Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2006

МЫ ГУЛЯЕМ НА УЧАСТКЕ

Прыгать, бегать на полянке

«Лазать, метать, бегать, играть в мяч, прыгать значительно удобнее на полянке, чем в помещении, — считают педагоги нашего детского сада «Вишенка» (г. Междуреченск). — Взять, к примеру, прыжки. В помещении возможности для выполнения прыжков ограничены: негде как следует разбежаться, приземляться на скользкий пол неудобно. В природных условиях, где есть необходимый простор, движения детей становятся более естественными, непринужденными. Окружающая обстановка располагает к активным, ничем не ограниченным действиям. Если ребенок бежит с пологой горки, его шаг широк и свободен, он развивает значительную для своего возраста скорость в беге, не опасаясь натолкнуться на какой-либо предмет.

Природа создает такое многообразие условий, что одни и те же движения могут быть выполнены в огромном количестве вариантов, самыми разнообразными способами. Это имеет большое значение для повышения качества выполнения основных движений, закрепления и совершенствования правильных их форм. На спортивной площадке нашего детского сада имеются благоприятные условия для упражнений во всех видах прыжков: и с места, и с разбега. Дети перепрыгивают через ямки, канавки, кочки, делая энергичный разбег и приземляясь на мягкий грунт (песок, траву).

А еще у нас есть «Уголок леса». Здесь преодоление природных препятствий требует от детей не только умений и навыков, но и ловкости, смелости. Чтобы перепрыгнуть канавку, встретившуюся на пути, или перейти по мостику через ручей, дети должны стараться не упасть, не испачкаться. Но если это случится, мы объясняем детям, что они должны снова и снова повторять эти упражнения, чтобы добиться успеха.

Весна, лето и ранняя осень наиболее благоприятны для выполнения упражнений в «Уголке леса».

Предлагаем вам подборку упражнений в ходьбе, беге, равновесии, прыжках, метании, лазании, которые можно проводить на участке детского сада. Упражнения подбирались с использованием специальной литературы по теме».

Упражнения в ходьбе и беге

  • Ходить по лужайке, высоко поднимая ноги, стараясь перешагивать через траву, не задевая ее.

  • Ходить и бегать между кустами и деревьями, меняя направление.

  • Входить на горку и сходить с нее.

  • Ходить и бегать по рыхлому песку, по щебенке, по опилкам.

  • Пройти по мягкому грунту след в след за взрослым.

  • Пройти по корням дерева, выступающим над поверхностью земли, близко приставляя пятку одной ноги к носку другой. Пройти, перешагивая с корня на корень, широким шагом.

  • Пройти по тропинке, усыпанной щебенкой, с закрытыми глазами.

  • Взойти на пенек или лежащее на земле бревно, сойти или спрыгнуть с него.

  • Пройти по бревну прямо или боком, спрыгнуть с него.

  • Перейти через ручеек, перешагивая с камня на камень.

  • Пройти по мостику, положенному через ручеек.

  • Идя широким шагом, измерить расстояние между двумя деревьями — в шагах.

  • Бегать по лужайке, перепрыгивая через божьих коровок, ползущих по тропинке.

  • Вбежать на невысокую горку и сбежать с нее. Вбежать на горку и медленно сойти с нее.

  • Бегать по тропинке в лесу, стараясь не наступать на выпуклые корни деревьев.

  • Пробежать по тропинке малюсенькими шажочками, сделав как можно меньше шагов.

  • Пробежать или пройти, пригнувшись, стараясь не задеть за крышу тоннеля «лесных лиан».

  • Во время этих упражнений особенно тщательно слежу за сохранением правильной осанки. Старших дошкольников приучаю не смотреть себе под ноги.

Упражнения в лазании

  • Вползти на горку на четвереньках, опираясь на колени и помогая руками.

  • Взойти на крутую горку наискось, помогая руками.

  • Подлезть под низко наклоненные ветки дерева прямо и боком, не касаясь земли руками.

  • Переползти через поваленное дерево, лежащее на земле.

  • Перелезть через бревно.

  • Плотно обхватить дерево руками, обойти его кругом, не отпуская рук.

  • Перебираться по изогнутому дереву, зацепившись за него руками и ногами.

 Упражнения в прыжках

  • Подпрыгивать на двух ногах выше травы.

  • Подпрыгивать на двух ногах, стараясь достать одной или обеими руками до склоненной ветки дерева.

  • Прыгать с места через ямку, неширокую канавку, лужу.

  • Подпрыгивая на двух ногах, продвигаться вперед — на расстояние трех-четырех метров.

  • Тем же способом прыгать вокруг дерева или какого-либо другого предмета.

  • Прыгать на одной ноге на месте; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед. Ноги чередовать.

  • Прыгать с разбега через канавку, неглубокую ямку, узкий ручеек.

  • Прыгать с разбега через невысокие кустики, кочки, стволы деревьев и другие препятствия.

  • Спрыгивать с невысоких пеньков, кочек, лежащих на земле бревен.

  • Спрыгивать в канавку или под горку на мягкий песок.

Упражнения в метании

Дети успешно справляются с заданиями, бросая предметы на дальность и в цель. В естественных условиях для бросания наиболее удобны шишки, камешки, палочки. Их дети бросают правой и левой рукой, стараясь попасть в указанное дерево, перебросить через куст и т.д. Очень нравится детям бросать небольшие камешки в воду как можно дальше, чтобы пошли круги. Старшие дошкольники любят бросать в воду плоские камешки так, чтобы они, легко коснувшись воды, «прыгнули» на ее поверхности несколько раз. Для этой цели на участке имеется болотце. При метании камней и шишек следим за тем, чтобы дети бросали предметы в одну сторону, а не навстречу друг другу.

Так развивающая среда на участке детского сада позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к самопроизвольному движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

Рейтинг@Mail.ru