Прыгать, бегать на
полянке
«Лазать, метать, бегать, играть в мяч,
прыгать значительно удобнее на полянке, чем в
помещении, — считают педагоги нашего детского
сада «Вишенка» (г. Междуреченск). — Взять, к
примеру, прыжки. В помещении возможности для
выполнения прыжков ограничены: негде как следует
разбежаться, приземляться на скользкий пол
неудобно. В природных условиях, где есть
необходимый простор, движения детей становятся
более естественными, непринужденными.
Окружающая обстановка располагает к активным,
ничем не ограниченным действиям. Если ребенок
бежит с пологой горки, его шаг широк и свободен,
он развивает значительную для своего возраста
скорость в беге, не опасаясь натолкнуться на
какой-либо предмет.
Природа создает такое многообразие
условий, что одни и те же движения могут быть
выполнены в огромном количестве вариантов,
самыми разнообразными способами. Это имеет
большое значение для повышения качества
выполнения основных движений, закрепления и
совершенствования правильных их форм. На
спортивной площадке нашего детского сада
имеются благоприятные условия для упражнений во
всех видах прыжков: и с места, и с разбега. Дети
перепрыгивают через ямки, канавки, кочки, делая
энергичный разбег и приземляясь на мягкий грунт
(песок, траву).
А еще у нас есть «Уголок леса». Здесь
преодоление природных препятствий требует от
детей не только умений и навыков, но и ловкости,
смелости. Чтобы перепрыгнуть канавку,
встретившуюся на пути, или перейти по мостику
через ручей, дети должны стараться не упасть, не
испачкаться. Но если это случится, мы объясняем
детям, что они должны снова и снова повторять эти
упражнения, чтобы добиться успеха.
Весна, лето и ранняя осень наиболее
благоприятны для выполнения упражнений в
«Уголке леса».
Предлагаем вам подборку упражнений в
ходьбе, беге, равновесии, прыжках, метании,
лазании, которые можно проводить на участке
детского сада. Упражнения подбирались с
использованием специальной литературы по теме».
Упражнения в ходьбе и беге
Ходить по лужайке, высоко поднимая
ноги, стараясь перешагивать через траву, не
задевая ее.
Ходить и бегать между кустами и
деревьями, меняя направление.
Входить на горку и сходить с нее.
Ходить и бегать по рыхлому песку, по
щебенке, по опилкам.
Пройти по мягкому грунту след в след
за взрослым.
Пройти по корням дерева, выступающим над
поверхностью земли, близко приставляя пятку
одной ноги к носку другой. Пройти, перешагивая с
корня на корень, широким шагом.
Пройти по тропинке, усыпанной
щебенкой, с закрытыми глазами.
Взойти на пенек или лежащее на земле
бревно, сойти или спрыгнуть с него.
Пройти по бревну прямо или боком,
спрыгнуть с него.
Перейти через ручеек, перешагивая с
камня на камень.
Пройти по мостику, положенному через
ручеек.
Идя широким шагом, измерить
расстояние между двумя деревьями — в шагах.
Бегать по лужайке, перепрыгивая через
божьих коровок, ползущих по тропинке.
Вбежать на невысокую горку и сбежать
с нее. Вбежать на горку и медленно сойти с нее.
Бегать по тропинке в лесу, стараясь не
наступать на выпуклые корни деревьев.
Пробежать по тропинке малюсенькими
шажочками, сделав как можно меньше шагов.
Пробежать или пройти, пригнувшись,
стараясь не задеть за крышу тоннеля «лесных
лиан».
Во время этих упражнений особенно
тщательно слежу за сохранением правильной
осанки. Старших дошкольников приучаю не смотреть
себе под ноги.
Упражнения в лазании
Вползти на горку на четвереньках,
опираясь на колени и помогая руками.
Взойти на крутую горку наискось,
помогая руками.
Подлезть под низко наклоненные ветки
дерева прямо и боком, не касаясь земли руками.
Переползти через поваленное дерево,
лежащее на земле.
Перелезть через бревно.
Плотно обхватить дерево руками,
обойти его кругом, не отпуская рук.
Перебираться по изогнутому дереву,
зацепившись за него руками и ногами.
Упражнения в прыжках
Подпрыгивать на двух ногах выше
травы.
Подпрыгивать на двух ногах, стараясь
достать одной или обеими руками до склоненной
ветки дерева.
Прыгать с места через ямку, неширокую
канавку, лужу.
Подпрыгивая на двух ногах,
продвигаться вперед — на расстояние
трех-четырех метров.
Тем же способом прыгать вокруг дерева
или какого-либо другого предмета.
Прыгать на одной ноге на месте;
прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед. Ноги
чередовать.
Прыгать с разбега через канавку,
неглубокую ямку, узкий ручеек.
Прыгать с разбега через невысокие
кустики, кочки, стволы деревьев и другие
препятствия.
Спрыгивать с невысоких пеньков,
кочек, лежащих на земле бревен.
Спрыгивать в канавку или под горку на
мягкий песок.
Упражнения в метании
Дети успешно справляются с заданиями,
бросая предметы на дальность и в цель. В
естественных условиях для бросания наиболее
удобны шишки, камешки, палочки. Их дети бросают
правой и левой рукой, стараясь попасть в
указанное дерево, перебросить через куст и т.д.
Очень нравится детям бросать небольшие камешки в
воду как можно дальше, чтобы пошли круги. Старшие
дошкольники любят бросать в воду плоские камешки
так, чтобы они, легко коснувшись воды, «прыгнули»
на ее поверхности несколько раз. Для этой цели на
участке имеется болотце. При метании камней и
шишек следим за тем, чтобы дети бросали предметы
в одну сторону, а не навстречу друг другу.
Так развивающая среда на участке
детского сада позволяет повысить двигательную
активность, подтолкнуть дошкольника к
самопроизвольному движению, совершаемому по
собственной воле, желанию, без принуждения.
|