В.В. ГЕРАСИМОВА,
Е.В. МАЙГУРОВА, Г.Н. КАЛАЙТАНОВА
Продолжение. Начало см. в № 9/2006
Здравствуй, лето!
Перспективно-календарный план на лето
(июнь, июль, август)
Фото с конкурса «Мы гуляем на участке»,
д/с № 36 «Волшебный дворец», г. Альметьевск,
Республика Татарстан
Методические рекомендации
Организация педагогической работы
Представленный перспективный план
отражает ежедневную идею, идею недели и, кроме
этого, не ограничивает творчества педагога в
выборе форм и методов в работе с детьми.
При необходимости педагог подбирает
нужные виды игр: дидактические, игры-фантазии,
игры-драматизации, игры-забавы,
настольно-печатные игры, строительные игры и
игры с природными материалами (песком, глиной и
др.), педагог способствует развертыванию
сюжетно-ролевых игр, творческих игр детей,
организует и проводит с детьми все виды
подвижных игр, в том числе спортивные игры,
игровые упражнения, игры-эстафеты,
индивидуальную работу по развитию движений.
Педагогам следует обратить внимание
на хороводные игры, игры со спортивными
игрушками, народные игры.
Не исключается использование
дополнительных наблюдений, работа с
иллюстрированным материалом, художественной
литературой.
В совместной деятельности педагогам
следует привлекать детей к поиску разрешения
проблемных ситуаций, рассуждению, чаще
использовать этические беседы, создавать
ситуации в нормах поведения, показывать
положительные и отрицательные моменты и
убеждать в преимуществе позитивных отношений,
замечать и поощрять правильные поступки. При
возможности необходимо развивать представления:
— об истории цивилизации
(элементарные сведения об образе жизни человека
в древности, знакомство со сказками, мифами,
легендами народов мира);
— о техническом прогрессе (элементарные
представления о бытовых удобствах, развитии
средств коммуникации);
— о навыках безопасного поведения;
— об основах правового сознания (уважения и
терпимости к людям независимо от социального
происхождения, расовой и национальной
принадлежности, языка, вероисповедания, развитие
чувства собственного достоинства, усвоение норм
и правил поведения, общения со сверстниками и
взрослыми, развитие чувства ответственности за
другого человека, за свои поступки, за данное
слово и др.).
Особое внимание необходимо уделить
самостоятельной творческой деятельности детей:
— предоставлять возможность выбора в
процессе игровой деятельности (вида игры, сюжета,
роли, партнеров, действий, приемов);
— стимулировать использование
предметов-заместителей;
— внимательно и тактично наблюдать за игрой
детей;
— создавать условия для различных видов игровой
деятельности;
— следить за самочувствием детей (индивидуально)
во время двигательной активности;
— во время свободной двигательной деятельности
поддерживать возникновение положительных
эмоций, чувство «мышечной» радости;
— стимулировать детей комментировать
(сопровождать речью) свои действия в свободной
деятельности; поощрять в свободной деятельности
проявление детского словотворчества;
— поощрять самостоятельное экспериментирование
с цветом (смешивание цветов, получение
дополнительных), проводить исследование, опыты с
водой, песком, цветным стеклышком;
— предоставить возможность использовать для
рисования различные материалы, краски, мелки,
фломастеры, маркеры, сангину и т.д.;
— предоставить детям право выбора средств для
импровизации и самовыражения (сюжетов
драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов
театра и др.);
— поощрять самостоятельную творческую
активность детей при конструировании;
— создавать условия для самостоятельной
деятельности детей по сохранению и улучшению
окружающей среды (уход за животными, растениями,
высаживание цветов, уборка помещения и
территории ДОУ и пр.);
— овладевать в самостоятельной деятельности
«языком чувств».
Предлагаемая форма плана
распределяется педагогами на все отрезки режима
дня.
Воспитательно-образовательная работа
проводится в совместной деятельности, в
различного вида играх, наблюдениях, развлечениях
и других формах. В дни каникул и в летний период
учебные занятия не проводятся (СанПиН 2.4.1.1249.03).
Работа с подгруппами детей проводится
при организации
экспериментально-исследовательской работы,
музыкальных игр, трудовых поручений и др. (по
усмотрению педагога).
Индивидуальная работа с детьми
осуществляется во всех видах детской
деятельности. Ее проведение обеспечивает
удовлетворение потребностей и интересов каждого
ребенка.
Утром с детьми уточняется тема дня,
детям задаются примерно такие вопросы:
— Какая у нас тема?
— Какие интересные дела мы с вами решили
выполнить?
— Что мы уже успели сделать (узнать), чему
научились?
— Какие у вас есть предложения?
— Что еще можно предложить (узнать, сделать)?
— Чем бы ты хотел сегодня заняться?
— Какой у тебя план на сегодня?
— Какое дело ты выбираешь для себя?
— Что тебе нужно для того, чтобы выполнить план?
— Как ты это будешь делать?
— С чего ты начнешь?
— Какие материалы тебе понадобятся (нужны,
пригодятся)?
— Какие материалы ты собираешься использовать?
— Кого ты хочешь пригласить работать вместе с
тобой?
— Тебе нужны помощники (партнеры)?
— Можешь ли ты включить в свою работу малышей,
что они смогут делать вместе с тобой?
— Тебе нужны помощники (партнеры)?
— Как ты планируешь распределить работу?
— Кто будет ответственным в вашей работе?
— Сколько времени тебе нужно для выполнения этой
работы?
— Что у тебя должно получиться?
Целесообразно в конце дел подводить
итоги прожитого дня, рассказывать о событиях,
увиденном, сделанном, обо всем хорошем, что
случилось за день, о том, как положительно
отличился каждый ребенок, и совместно
планировать завтрашний день, продумывая
домашние задания, совместную работу с
родителями.
Примерные вопросы для обсуждения
итогов дня:
— Как мы прожили день сегодняшний? (Что
узнали? Чему научились? Что понравилось (не
понравилось)? Что бы ты хотел изменить? Что можно
предложить?)
— Что можно спланировать на завтра?
Индивидуальные вопросы:
— Ты выполнил все, что задумал?
— Кто тебе помог, что тебе помогло?
— Какой результат у тебя получился?
— Ты доволен своей работой?
— Что тебя больше всего порадовало в своей
работе?
— Чему ты сегодня научился?
— Что нового тебе удалось узнать?
— В чем тебе помогли и кто?
— Как ты использовал трафареты (линейку,
энциклопедию и т.п.)?
— Ты планируешь продолжить свою работу?
— Что ты можешь посоветовать на завтра?
Стиль организации среды и организации
работы подразумевает, что:
— каждая группа выстраивает свой
режим дня, где установлено постоянное время для
общения, совместных действий, занятий,
самостоятельной деятельности, планирования,
обсуждения итогов дня, проведения закаливающих
мероприятий;
— дети могут заниматься разными видами
деятельности; обязательные занятия не
заменяются и не подменяют игру;
— все взрослые в детском саду оказывают помощь и
поддержку детям;
— родителям доступна вся информация об
организации жизнедеятельности всех детей и
лично каждого ребенка;
— родители по возможности принимают участие в
работе группы, обязательно сопровождают в
походах, прогулках за пределами детского сада.
Рекомендации к проведению развлечений
«Фестиваль в Солнечном городе»
О проведении фестиваля дети узнают в
начале недели от «Любознайки». В течение недели к
нему готовятся, придумывают номера для
праздничного концерта. В пятницу с утра украшают
территорию детского сада «солнечными»
атрибутами. «Чудинка» представляет ребятам
гостей, прибывших на фестиваль (например, «Лето»,
«Жар-птицу», «Львенка»). Гости вручают каждой
группе солнечный диск успеха. За победу в
конкурсах и соревнованиях дети получают
солнечный луч с памятной надписью типа: самым
смелым, ловким
и т.д. В результате получается солнце успехов
группы. Разъяснение проводится в течение всего
дня. В течение первой половины дня гости
организуют досуг детей: «Лето» встречает детей
на познавательной площадке, где закрепляет
знания, усвоенные детьми в течение недели в виде
задачек-шуток, задачек-загадок; «Львенок»
проводит подвижные игры, эстафеты, соревнования,
освоенные за неделю; а «Жар-птица» организует
сюрпризы-аттракционы «Достань солнышко» (игры на
батуте), «Солнечный круг» (живая скульптура с
обручами). А вечером, после ужина, силами детей,
педагогов детского сада и родителей проводится
большой концерт, на котором преобладают номера,
так или иначе связанные с «солнечной» тематикой
(песни, танцевальные миниатюры).
«Спартакиады в Цветочном городе»
В начале недели каждая группа путем
жеребьевки получает название летнего цветка,
которое впоследствии станет названием команды.
В соответствии с этим названием дети готовят
эмблемы и головные уборы и выбирают спортивный
девиз команды. В пятницу с утра спартакиада
начинается общим построением «Цветов» на
спортивной площадке под барабанную дробь. Их
встречает Цветик-семицветик, который открывает
спартакиаду и поднимает флаг детского сада.
Команды представляются (конкурс девизов) и
получают карту-схему маршрута движения по
полянкам-лепесткам. На каждой полянке детям
предлагают свой вид спортивной деятельности с
участием персонажа (например, зеленый лепесток —
игры и эстафеты с мячом, красный — ориентировка в
пространстве и т.д.). За победу в соревнованиях
дети получают жетоны. В конце праздника жетоны
сдаются счетной комиссии, а взрослые
(воспитатели и родители) соревнуются в ловкости,
силе и меткости. Победители соревнования
получают почетное право спустить флаг
спартакиады.
«Королевство витаминов»
С утра у дверей кафе развернут
мобильный кукольный театр, персонажи — Айболит,
Заяц и Ворона — обыгрывают меню предстоящего
завтрака и просят найти дом для растерявшихся
овощей (петрушка, фасоль, капуста), которые
находятся в «Королевстве витаминов». После
завтрака дети отправляются в путешествие по
замкам витаминов А, В, С, где рассматривают
картинные галереи, знакомятся со старинными
легендами и тайнами семейств, состязаются в
познавательном турнире, веселятся на фруктовом
балу, играют в фанты, резвятся на лужайке,
соревнуясь в меткости, ловкости, силе. В
заключение все приглашаются на большой
королевский аукцион, где выставлены лоты: овощи и
фрукты. Лот выигрывает тот, кто сообщит больше
интересных и полезных сведений о них. В
дальнейшем выигрыш используется для
приготовления салатов на конкурс.
«На привале» (досуг)
С утра на зарядку к детям прибегает
взволнованная Бабушка с запиской от Колобка, где
сообщается, что он отправился в поход. Она просит
разыскать Колобка и предлагает детям маршруты
разных направлений, где может быть Колобок. Дети
с воспитателями готовятся к походу:
рассматривают карту, собирают рюкзачок,
проверяют соответствующую обувь и одежду. Следуя
каждый своему маршруту, все встречаются в конце
маршрута, где находят Колобка в затруднительном
положении: солнечный удар, ссадины, укусы
насекомых. Дети оказывают Колобку первую помощь,
используя походную аптечку и знания о
лекарственных растениях, растущих вокруг. Потом
Колобок организует с детьми подвижные игры,
эстафеты, танцевальные и песенные конкурсы.
«В гостях у Золотой рыбки»
(музыкально-театрализованное представление с
хождением по подиуму)
С утра, во вторник, у входа в детский
сад стоит аквариум с золотой рыбкой, рядом с ним
два глашатая, которые объявляют всем под звуки
горна приказ о том, что в пятницу Золотая рыбка
ждет гостей на большое костюмированное
представление. Детям предлагается при помощи
удочки вытащить рыбку с творческим заданием на
неделю, где указано, какие костюмы готовить. В
пятницу, после тихого часа, дети в костюмах
собираются на центральной площадке участка, где
их встречает Золотая рыбка. Площадка оформлена
под морское царство. Золотая рыбка объявляет о
начале представления, на подиум выходят почетные
гости, сотрудники детского сада и родители,
демонстрирующие костюмы, изготовленные в тайне
от детей. Далее следуют
музыкально-театрализованные выступления каждой
группы. Победителя определяют дети с помощью
голосования и вручают приз зрительских симпатий.
«Исследователи леса» (блицвикторина)
Утром в пятницу перед входом детей и
родителей встречают дятел, паучок и гусеница. Они
задают вопросы, создают шуточные проблемные
ситуации, в которых детям предлагается проявить
знания, смекалку и находчивость, используя
полученные знания по теме «Лес и его обитатели».
Путь в детский сад детям преграждают паутина,
гусеница и паучок, которые пытаются сбить и
запутать детей и родителей. За правильный ответ
дети получают от дятла листочек, который несут в
свою группу и прикрепляют на «чудо-дерево». После
завтрака каждая группа выносит свое дерево на
выставку, по кроне дерева можно судить о степени
эрудированности группы.
Проводится костюмированный песенный
фестиваль «Чудеса из леса». Ведут его Маэстро
Соловей и Лягушки-заливушки. Выбирается детское
жюри.
Каждая группа инсценирует одну-две
песни по желанию. Победители получают призы:
кассеты с детскими песнями.
«Геологическая экспедиция» (спортивное
развлечение)
На утренней прогулке дети
отправляются в экспедицию, ориентируясь по
карте: преодолевают полосы препятствия,
перемещаются различными «видами транспорта» (на
плоту, на вертолете, на машине), «поднимаются в
горы и спускаются под землю».
«Из старого сундучка»
(музыкально-театрализованная презентация и
распродажа поделок из глины собственного
изготовления)
В конце недели каждая группа оформляет
свою веранду в виде ярмарочного прилавка. В
каждой группе на конкурсной основе выбирается
несколько зазывал-продавцов. Они расхваливают
товар: используя шутки, прибаутки, частушки,
поговорки и другие малые формы русского
фольклора. Можно выбрать несколько коробейников,
которые предлагают товар на ходу, продвигаясь
между детьми. Деньгами на ярмарке служат бублики
и баранки. По окончании проводится чаепитие с
приглашением родителей.
«Путешествие по родному краю»
(развлекательный марафон)
Марафон проводится с выездом на
природу. По дороге дети слушают обзорную
экскурсию по ознакомлению с
достопримечательностями родного края. На
природе детей встречает «муравьиная семейка»
(сотрудники детского сада). Они организуют досуг:
проводят викторину «Сам себе спасатель» об
оказании первой помощи в экстремальной ситуации;
устраивают состязания в спортивном турнире
(кросс по пересеченной местности, перетягивание
каната, преодоление естественной полосы
препятствий, дружеский матч по пионерболу),
приглашают к участию в конкурсе «Самый опытный
турист» (установление палатки, ориентировка по
природным объектам, приготовление завтрака
туриста). Завершается марафон пикником и песней
«у костра».
«В стране Игралии» (парад воздушных змеев)
На параде происходит презентация
воздушных змеев, тематика может быть самой
разнообразной: от игрушек и животных до
фантастических НЛО. Дети, представляя своего
змея, по желанию надевают костюмы, читают стихи,
поют песни, танцуют, разыгрывают шуточные сценки
соответственно выбранной теме. В финале
проводится парад-демонстрация змеев, которые
торжественно запускаются в небо. Дети и родители
наблюдают за полетом.
«Зоосад в Топольке» (день домашних любимцев)
Накануне родители получают
приглашения принять участие в организации
зоосада в детском учреждении. В пятницу они
приносят домашних животных: кроликов, хомячков,
морских свинок, котят, черепах и других. Животные
и их хозяева располагаются на небольших
отгороженных участках. Возле каждого «вольера»
детей встречает персонаж — представитель
определенного вида, который в занимательной
форме рассказывает о себе и своих сородичах.
Хозяева рассказывают о характере и повадках
своих любимцев, об особенностях их содержания в
домашних условиях. Проводится акция «Ищу друга»
— раздача детенышей животных всем желающим.
«Мой ласковый и нежный зверь» (концерт)
Концерт ведут «ожившие» животные
зооуголка детского сада. Например, попугай Кеша и
черепаха Муля. Дети исполняют песни,
хореографические композиции.
«В поисках клада»
В четверг вечером сотрудники украшают
детский сад (каждая группа — свой участок) по
сюжетам прочитанных в течение недели сказок. В
пятницу дети попадают в Заповедное Маленькое
Королевство, где живут гномы, эльфы, тролли и где
детей ждут сюрпризы. Каждая группа с утра
упаковывает приготовленные сюрпризные атрибуты
в коробку. Выбирается команда помощников гномов,
которая прячет коробку на территории детского
сада: это клад. На шаблоне — карта участка с
замаскированным местом нахождения клада. Карту
прячут в дупло старого пня. После завтрака дети
находят карту (уже другой группы), подкинутую в
группу «гномами», и идут искать клад. «Сказочные
персонажи» показывают фокусы, играют и веселятся
вместе с детьми. После нахождения клада дети
перевоплощаются в сказочных человечков и до
конца дня живут в атмосфере выбранного образа.
«Маленькие стишки для маленьких человечков»
(поэтические минутки)
Конкурс стихов-инсценировок о
маленьких человечках проводит Оле-Лукойе.
Победителям выдаются призы — книжки-малютки.
«Вокруг света за один день» (праздник)
В понедельник, после полученной
информации о частях света, дети каждой группы
выбирают страну, которую будут представлять на
празднике. Утром, до завтрака, дети оформляют
свои беседки, учитывая географические,
исторические и национальные особенности
выбранной страны. После завтрака дети выходят в
костюмах своей страны. На улице их ждет Капитан
Врунгель, который предлагает совершить
кругосветное путешествие на своей новой яхте
(яхтой является центральная площадка, украшенная
разноцветными флажками и атрибутами морской
символики). Дети на «шлюпках» подплывают к яхте и
отправляются в круиз. Во время плавания капитан
создает различные проблемные ситуации
(«Осторожно, акулы!», «Человек за бортом!», «Шторм
на море!» и т.д.). По пути следования яхта заходит в
бухты различных стран — беседки, где каждая
группа представляет свою страну (стихи, загадки,
песни, национальные традиции, угощения).
Заканчивается круиз фестивалем «Танцы со всего
света».
Результат
1. Эмоционально-насыщенное,
содержательное проживание ребенка в детском
саду.
2. Удовлетворенность естественными
потребностями в движении, развивающееся
двигательное творчество.
3. Укрепление психофизического здоровья детей,
снижение заболеваемости в летний период на 48%.
4. Активность, инициативность, раскрепощенность
детей в общении.
5. Приобретение опыта нравственно-эстетического
восприятия мира, проживания событий, ситуаций.
6. Повышение уровня умелости и самостоятельности.
7. Наличие интереса к миру природы,
любознательность, проявление гуманных и
охранительных способов взаимодействия с
природным
миром.
8. Проявление творческих способностей в
различных видах детской деятельности.
|