Мы работаем с
«особыми» детьми
В № 19/2005 газета объявила
книжную лотерею, в которой разыгрывается книга
Рубена Гальего «Белое на черном». В розыгрыше
книги имели право принять участие педагоги и
специалисты коррекционных детских садов и групп
«Особый ребенок», приславшие в редакцию описание
своих пособий и разработок.
Сегодня мы знакомим читателей с победителями
лотереи.
Украсим коврики
В г. Салават Республики Башкортостан
есть детский сад для детей со сниженным
интеллектом. Среди воспитанников садика есть
даже ребенок-дауненок. Работать с такими
малышами непросто. Нужны такт и большое терпение.
В детском саду детей называют только ласковыми
именами: «Олежка, Настена…». Воспитатели все
время что-то придумывают для них, украшают
группы, создают пособия.
Здесь создана целая коллекция сенсорных
ковриков.
Коврик «Домик с палисадником»
Задания:
Войди в домик — расстегни и застегни
молнию-дверцу.
Сделай так, чтобы распустился цветочек — приколи
венчик к пуговице на стебельке.
Построй заборчик — заткни трубочки для коктейля
за матерчатые поперечины плетня.
Ну, а теперь заплети солнышку косички: ему так
нравится светить над домиком и хочется быть
аккуратным.
Коврик «Летний сад»
В саду цветут цветочки, зреют фрукты на
деревьях, порхают бабочки.
Фрукты крепятся к веточкам на крючках, цветочные
головки пристегнуты к стебелькам с помощью
пуговиц. Бабочки крепятся с помощью липучек.
Можно снять все цветы-фрукты с коврика, а потом
заново его украсить, попутно пересчитывая яблоки
и бабочек.
Коврик «Добрый ослик»
Этот коврик устроен точно по такому же
принципу, что и коврик «Летний сад».
А это сенсорные рукавички. Педагоги используют
их на занятиях: в рукавичках удобно прятать
маленькие сюрпризики.
Чтобы рукавичка «согласилась» выдать свой
секрет, кто-то из детей должен завязать на ней
бантик или заплести косичку.
Рисование на подносиках с манкой — известное
пособие монтессорианской педагогики. Используют
его и салаватские воспитатели. На манке можно
упражняться в проведении разных линий, в
рисовании фигур и узоров, а также букв и цифр.
По материалам Ирины ПЕТУХОВОЙ,
старшего воспитателя сада
Разные дети — радости общие
Детский сад «Журавлик» г. Чистополя
посещают как здоровые дети, так и дети с
особенностями в развитии и с проблемами
здоровья. Для таких малышей в садике открыты три
специализированные группы. В группы поступают
дети с неоднородной патологией и большим
диапазоном интеллектуального развития. Здесь
есть дети со сниженным слухом, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, с задержкой
развития речи и психического развития. Но наряду
с малышами, сильно отстающими по своим
показателям от возрастных нормативов,
встречаются ребята яркие, с развитой речью, с
явно выраженными лидерскими наклонностями.
Одна из важнейших педагогических задач
сотрудников садика — помочь личностному
развитию детей, формированию их адекватной
самооценки.
Для этого, кроме атмосферы приятия и
эмоциональной поддержки, в саду разрабатываются
методики по обучению детей навыкам общения и
самообслуживания.
Эффективный путь решения этой задачи коллектив
видит в интеграции детей с проблемами здоровья в
сообщество здоровых сверстников. Этой проблемой
в садике занимаются уже одиннадцать лет. Дети
коррекционных групп «ходят в гости» в соседние
группы для обычных детей, принимают участие в
общих праздниках и творческих конкурсах.
Конечно, много сил отдается созданию развивающей
среды с учетом проблем воспитанников
коррекционных групп.
Гордостью сада является зал по лечебной
физкультуре. Тренажеры в зале разработаны врачом
С.И. Лепиловой совместно с массажистом садика и
инструктором по физическому воспитанию.
По материалам Ирины ФУГИНОЙ,
заведующей детским садом № 22 «Журавлик»
г. Чистополя, Республика Татарстан
Закрутим гайки покрепче!
Детский сад № 46 г. Сарова посещают дети
с нарушением опорно-двигательного аппарата.
У некоторых из них диагноз «ДЦП». В силу
ограниченности двигательных возможностей такие
малыши всегда испытывают недостаток в сенсорных
ощущениях. Их опыт манипуляции с предметами
беден. Педагоги детского сада по мере сил
стараются компенсировать своим воспитанникам
этот дефицит.
Емкости с сыпучими материалами, экраны с разного
рода задвижками, защелками и замочками, доски со
штырьками для «рисования» фигур с помощью
резинок — все служит этой цели.
Для детей с парезом руки родители изготовили на
заводе винтовую доску.
Пять гаек разного диаметра и веса накручиваются
на винтовые штыри, укрепленные на деревянной
подставке. Для каждой гайки предусмотрено
гнездо, где она может «отдыхать» от работы на
винте. Так что доска-основа еще и играет роль
рамки для вкладышей-гаек.
В комплекте с доской существует набор тактильных
дощечек, обтянутых материалами разной фактуры —
от мягкой и нежной до грубой и шершавой на ощупь.
Работа с тяжелыми гайками требует напряжения
мышц руки. Поглаживание поверхностей дощечек
позволяет это напряжение снять.
По материалам Натальи ЕВСЕЕВОЙ,
воспитателя детского сада № 46 г. Сарова,
Нижегородская область
|