Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Издательский дом «Первое сентября»:
политика для педагогов

Поступайте к нам учиться!

В сентябре 2006 года Педагогический университет проводит четвертый набор на дистанционные курсы повышения квалификации.
О том, зачем Издательскому дому понадобился университет, рассказывает его директор, автор идеи создания курсов Сергей ОСТРОВСКИЙ.

— Наши газеты изначально носили методический характер. Через них читатели всегда повышали свою квалификацию — за счет знакомства с работами ведущих ученых, с инновационным опытом своих коллег, с новыми педагогическими технологиями. Поэтому появление университета было вполне логичным: это форма, придавшая формальный статус тому, что происходило в течение десяти лет между газетами и их читателями. (В Издательском доме «Первое сентября» выходит 20 предметных газет.)

Однако созданный университет оказался очень серьезным проектом. Мы получили лицензию на образовательную деятельность, заключили договор о сотрудничестве с факультетом педагогического образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и привлекли к преподаванию ведущих ученых и самых известных практиков педагогического мира.

Единственным нашим опасением было то, как курсы будут смотреться внутри газет. Оказалось, что курсы встраиваются в общий объем газетных материалов весьма органично. Мы изначально предъявляли к курсам такие требования, которые делали их интересными для подавляющей массы читателей газеты. Является или не является читающий слушателем университета, не имеет значения: напечатанный материал окажется для него ценным.

Это, кстати, свидетельствует и о качестве самих курсов: они адресованы практикам и должны удовлетворять их практические нужды.

Идея университета нашла живой отклик у читателей. Дистанционное обучение по целому ряду причин становится сегодня все более актуальным. За три года наши курсы окончили более 7000 человек.

Для редакций наших газет, в том числе и для газеты «Дошкольное образование», интерес, проявляемый к курсам, является показателем актуальности темы, ее проблемности и затребованности в современной педагогике. Сотрудники университета ведут учет слушателей, и самые популярные курсы, опубликованные в газете, продолжают свое существование и на следующий год, но уже не в виде газетных вкладок, а в виде брошюр.

Через газету «Дошкольное образование» прошло уже четыре курса: «Психологические основы дошкольного воспитания» (лектор — доктор психологических наук Е.Е. Кравцова), «Экологическое образование в детском саду» (лектор — доктор педагогических наук Н.А. Рыжова), «Современные подходы к оздоровлению детей в детском саду» (лектор — кандидат психологических наук В.Г. Алямовская), «Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам» (лектор — кандидат педагогических наук К.Ю. Белая).

Ни один из них не был снят с «дистанции». В этом году к общему набору курсов добавился еще один новый курс — «Моральное и нравственное развитие дошкольников» доктора психологических наук Е.О. Смирновой.

За то время, что существуют наши курсы, мы столкнулись с удивительным явлением. Изначально курсы как формализованный способ повышения квалификации задумывались для того, чтобы не просто снабдить людей нужными в работе материалами, но и обеспечить их документом, который они могли бы использовать с пользой для себя во время аттестации. Но оказалось, что не только это является мотивом для наших слушателей. 10—15% от общего числа уже отучившихся оформляет заявки на прохождение других курсов. Документ у них уже есть. Значит, им просто нравится у нас учиться: не только читать, но и выполнять контрольные работы. Возможно, такая деятельность действительно способствует личностному и профессиональному росту. Тем более что слушатели наших курсов имеют обратную связь и получают замечания по поводу выполненных работ.

В 2006—2007 учебном году университет значительно расширит функциональность своего сайта. Теперь слушатели смогут заходить на сайт. У каждого из них там будет существовать «личный кабинет», в котором будет представлена вся информация о продвижении их документов и контрольных работ. Через сайт можно будет получить оперативную консультацию. Можно будет задавать вопросы и получать на них ответы в тот момент, когда требуется. Конечно, это не отменяет актуальности бумажных технологий, потому что далеко не все наши читатели имеют выход в Интернет. Но тем, у кого такие возможности есть, будет легче жить.

За три года у нас накопился определенный опыт. И мы понимаем, что для разных категорий слушателей нужно использовать разные технологии. С этой точки зрения, мы не должны и не хотим оставаться заложниками какой-то одной технологии только потому, что она нами освоена. Есть категории наших читателей, для которых возможна, доступна и актуальна только дистанционная форма обучения — в силу удаленности от столицы, в силу нехватки времени и т.п. Но есть читатели и потенциальные слушатели университета, которые бы с удовольствием использовали для повышения квалификации очную или очно-заочную форму.

Поэтому в новом учебном году мы собираемся объявить набор на очные и очно-заочные курсы — для тех, кто имеет возможность приехать в Москву на три месяца (очная форма) или на три—пять дней для интенсивного обучения с последующей домашней работой.

Мы планируем также организовать летнюю школу для педагогов. Тогда они смогут совмещать обучение с отпуском в Москве.
Но это пока — хоть и не очень отдаленные — перспективы.
Ближайшее нововведение связано с набором на курсы. Теперь слушатели могут поступать учиться в разные сроки.
Первый набор производится с 1 апреля по 30 сентября. Слушатели этого набора пишут итоговые работы в марте—апреле и получают итоговый сертификат в апреле—мае нового учебного года.

В период с 1 ноября по 31 декабря можно поступить учиться на второй поток. Правда, только на «брошюрные» курсы. Слушатели этого набора пишут контрольные работы в период с марта по июнь месяц и получают сертификаты в сентябре нового календарного года.

Мы надеемся, что университет будет развиваться с пользой для своих слушателей, для читателей наших газет.

Рейтинг@Mail.ru