Издательский дом «Первое сентября»:
политика для педагогов
Поступайте к нам учиться!
В сентябре 2006 года Педагогический университет
проводит четвертый набор на дистанционные курсы
повышения квалификации.
О том, зачем Издательскому дому понадобился
университет, рассказывает его директор, автор
идеи создания курсов Сергей ОСТРОВСКИЙ.
— Наши газеты изначально носили
методический характер. Через них читатели всегда
повышали свою квалификацию — за счет знакомства
с работами ведущих ученых, с инновационным
опытом своих коллег, с новыми педагогическими
технологиями. Поэтому появление университета
было вполне логичным: это форма, придавшая
формальный статус тому, что происходило в
течение десяти лет между газетами и их
читателями. (В Издательском доме «Первое
сентября» выходит 20 предметных газет.)
Однако
созданный университет оказался очень серьезным
проектом. Мы получили лицензию на
образовательную деятельность, заключили договор
о сотрудничестве с факультетом педагогического
образования Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова и привлекли к
преподаванию ведущих ученых и самых известных
практиков педагогического мира.
Единственным нашим опасением было то,
как курсы будут смотреться внутри газет.
Оказалось, что курсы встраиваются в общий объем
газетных материалов весьма органично. Мы
изначально предъявляли к курсам такие
требования, которые делали их интересными для
подавляющей массы читателей газеты. Является или
не является читающий слушателем университета, не
имеет значения: напечатанный материал окажется
для него ценным.
Это, кстати, свидетельствует и о
качестве самих курсов: они адресованы практикам
и должны удовлетворять их практические нужды.
Идея университета нашла живой отклик у
читателей. Дистанционное обучение по целому ряду
причин становится сегодня все более актуальным.
За три года наши курсы окончили более 7000 человек.
Для редакций наших газет, в том числе и
для газеты «Дошкольное образование», интерес,
проявляемый к курсам, является показателем
актуальности темы, ее проблемности и
затребованности в современной педагогике.
Сотрудники университета ведут учет слушателей, и
самые популярные курсы, опубликованные в газете,
продолжают свое существование и на следующий
год, но уже не в виде газетных вкладок, а в виде
брошюр.
Через газету «Дошкольное образование»
прошло уже четыре курса: «Психологические основы
дошкольного воспитания» (лектор — доктор
психологических наук Е.Е. Кравцова),
«Экологическое образование в детском саду»
(лектор — доктор педагогических наук Н.А. Рыжова),
«Современные подходы к оздоровлению детей в
детском саду» (лектор — кандидат
психологических наук В.Г. Алямовская),
«Дошкольное образовательное учреждение —
управление по результатам» (лектор — кандидат
педагогических наук К.Ю. Белая).
Ни один из них не был снят с
«дистанции». В этом году к общему набору курсов
добавился еще один новый курс — «Моральное и
нравственное развитие дошкольников» доктора
психологических наук Е.О. Смирновой.
За то время, что существуют наши курсы,
мы столкнулись с удивительным явлением.
Изначально курсы как формализованный способ
повышения квалификации задумывались для того,
чтобы не просто снабдить людей нужными в работе
материалами, но и обеспечить их документом,
который они могли бы использовать с пользой для
себя во время аттестации. Но оказалось, что не
только это является мотивом для наших
слушателей. 10—15% от общего числа уже отучившихся
оформляет заявки на прохождение других курсов.
Документ у них уже есть. Значит, им просто
нравится у нас учиться: не только читать, но и
выполнять контрольные работы. Возможно, такая
деятельность действительно способствует
личностному и профессиональному росту. Тем более
что слушатели наших курсов имеют обратную связь
и получают замечания по поводу выполненных
работ.
В 2006—2007 учебном году университет
значительно расширит функциональность своего
сайта. Теперь слушатели смогут заходить на сайт.
У каждого из них там будет существовать «личный
кабинет», в котором будет представлена вся
информация о продвижении их документов и
контрольных работ. Через сайт можно будет
получить оперативную консультацию. Можно будет
задавать вопросы и получать на них ответы в тот
момент, когда требуется. Конечно, это не отменяет
актуальности бумажных технологий, потому что
далеко не все наши читатели имеют выход в
Интернет. Но тем, у кого такие возможности есть,
будет легче жить.
За три года у нас накопился
определенный опыт. И мы понимаем, что для разных
категорий слушателей нужно использовать разные
технологии. С этой точки зрения, мы не должны и не
хотим оставаться заложниками какой-то одной
технологии только потому, что она нами освоена.
Есть категории наших читателей, для которых
возможна, доступна и актуальна только
дистанционная форма обучения — в силу
удаленности от столицы, в силу нехватки времени и
т.п. Но есть читатели и потенциальные слушатели
университета, которые бы с удовольствием
использовали для повышения квалификации очную
или очно-заочную форму.
Поэтому в новом учебном году мы
собираемся объявить набор на очные и
очно-заочные курсы — для тех, кто имеет
возможность приехать в Москву на три месяца
(очная форма) или на три—пять дней для
интенсивного обучения с последующей домашней
работой.
Мы планируем также организовать
летнюю школу для педагогов. Тогда они смогут
совмещать обучение с отпуском в Москве.
Но это пока — хоть и не очень отдаленные —
перспективы.
Ближайшее нововведение связано с набором на
курсы. Теперь слушатели могут поступать учиться
в разные сроки.
Первый набор производится с 1 апреля по 30
сентября. Слушатели этого набора пишут итоговые
работы в марте—апреле и получают итоговый
сертификат в апреле—мае нового учебного года.
В период с 1 ноября по 31 декабря можно
поступить учиться на второй поток. Правда, только
на «брошюрные» курсы. Слушатели этого набора
пишут контрольные работы в период с марта по июнь
месяц и получают сертификаты в сентябре нового
календарного года.
Мы надеемся, что университет будет
развиваться с пользой для своих слушателей, для
читателей наших газет.
|