе солнечный диск успеха. За победу в конкурсах и соревнованиях дети получают солнечный луч с памятной надписью типа: самым смелым, ловким
и т.д. В результате получается солнце успехов группы. Разъяснение проводится в течение всего дня. В течение первой половины дня гости организуют досуг детей: «Лето» встречает детей на познавательной площадке, где закрепляет знания, усвоенные детьми в течение недели в виде задачек-шуток, задачек-загадок; «Львенок» проводит подвижные игры, эстафеты, соревнования, освоенные за неделю; а «Жар-птица» организует сюрпризы-аттракционы «Достань солнышко» (игры на батуте), «Солнечный круг» (живая скульптура с обручами). А вечером, после ужина, силами детей, педагогов детского сада и родителей проводится большой концерт, на котором преобладают номера, так или иначе связанные с «солнечной» тематикой (песни, танцевальные миниатюры).

«Спартакиады в Цветочном городе»

В начале недели каждая группа путем жеребьевки получает название летнего цветка, которое впоследствии станет названием команды.
В соответствии с этим названием дети готовят эмблемы и головные уборы и выбирают спортивный девиз команды. В пятницу с утра спартакиада начинается общим построением «Цветов» на спортивной площадке под барабанную дробь. Их встречает Цветик-семицветик, который открывает спартакиаду и поднимает флаг детского сада. Команды представляются (конкурс девизов) и получают карту-схему маршрута движения по полянкам-лепесткам. На каждой полянке детям предлагают свой вид спортивной деятельности с участием персонажа (например, зеленый лепесток — игры и эстафеты с мячом, красный — ориентировка в пространстве и т.д.). За победу в соревнованиях дети получают жетоны. В конце праздника жетоны сдаются счетной комиссии, а взрослые (воспитатели и родители) соревнуются в ловкости, силе и меткости. Победители соревнования получают почетное право спустить флаг спартакиады.

«Королевство витаминов»

С утра у дверей кафе развернут мобильный кукольный театр, персонажи — Айболит, Заяц и Ворона — обыгрывают меню предстоящего завтрака и просят найти дом для растерявшихся овощей (петрушка, фасоль, капуста), которые находятся в «Королевстве витаминов». После завтрака дети отправляются в путешествие по замкам витаминов А, В, С, где рассматривают картинные галереи, знакомятся со старинными легендами и тайнами семейств, состязаются в познавательном турнире, веселятся на фруктовом балу, играют в фанты, резвятся на лужайке, соревнуясь в меткости, ловкости, силе. В заключение все приглашаются на большой королевский аукцион, где выставлены лоты: овощи и фрукты. Лот выигрывает тот, кто сообщит больше интересных и полезных сведений о них. В дальнейшем выигрыш используется для приготовления салатов на конкурс.

«На привале» (досуг)

С утра на зарядку к детям прибегает взволнованная Бабушка с запиской от Колобка, где сообщается, что он отправился в поход. Она просит разыскать Колобка и предлагает детям маршруты разных направлений, где может быть Колобок. Дети с воспитателями готовятся к походу: рассматривают карту, собирают рюкзачок, проверяют соответствующую обувь и одежду. Следуя каждый своему маршруту, все встречаются в конце маршрута, где находят Колобка в затруднительном положении: солнечный удар, ссадины, укусы насекомых. Дети оказывают Колобку первую помощь, используя походную аптечку и знания о лекарственных растениях, растущих вокруг. Потом Колобок организует с детьми подвижные игры, эстафеты, танцевальные и песенные конкурсы.

«В гостях у Золотой рыбки» (музыкально-театрализованное представление с хождением по подиуму)

С утра, во вторник, у входа в детский сад стоит аквариум с золотой рыбкой, рядом с ним два глашатая, которые объявляют всем под звуки горна приказ о том, что в пятницу Золотая рыбка ждет гостей на большое костюмированное представление. Детям предлагается при помощи удочки вытащить рыбку с творческим заданием на неделю, где указано, какие костюмы готовить. В пятницу, после тихого часа, дети в костюмах собираются на центральной площадке участка, где их встречает Золотая рыбка. Площадка оформлена под морское царство. Золотая рыбка объявляет о начале представления, на подиум выходят почетные гости, сотрудники детского сада и родители, демонстрирующие костюмы, изготовленные в тайне от детей. Далее следуют музыкально-театрализованные выступления каждой группы. Победителя определяют дети с помощью голосования и вручают приз зрительских симпатий.

«Исследователи леса» (блицвикторина)

Утром в пятницу перед входом детей и родителей встречают дятел, паучок и гусеница. Они задают вопросы, создают шуточные проблемные ситуации, в которых детям предлагается проявить знания, смекалку и находчивость, используя полученные знания по теме «Лес и его обитатели». Путь в детский сад детям преграждают паутина, гусеница и паучок, которые пытаются сбить и запутать детей и родителей. За правильный ответ дети получают от дятла листочек, который несут в свою группу и прикрепляют на «чудо-дерево». После завтрака каждая группа выносит свое дерево на выставку, по кроне дерева можно судить о степени эрудированности группы.

Проводится костюмированный песенный фестиваль «Чудеса из леса». Ведут его Маэстро Соловей и Лягушки-заливушки. Выбирается детское жюри.

Каждая группа инсценирует одну-две песни по желанию. Победители получают призы: кассеты с детскими песнями.

«Геологическая экспедиция» (спортивное развлечение)

На утренней прогулке дети отправляются в экспедицию, ориентируясь по карте: преодолевают полосы препятствия, перемещаются различными «видами транспорта» (на плоту, на вертолете, на машине), «поднимаются в горы и спускаются под землю».

«Из старого сундучка» (музыкально-театрализованная презентация и распродажа поделок из глины собственного изготовления)

В конце недели каждая группа оформляет свою веранду в виде ярмарочного прилавка. В каждой группе на конкурсной основе выбирается несколько зазывал-продавцов. Они расхваливают товар: используя шутки, прибаутки, частушки, поговорки и другие малые формы русского фольклора. Можно выбрать несколько коробейников, которые предлагают товар на ходу, продвигаясь между детьми. Деньгами на ярмарке служат бублики и баранки. По окончании проводится чаепитие с приглашением родителей.

«Путешествие по родному краю» (развлекательный марафон)

Марафон проводится с выездом на природу. По дороге дети слушают обзорную экскурсию по ознакомлению с достопримечательностями родного края. На природе детей встречает «муравьиная семейка» (сотрудники детского сада). Они организуют досуг: проводят викторину «Сам себе спасатель» об оказании первой помощи в экстремальной ситуации; устраивают состязания в спортивном турнире (кросс по пересеченной местности, перетягивание каната, преодоление естественной полосы препятствий, дружеский матч по пионерболу), приглашают к участию в конкурсе «Самый опытный турист» (установление палатки, ориентировка по природным объектам, приготовление завтрака туриста). Завершается марафон пикником и песней «у костра».

«В стране Игралии» (парад воздушных змеев)

На параде происходит презентация воздушных змеев, тематика может быть самой разнообразной: от игрушек и животных до фантастических НЛО. Дети, представляя своего змея, по желанию надевают костюмы, читают стихи, поют песни, танцуют, разыгрывают шуточные сценки соответственно выбранной теме. В финале проводится парад-демонстрация змеев, которые торжественно запускаются в небо. Дети и родители наблюдают за полетом.

«Зоосад в Топольке» (день домашних любимцев)

Накануне родители получают приглашения принять участие в организации зоосада в детском учреждении. В пятницу они приносят домашних животных: кроликов, хомячков, морских свинок, котят, черепах и других. Животные и их хозяева располагаются на небольших отгороженных участках. Возле каждого «вольера» детей встречает персонаж — представитель определенного вида, который в занимательной форме рассказывает о себе и своих сородичах. Хозяева рассказывают о характере и повадках своих любимцев, об особенностях их содержания в домашних условиях. Проводится акция «Ищу друга» — раздача детенышей животных всем желающим.

«Мой ласковый и нежный зверь» (концерт)

Концерт ведут «ожившие» животные зооуголка детского сада. Например, попугай Кеша и черепаха Муля. Дети исполняют песни, хореографические композиции.

«В поисках клада»

В четверг вечером сотрудники украшают детский сад (каждая группа — свой участок) по сюжетам прочитанных в течение недели сказок. В пятницу дети попадают в Заповедное Маленькое Королевство, где живут гномы, эльфы, тролли и где детей ждут сюрпризы. Каждая группа с утра упаковывает приготовленные сюрпризные атрибуты в коробку. Выбирается команда помощников гномов, которая прячет коробку на территории детского сада: это клад. На шаблоне — карта участка с замаскированным местом нахождения клада. Карту прячут в дупло старого пня. После завтрака дети находят карту (уже другой группы), подкинутую в группу «гномами», и идут искать клад. «Сказочные персонажи» показывают фокусы, играют и веселятся вместе с детьми. После нахождения клада дети перевоплощаются в сказочных человечков и до конца дня живут в атмосфере выбранного образа.

«Маленькие стишки для маленьких человечков» (поэтические минутки)

Конкурс стихов-инсценировок о маленьких человечках проводит Оле-Лукойе. Победителям выдаются призы — книжки-малютки.

«Вокруг света за один день» (праздник)

В понедельник, после полученной информации о частях света, дети каждой группы выбирают страну, которую будут представлять на празднике. Утром, до завтрака, дети оформляют свои беседки, учитывая географические, исторические и национальные особенности выбранной страны. После завтрака дети выходят в костюмах своей страны. На улице их ждет Капитан Врунгель, который предлагает совершить кругосветное путешествие на своей новой яхте (яхтой является центральная площадка, украшенная разноцветными флажками и атрибутами морской символики). Дети на «шлюпках» подплывают к яхте и отправляются в круиз. Во время плавания капитан создает различные проблемные ситуации («Осторожно, акулы!», «Человек за бортом!», «Шторм на море!» и т.д.). По пути следования яхта заходит в бухты различных стран — беседки, где каждая группа представляет свою страну (стихи, загадки, песни, национальные традиции, угощения). Заканчивается круиз фестивалем «Танцы со всего света».

Результат

1. Эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребенка в детском саду.
2. Удовлетворенность естественными потребностями в движении, развивающееся двигательное творчество.
3. Укрепление психофизического здоровья детей, снижение заболеваемости в летний период на 48%.
4. Активность, инициативность, раскрепощенность детей в общении.
5. Приобретение опыта нравственно-эстетического восприятия мира, проживания событий, ситуаций.
6. Повышение уровня умелости и самостоятельности.
7. Наличие интереса к миру природы, любознательность, проявление гуманных и охранительных способов взаимодействия с природным
миром.
8. Проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности.

 

Рейтинг@Mail.ru