Наш марафон растянулся
на пять лет...
В течение пяти лет Издательский дом «Первое
сентября» совместно с Департаментом образования
г. Москвы проводит Педагогический марафон
учебных предметов. За эти годы марафон стал для
Издательского дома и всех его газет традицией.
«Дошкольное образование» ежегодно принимает в
Московском городском доме учителя педагогов
столицы и других городов. В последние два года
лекции и семинары Дня дошкольного образования
посетили более 3000 человек. Это становится
хорошей традицией — дарить педагогам праздник
повышения профессионального мастерства. Зачем
это было нужно, почему событие назвали марафоном
и что из этого получилось, рассказывает глава
Издательского дома «Первое сентября», автор идеи
марафона Артем СОЛОВЕЙЧИК.
— Сам наш Издательский дом — явление
уникальное. В нем выпускаются двадцать
предметных газет (одна из них — «Дошкольное
образование») по всем направлениям образования.
В 2002 году Издательскому дому
исполнилось десять лет. Естественно, встал
вопрос, как отметить этот юбилей, чтобы праздник
почувствовали редакция каждой газеты и ее
читатели.
Ни в один, ни в два, ни даже в три дня
праздник уместить было невозможно. Но дело не
только в этом. За годы существования
Издательского дома стало ясно, что педагоги,
несмотря на то что все они работают в одной
области, на самом деле разделены на своеобразные
«касты». Есть «каста» физиков — со своим
взглядом на мир, со своими проблемами и
специфическими решениями этих проблем. Есть
химики, есть музыкальные работники детских
садов, детские психологи и т.п.
Нам хотелось, чтобы все они получили
именно то, что им нужно.
И вот тогда возникла идея осуществить
очень смелый поступок: растянуть праздник во
времени и выделить для каждого сообщества свой
день. Почему мы посчитали этот поступок смелым,
почти авантюрным? Во-первых, предполагаемый
праздник сразу растянулся на двадцать дней, а
во-вторых, подготовить за короткий срок
программы каждого из этих двадцати дней в
соответствии с его предметной областью казалось
почти невозможным.
Но мы на это решились. Эта череда
предметных дней вызывала прямую ассоциацию с
бегом на длинную дистанцию. Поэтому мы назвали
наше растянутое празднование юбилея марафоном —
педагогическим марафоном.
Мы не знали, что из этого выйдет. Но
результат превзошел наши ожидания. К нам «в
гости» пришли люди, для которых мы в день их
предмета смогли устроить лекции, организовать
семинары и мастерские. Эта акция была в своем
роде беспрецедентной: вход в Дом учителя был
свободным. Читали лекции и вели семинары лучшие
ученые, методисты и известнейшие педагоги
страны. Их можно было увидеть «живьем», задать
интересующие вопросы — и при этом совершенно
бесплатно. В программе марафона на одно и то же
время было заявлено несколько занятий, и
участники могли выбирать то, что их больше всего
интересовало. Выбор и бесплатность стали
основными принципами нашего праздника. Кроме
того, мы смогли организовать широкую продажу
методической литературы, представленной разными
издательствами. Это тоже было нашим вкладом в
повышение квалификации педагогов.
Первый же марафон оказался настолько
успешным и востребованным, что мы решили сделать
его традиционным. Мы перестали связывать его
исключительно с нашим юбилеем — это
превратилось в историю. Марафон позволил
объединить на своих площадках усилия самых
разных людей и организаций и стал силой, влияющей
на общую культуру педагогической среды Москвы.
С первого года на марафон собирались
не только педагоги столицы и ближайших к ней
областей, но и учителя и воспитатели со всей
страны. Иногда из очень далеких регионов. На
последнем марафоне представители региональной
педагогики составили около трех тысяч человек.
Эти люди, как правило, высоко оценивали
и содержательную, и организационную структуру
марафона и интересовались, возможно ли
организовать подобное в их городах. Например, в
областных или региональных центрах. Мы
задумались, а потом решили попробовать.
Разработали положение и финансовую смету и стали
искать союзников. Один региональный марафон мы
помогли организовать в Нижнем Новгороде и два —
в Элисте, столице Республики Калмыкия.
Конечно, мы не могли развернуть
марафон с тем же размахом, что и в Москве. Это было
бы слишком дорого, да и в региональных городах
количество педагогического населения не
сопоставимо с московским, школ и детских садов
тоже значительно меньше.
Поэтому мы предложили уменьшенный
формат марафона, по времени рассчитанный на
два–четыре дня. И проходит он не на одной
площадке, как в Москве, а сразу на нескольких,
например, на базе трех-четырех школ и детских
садов.
Регион (или город) выбирает
направления (предметные области), которые
считает для себя наиболее актуальными. Например,
русский язык, информатику, английский,
психологию, начальное и дошкольное образование.
Издательский дом предоставляет организаторам
акции программы всех предшествующих марафонов, и
они выбирают двух-трех специалистов, которые
приезжают к ним в условленные сроки. Лекции и
другие занятия специалистов оплачивает
Издательский дом «Первое сентября», а дорогу и
проживание лекторов — регион. Под любой бюджет
можно составить программу марафона.
Педагоги городов, в которых проходили
региональные марафоны, встретили это событие с
энтузиазмом и благодарностью. Это, как я уже
говорил, всегда воспринимается как
профессиональный праздник. Но для городского или
регионального начальства организация марафона
конечно же сопряжена с расходами.
Не могу сказать, что эти расходы
мизерные. Но речь идет о том, насколько
эффективными для развития местного образования
являются подобные вложения. В Элисте марафон
включал семнадцать направлений и проходил в
течение недели на четырех площадках. Из Москвы в
столицу Калмыкии прилетели 34 специалиста. Общее
количество учителей, посетивших занятия
марафона, составило более 2000 человек —
представителей абсолютно всех школ региона. Для
Калмыкии это большая цифра.
В общей сложности праздник для
учителей обошелся региону в сумму около 14 000 у.е.
То есть обучение каждого посетившего марафон в
эти дни стоило 7 у.е., или 210 рублей. А читали
лекции, как я уже говорил, звезды отечественной
науки.
Вообще собрать все звезды на одном
небосклоне в одно и то же время довольно трудно.
Но Издательский дом это умеет — за счет давних
связей и развернутого и разнопланового
сотрудничества: как правило, все лекторы
являются авторами газет. И в этом мы можем
оказать реальную помощь тем, кто решился бы на
организацию подобного события у себя в регионе.
Вопрос от редакции:
Можно ли организовать в городе марафон
по дошкольному образованию?
Можно. Самый простой путь — проанализировать
подшивку газет с программами марафонов за пять
лет и выбрать то, что кажется наиболее значимым.
Мы со своей стороны готовы связаться с
интересующими регион лекторами и организовать
их приезд в регион. Мы уверены, что это дало бы
хороший импульс для развития дошкольного
образования на местах. |
|