Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2006

РАБОЧИЙ СТОЛ

Приключения в песочном дворике

Из опыта работы психолога детского сада

Для того чтобы стать песочным терапевтом, нужно долго учиться, а сертификат, подтверждающий право заниматься терапевтической практикой, выдается только на Западе. Там есть ассоциации психотерапевтов, практикующих именно в этой области.
Но с начала 90-х песочную терапию стали осваивать и российские психологи. Известны работы питерских ученых, в частности, доктора психологических наук Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой. Она отстаивает подходы, в которых методы песочной терапии пересекаются с методами сказкотерапии.
Эльмира УЛЬЯНОВА, психолог детского сада № 236 г. Казани, не является песочным терапевтом в подлинном смысле слова. Но она прослушала курс лекций, прочитала несколько книжек и устроила в подведомственном ей психологическом хозяйстве «Песочный дворик»: установила голубую песочницу требуемых размеров, собрала коллекцию маленьких игрушек и придумала специальную песенку. В «Песочном дворике» проходят групповые занятия для малышей. Каждое занятие начинается песенкой и песенкой заканчивается.
Предлагаем читателям несколько сценариев занятий в «Песочном дворике».

Волк, который не ест козлят

Занятие для детей первой младшей группы

Занятие рассчитано на группу из пяти-шести человек.
Продолжительность занятия — 10–15 минут.

Оборудование и материалы: две стандартные песочницы для песочной терапии. Одна заполнена песком на одну четверть объема, другая — на две третьих. В первой песочнице закопаны плоские деревянные вкладыши от фигурных рамок с изображением животных. Во второй песочнице закопаны деревянные плоскостные фигурки сказки «Волк и козлята».

Цели занятия: научить ребенка прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения; корректировать эмоции страха и злости; учить понимать себя и других, способствовать приобретению начального опыта рефлексии (самоанализа); закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации; способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Начало занятия организовано точно так же, как в сценарии «Расти, репка, на песке!»: дети вместе с психологом поют песенку о «Песочном дворике», оставляют отпечатки кистей рук на слегка увлажненном песке и передают свои ощущения словами.

Психолог: Давайте посмотрим, что сегодня приготовил нам наш «Песочный дворик». (Роется в песке.) Смотрите-ка, фигурки! Из какой они сказки?

Дети: Из сказки про волка и козлят.

Психолог: Назовем-ка всех персонажей сказки: всех, кто там упоминается.

Дети перечисляют персонажей, психолог раздает им игрушки, роли которых дети будут исполнять. Роли козы и волка исполняют взрослые, одним из которых может быть психолог.

Психолог: Давайте расскажем эту сказку и покажем в нашем «Песочном дворике».

Психолог и дети рассказывают сказку, постепенно выставляя персонажей сказки в песке второй песочницы. Психолог по мере разворачивания сказки «маркирует» эмоции персонажей.

Психолог: Как козлятки боялись волка? Вот как: «З-з-з-з-з; ж-ж-ж!». (Дети и психолог изображают, как можно дрожать.) Можно ли с этим страхом справиться?

Дети вспоминают, что страх можно нарисовать и разорвать на мелкие кусочки.

Психолог: Это верно. Только где же козляткам взять карандаш и бумагу, если волк их в мешок засунул? Давайте лучше глубоко подышим животиком, будто у нас внутри надувается воздушный шарик. Вот так. А теперь научим этому козляток. Наверное, тот козленок, который в мешок к волку не попал, умел со страхами справляться, как и мы?

Дети: Да!

Психолог: Когда мама-коза пришла домой и не нашла там козляток, что она почувствовала?

Дети: Она расстроилась. Опечалилась. Загрустила очень сильно. Она чуть не расплакалась.

Психолог: Не плачь, мама-коза, не расстраивайся! Козлятки сидят в мешке, но ни капельки волка не боятся: мы научили их со страхами бороться. Они просто ждут терпеливо, когда ты за ними придешь! Пойдем-ка все мы по волчьим следам. Вот здесь волк мешок по земле волок, здесь дорогу хвостом заметал, но мы все равно знаем, что это его следы. Точно, вот его дом.

Взрослый (в роли мамы-козы): Эй, злой волк! Отдавай немедленно козлят!

Взрослый (в роли волка): У-у-у-у-у-у! Не отдам! Хотя мне даже не хочется есть этих козлят: они меня совсем не боятся! Но я их все равно не отпущу, потому что я злюсь!

Дети (в роли козлят): А ты поиграй с нами в игру «Тим-бух-тум».

Взрослый-волк: Ладно уж, так и быть, поиграю!

Проводится словесная игра, с которой дети уже знакомы.

Взрослый-волк: Что-то вся моя злость прошла! Может, эти козлятки волшебные? Ладно, мама-коза, забирай своих детушек. Не нужны они мне.

Психолог: Обрадовались козлята. И мы тоже вместе с ними порадуемся.

Взрослый-волк: Я теперь тоже хочу быть хорошим, не злым, раз вы меня не боитесь. Хочу с вами дружить, а то в лесу одному так скучно! Возьмите меня с собой.

Мама-коза: Жить мы тебя к себе взять не можем: у нас дом маленький. Вот разве что огород охранять…

Психолог: Кто, ребятки, обычно дом и огород охраняет?

Дети: Собака. Пес.

Волк: Но я вовсе не собака. Я похож на слона: сильный, серый. Пожалуй, я буду слоном.

Дети убеждают волка, что он совсем не похож на слона, а гораздо больше похож на собаку.

Взрослый-волк: Ну, хорошо. Не буду слоном. Буду кем-нибудь другим («роется» в песке первой песочницы). Вот, посмотрите, что тут спрятано.

Дети откапывают трафареты животных. Волк все время говорит, что он похож на изображение какого-то вновь обнаруженного животного. Дети сравнивают трафарет и волка и доказывают, что это не так.

Психолог: Не пора ли обнаруженным зверюшкам домой? Они уже наигрались в нашем песочке. Давайте посмотрим, какому животному какой домик подходит?

Психолог раздает детям рамки для вкладышей. Дети подбирают к рамкам подходящих зверей.

Психолог: Зверята вернулись в свои домики. Как вы думаете, мы хорошо поступили, вернув их домой?

Дети: Хорошо.

Психолог: Почему?

Дети: Они уже устали гулять. Они к маме захотели.

Психолог: Значит, мы молодцы?

Дети: Да!

Психолог: А теперь давайте вспомним про нашего волка. На кого же он все-таки больше всего похож?

Дети приходят к выводу, что волк больше всего похож на собаку, и убеждают в этом волка. Только вот лаять волк не умеет. Может, научится? Дети показывают, как лает собака («Р-р-р-р-аф-аф, гав-гав!»). Волк обещает тренироваться. Дети подбирают ему «доброе» имя.

Психолог: Ну, вот: теперь все подружились. Волк совсем исправился и будет теперь двор у козы сторожить. Козлята незнакомым дверь открывать не будут. И мама-коза постарается не оставлять их одних. Правда, хорошая сказка у нас получилась?
Мы молодцы! А теперь возьмемся за ручки и попрощаемся с «Песочным двориком» до следующего занятия.
Давайте запомним: если ты вдруг чего-то испугался, нужно глубоко подышать, а потом, когда появится возможность, нарисовать свой страх и порвать на мелкие кусочки. Тогда страх обязательно исчезнет. А если ты вдруг разозлился, нужно поиграть в игру под названием «Тим-бух-тум», от которой даже волки злиться перестают. Мы — молодцы! Похлопаем себе и друг другу.

Расти, репка, на песке!

Занятие для детей первой младшей группы

Занятие рассчитано на группу из пяти-шести человек.
Продолжительность занятия — 10–15 минут.

Оборудование и материалы: две стандартные песочницы для песочной терапии. Одна заполнена песком на одну четверть объема, другая — на две третьих. В первой песочнице закопаны плоские деревянные вкладыши от фигурных рамок с изображением животных. Во второй — фрагмент иллюстрации к сказке «Репка» (иллюстрация наклеена на картон и обтянута прозрачной пленкой). В отдельной емкости у психолога находится набор маленьких фигурок — персонажей сказки «Репка».

Цели занятия: развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; стабилизировать эмоциональное состояние детей; научить их прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа); способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с песни-приветствия «Песочный дворик».
Затем психолог предлагает детям игру «Чувствительные ладошки».
Педагог-психолог и дети по очереди оставляют на ровной поверхности песка отпечатки рук — то внутренней, то внешней стороны кисти.

Психолог (комментирует свои действия): Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. А что чувствуете вы?

Дети отвечают: «Мне тепло, приятно» и т.д.

Психолог: Песочек какой?

Дети: Хороший, ласковый, желтый, щекотный и т.д.

Психолог: Давайте посмотрим, какие следы мы можем оставить на песке — ладошками, пальчиками, ребром ладони. Посмотрите: они разные, на что они похожи?

Дети отвечают.

Психолог: Давайте копнем песочек поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Дети и психолог копают песок, обнаруживают плоские вкладыши в форме зверей.

Психолог: Смотрите: маленькие зверюшки решили поиграть в прятки, сбежали из своих домиков и спрятались в песочке. Вы знаете, как эти зверята называются? (Дети называют обнаруженных животных.) Давайте посмотрим, какие отпечатки оставляют зверюшки на песке.

Дети и психолог прижимают вкладыши к влажной поверхности песка и рассматривают появившиеся следы.

Психолог: Кажется, теперь зверюшки наигрались в песочке и захотели домой. Давайте поселим зверюшек в свои домики.

Педагог раздает детям рамки, к которым требуется подобрать вкладыши в виде фигурок животных. Дети подбирают к рамкам подходящие вкладыши.

Психолог: Вот мы и помогли зверятам вернуться в свои домики. Как вы думаете, мы хорошо поступили?

Дети: Хорошо!

Психолог: Почему?

Дети высказывают свои соображения: зверята устали гулять. Они к маме захотели. Они соскучились по своему домику. Они спать хотят.

Психолог: Раз мы хорошо поступили, значит, мы молодцы?

Дети: Да!

Психолог: Давайте посмотрим, не приготовил ли «Песочный дворик» нам еще какой-нибудь сюрприз — раз мы такие молодцы? (Запускает руку в песок.) Здесь что-то есть. Раскопаем?

Дети: Да!

Дети и психолог откапывают фрагмент иллюстрации к сказке «Репка».

Психолог: Картинка какой сказки здесь пряталась?

Дети: Это сказка про дедку, про репку! Это сказка «Репка»!

Психолог: Правильно, ребятки, а наши знакомые зверюшки встречаются в этой сказке? (Педагог показывает детям изображения животных-вкладышей из рамок.) Лось репку тянул? Дельфин дедушке помогал репку тянуть? А змея в сказке встречалась?

Дети отвечают, реагируя очень эмоционально.

Психолог: Так какие же звери встречались в сказке «Репка»?

Дети перечисляют зверей — персонажей «Репки». Психолог в это время достает из контейнера игрушки для сказки: собачку, кошку, мышку.

Психолог: А кто репку сажал?

Дети: Дедка!

Психолог: Кто ему помогал?

Дети: Бабка, внучка.

Психолог: Давайте расскажем эту сказку и покажем в нашем «Песочном дворике».

Психолог и дети рассказывают сказку, постепенно выставляя персонажей сказки в песке второй песочницы. Психолог может провокационно ставить в песок зверей, не имеющих отношение к сюжету, — дети поправляют его.
По ходу разворачивания сюжета сказки педагог-психолог спрашивает у детей, что чувствуют герои.

Дети: Дедушка работал, тянул, тянул репку — устал.

Психолог: Давайте покажем, как он устал. Как это сделать? (Дети предлагают свои варианты.) А мама и папа устают после работы?

Дети делятся своими наблюдениями, показывают, как устают мама и папа.

Психолог: Кто пришел на помощь дедушке? (Дети перечисляют персонажей сказки.) А мы с вами можем помочь маме, папе, когда они устали?

Дети: Можем!

Психолог: Как?

Дети: Можем свои игрушки убрать на место без напоминания. Нужно не мешать, не шуметь, когда папа после работы лежит и отдыхает. Еще можно включить телевизор и вместе посмотреть что-нибудь интересное.

Психолог: Когда герои сказки вытянули репку, что они почувствовали?

Дети: Обрадовались!

Психолог: Как мы радуемся? Давайте покажем. (Дети изображают радость.) Почему дедушке и его помощникам все-таки удалось вытащить репку?

Дети: Потому что герои сказки все делали дружно, не ссорились. Даже кошка с собакой. И все друг другу помогали. Даже маленькая мышка помогала.

Психолог: И мы с вами дружно сказку рассказали. Хорошо у нас получилось?

Дети: Да!

Психолог: Конечно, хорошо… Ой, что это?

Психолог выкапывает из песка сказочной песочницы несколько «странных» фигурок и «сажает» их рядом с репкой из сказки. Это плоские геометрические фигуры — треугольник, прямоугольник, квадрат, но с ботвой.

Психолог: Какие-то странные репки выросли в нашем «Песочном дворике». Разве такие репки дедушка сажал?

Дети: Нет!

Психолог: Какая же из них дедушкина?

Дети указывают на настоящую репку и опознают геометрические формы других.

Психолог: Давайте посмотрим, какие следы оставляют эти фигурки на песочке. (Дети отпечатывают на песке следы.) От разных форм остаются разные следы. Правильно?

Дети: Да.

Психолог: Можно определить, какой след какой фигуре принадлежит? (Дети определяют следы.)

Психолог: А теперь возьмемся за ручки и попрощаемся с «Песочным двориком» до следующего занятия. Давайте запомним: если что-то делать вместе и дружно, то все у нас чудесно получается. Мы — молодцы! Похлопаем себе и друг другу.

НОТНАЯ ТЕТРАДЬ

Песенка про «Песочный дворик»

Слова и мелодия Эльмиры Ульяновой

Ярко солнышко сияет
И ребяток приглашает
Поиграть в «Песочный дворик».
И волшебный наш песочек,
Речки ласковый дружочек,
Рассказать нам сказку хочет.
Это очень интересно.
Это очень интересно.
Посмотри, что из песочка получается.
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.
Даже мама с папой
Дружно улыбаются.

 

Рейтинг@Mail.ru