Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2006

ЛАБОРАТОРИЯ

Миражи песчаной педагогики

Огромный мир в зерне песка

Песок как вещество для изучения с помощью лупы и как среда для экспериментирования на занятиях по экологии и знакомству с окружающим миром сегодня с успехом используется педагогами благодаря программе Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа».

Иногда емкости с песком и с водой устанавливают в группах для малышей: пусть играют. «Северяне» и сибиряки позволяют себе даже такую роскошь, как настоящие песочницы в зимних садах. Роскошь оправдана суровым климатом: дети здесь мало гуляют — особенно зимой. А игры в песке так полезны, так развивают!

В педагогике, за исключением ситуации опытного исследования, игры в песке являются свободными: дети как хотят, так там и копаются, что хотят, то и строят.

В психологии же песок приобрел особый статус — статус терапевтического материала.

В 30-х годах прошлого столетия последовательница Карла Юнга Дора Калфф ввела в психотерапевтический словарь новый термин — sandplay, песочные игры, а в психотерапии появилось новое направление — песочная терапия. Песок, по мнению психотерапевтов, — вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь», как вода, и напоминает о времени. Недаром им наполняли стеклянные колбы песочных часов. Сидя на пляже, мы любим пересыпать из руки в руку теплый песок: это успокаивающее, медитативное занятие. Кроме того, песок — это некоторая «конечная» субстанция материи: огромные горы, разрушаясь, превращаются в «песок», рассыпаются на отдельные песчинки.

Публикация произведена при поддержке сервиса онлайн займов "Займер". Сервис работает в автоматическом режиме, проверка заявки за 2 минуты и выдача денег за 11 секунд с любой кредитной историей, круглосуточно без выходных и праздников. Для оформления заявки нужен только паспорт, скидки и бонусы, автоматическое улучшение кредитной истории после успешно закрытого займа. Подробная информация по ссылке: zaimer.kz/articles/bez-spravok

То есть песчинки и есть то, из чего состоят гигантские камни. К примеру, те, из которых сложены древние египетские пирамиды, рыцарские замки и даже современные высотные здания.

В свое время английский поэт Уильям Блейк так и написал:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка.

Влажный песок тоже обладает интересными свойствами. В отличие от сухого, у него есть «память» — способность сохранять следы, отпечатки. Значит, на нем можно рисовать. Ему можно придавать желаемую форму.

Эти достоинства песка позволили ему занять достойное место в кабинетах психотерапевтов. Как оказалось, они не были первооткрывателями в буквальном смысле слова. Шаманы одного из североамериканских племен с успехом использовали рисование на песке и медитацию на песчаные картины как средство лечения людей.

Для песочной терапии используют небольшие прямоугольные ящички с песком размером 50х70х7. Изнутри они выкрашены в голубой цвет, отсылающий к образам воды и неба. К песочнице прилагался набор маленьких игрушечных фигурок и предметов (камушки, раковины, веточки).

Каждый «песочный» психотерапевт имеет собственную, по-своему уникальную коллекцию фигурок и предметов, собираемую годами.

С их помощью его маленькие и взрослые клиенты создают в песочнице целые миры, отражающие их настроение, переживания и проблемы.

Поэтому коллекция фигурок должна быть способна удовлетворить их запросы — даже самые неожиданные.

Песочные картины обладают диагностическими свойствами.

Под воздействием психотерапии они претерпевают изменения.

По происходящим изменениям оценивают врачующий эффект.

Уроки песочной психотерапии

Искусству песочной терапии учатся годами. Интерпретацию картин осваивают, как очень трудный язык. Что именно происходит во время сеансов, непосвященному вообще трудно понять.

Но это не означает, что педагогам нечего позаимствовать у психотерапевтов для собственной практики — без всяких претензий на статус и звание, без расчета на обязательное достижение терапевтического эффекта.

Что именно?

Как правило, мы устанавливаем на участках большие песочницы. Это пространство коллективной жизни. А что, если попробовать рядом с большой песочницей устанавливать маленькие? Размеры песочниц, используемых в психотерапии, примерно равны размерам столешницы детского стола — хороший вариант для индивидуальной или парной игры. И точно так же, как в психотерапии, можно прикладывать к этим песочницам наборы маленьких игрушечек, позволяющие соорудить маленький населенный мир. Дети порой пытаются создать такой мир в большой песочнице. Но договориться со всеми играющими там сложно: здесь копают совочками, здесь работают игрушечные экскаваторы и ездят игрушечные грузовики. А небольшое ограниченное пространство выглядит уютно, и обживать его гораздо приятнее и интереснее.

В какой-то момент воспитатель может превратиться в фею, которая отправится в путешествие по волшебной стране. Каждый раз попадая в новый песочный мир, она хочет узнать, как он называется, как зовутся его жители, какие у них обычаи, что они едят, сколько спят, во что играют, к кому ходят в гости. У феи могут быть помощники: их функция — все запоминать. Чтобы ничего не забыть, они делают пометки с помощью значков в записных книжках. А потом вместе с феей рисуют карту волшебной страны. О своем волшебном путешествии фея рассказывает другим детям вечером или на следующий день. Рассказ может оказаться очень интересным, наполненным увлекательными деталями:

«Сегодня я расскажу вам о своем волшебном путешествии по Стране песочных миров. Взгляните на карту: вот так выглядит эта страна. Первый мир, в котором я оказалась, назывался…»

Раскопки далеких миров

В № 23/2003 «Дошкольного образования» мы рассказывали о том, как европейские музейные педагоги моделируют для детей ситуацию раскопок. Можно использовать эту идею для организации сюжетно-ролевой игры или игрового занятия, в ходе которого дети получают представление о работе археологов и палеонтологов. Полигоном для разворачивания игры могут стать две-три небольшие песочницы.

Сюжет основывается на межпланетном путешествии двух (или трех) экипажей космических кораблей землян. Это научно-исследовательская экспедиция, которой поручено исследовать две планеты в созвездии Близнецы, определить, обитаемы ли они, или, быть может, жизнь существовала на них раньше. Когда экипажи прибывают к планетам, они видят перед собой только песчаную пустыню. Из Центра поступает приказ приступить к раскопкам.

Вот тут начинается самое интересное. С вечера педагоги должны наполнить недра «планет»-песочниц содержимым, которое днем раскопают экспедиции.

Предположим, одна планета хранит следы человеческой цивилизации, другая — следы мира огромных пресмыкающихся.

В первом случае в песочнице можно закопать целый замок из кубиков или конструктора. Некоторые части могут стоять, некоторые — выполнять роль обрушившихся. У стен можно закопать какие-нибудь детали украшений. В одном из углов песочницы можно закопать игрушечную посуду. Игрушечная посуда не соответствует по размерам замку или дворцу. Это обстоятельство — своеобразная интрига. Звездолетчики получают инструкцию: копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. (Самый дешевый вариант — использовать для игры кисти для малярных работ.)

Кто мог жить в замке? Во дворе постройки дети могут обнаружить портреты с изображением инопланетян и составить представление об их внешнем виде. Какого роста они были? Об этом можно судить по величине арок и дверей. Их надо измерить с помощью мерки.

Обнаружив, что часть постройки разрушена, дети должны сделать предположение о том, что послужило причиной разрушений. Возможно, землетрясение. А возможно — война. Только кого с кем?

Может, на планете жили и другие обитатели? Для этого требуется обследовать еще не изученные уголки песочницы. В одном из углов дети откопают посуду, которая по размерам явно не соответствует росту предполагаемых жителей замка. Видимо, из нее ели существа, размеры которых были намного больше. Может, великаны? Кроме посуды, в этом углу песочницы найдены гигантский лук и кости каких-то животных. Видимо, великаны были дикарями. Они не умели строить, а жили охотой. Но, видимо, они умели пользоваться огнем, потому что недалеко от костей животных члены экспедиции нашли угольки. Звездолетчики собирают все предметы, обнаруженные при раскопках, укладывают в коробочки, присваивают номер и зарисовывают в блокнотиках. Перед отлетом им приходит приказ из Центра восстановить постройки, обнаруженные на планете, и определить, пригодны ли они для жилья. Выполнив задание, экспедиция возвращается в Центр планетарных исследований и отчитывается перед другими экспедициями: демонстрирует находки, излагает версию жизни на планете и возможные причины ее гибели.

Другая экспедиция не находит на своей планете следы человеческой жизни. Зато во время раскопок ей удается обнаружить останки древних ящеров. (С ящерами есть некоторая проблема, потому что, согласно принципу правдоподобности, дети должны были бы обнаружить части скелетов, однако таких игрушек наша промышленность не выпускает. Но черепа можно сделать из соленого теста.) Вокруг ящеров в изобилии найдены раковины моллюсков и камушки, обточенные водой. Почему же ящеры погибли? То ли потому, что на планете случилось наводнение, то ли наоборот: ящеры жили у воды, а потом климат изменился, температура воздуха резко повысилась, водоемы пересохли, и это привело к гибели животных. Еще в песке были обнаружены кусочки янтаря. О чем это свидетельствует? О том, что когда-то на планете росли хвойные деревья, смола которых за многие тысячи лет превратилась в янтарь. На планете можно добывать этот ценный поделочный материал!

А еще в песке были обнаружены три яйца (из папье-маше). Вдруг спрятанные в них зародыши не погибли? Экспедиция получает задание провести эксперименты с найденными яйцами. При каких условиях из них могли бы вылупиться животные? Наверное, нужно создать подходящий режим влажности — как во времена жизни ящеров. И вот яйца помещают в резервуары с водой. Через три недели они трескаются, и из них вылупляются животные. Звездолетчики решают создать на планете научный заповедник по разведению ящеров и наблюдению за ними. Часть территории обносится забором. Туда помещают «новорожденных». Другая часть остается для разработки залежей янтаря. Звездолетчики зарисовывают свои находки, составляют отчет экспедиции и возвращаются в Центр планетарных исследований.

Можно открыть планету, когда-то заселенную гигантскими разумными насекомыми, которые оказались «законсервированными» в результате столкновения спутника планеты с кометой и внезапного изменения планетарного климата. Пауки тоже могли жить во дворцах, а питаться толстыми мухами, которых они, как коров, разводили в приусадебных хозяйствах.

Иными словами, сюжеты могут быть самыми фантастичными. От этого занятие вовсе не теряет своей «научной» значимости. Ведь главное — моделирование процесса. Он заключается в осуществлении раскопок с помощью инструментов, имитирующих настоящие орудия труда археологов и палеонтологов, в фиксировании находок и их описании, в выработке гипотезы, которая позволила бы связать все находки воедино. Гипотеза в данном случае будет напоминать сказку, сочиняемую с опорой на визуальные подсказки. Так ведь это и есть основная задача дошкольной педагогики — предоставить ребенку возможность сочинять, придумывать, плести сложный развернутый сюжет. Разве можем мы хоть на немного забыть о развитии речи?

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru