Как я стала психологом детства
Елена
Олеговна СМИРНОВА — доктор психологических
наук, известный специалист в области психологии
раннего развития и изучения
морально-нравственных аспектов личностного
становления. Газета с гордостью числит ее в ряду
своих самых интересных и достойных авторов. В
этом году Е.О. Смирнова познакомит наших
читателей с курсом лекций по теме «Моральное и
нравственное развитие дошкольников». Курс, на
наш взгляд, интереснейший — как для
воспитателей, так и для психологов детских садов.
Косвенное знакомство с воззрениями Е.О.
Смирновой наши читатели могли получить из серии
публикаций «Школа добрых волшебников». Виктория
Холмогорова, автор публиковавшейся методики
психологических занятий, ученица и аспирантка
Елены Олеговны. А методика разработана под
руководством Е.О. Смирновой.
А сегодня в рубрике «Портрет» мы представляем
вам возможность узнать о том, как Е.О. Смирнова,
ныне профессор и заведующая лабораторией
раннего развития Института психологии РАО, стала
психологом.
— Елена Олеговна! У практиков порой
складывается впечатление, что известные ученые,
которые определяют стратегию дошкольного
образования, так и родились на свет с научными
степенями и званиями. Когда им вдруг становятся
известны детали биографии профессора, они бывают
удивлены и даже поражены. Оказывается, и ученым
ничто человеческое не чуждо. Расскажите,
пожалуйста, нашим читателям, как вы стали
психологом. Как состоялась ваша встреча с
психологией?
— В моем превращении в психолога не
было никакой предопределенности, угадываемой в
раннем детстве. Это произошло совершенно
случайно.
Когда я училась в школе, профессии
«психолог» не существовало. Не было в нашей жизни
никаких психологов. И я о них не думала. Ни о
психологах, ни о психологии. Я писала стихи и
рассказы.
И вынашивала мечту поступить на филфак или на
факультет журналистики. А еще я любила
математику. Так сильно любила, что меня буквально
разрывало между литературой и математикой. Мне
надо было найти что-то, где бы обе мои страсти
объединились. И я подобрала для себя
экзотический факультет под названием
«Математическая лингвистика». Название меня
покорило. Мне казалось, если только я туда
поступлю, я постигну нечто прекрасное, глубины
глубин языка. На этот самый факультет
математической лингвистики МГУ я и пыталась
поступить.
— Но что-то не сложилось?
— На вступительных экзаменах я
получила все четверки. Я была уверена, что
набранных баллов будет достаточно для
зачисления. А я была девушкой честолюбивой,
медалисткой…
— Мысль о том, что поступление может
быть отсрочено, отложено на год, казалась
невыносимой?
— Абсолютно невыносимой. А меньше, чем
на МГУ, я была не согласна.
И вот, на грани истерики, я уселась листать
справочник университета в надежде отыскать там
нечто, что могло бы меня спасти. Листала-листала и
натолкнулась на название — «Факультет
психологии». Об этом факультете тогда никто
слыхом не слыхивал. Его только-только открыли. До
этого было лишь отделение психологии на
философском факультете. Я обнаруживаю, что на
этом новоиспеченном факультете предполагается
изучать и математику, и гуманитарные дисциплины.
Это мне понравилось. Я подумала, что понять, как
устроен человек, было бы интересно. Пожалуй, это
не менее интересно, чем устройство языка.
Еще я подумала, что профилирующим предметом на
психфаке является моя любимая математика и что
эту математику я, пожалуй, сумею сдать. И вот я
бегом-бегом побежала в приемную комиссию, потому
что времени до конца вступительной сессии почти
не оставалось. Попала в последний поток и сдала
математику на пять. Поскольку я была медалистка,
пятерки по математике для поступления оказалось
достаточно: когда пришли результаты, мне тут же
выписали студенческий билет.
Это было событие из разряда чудес.
В 1966 году, в связи с переходом с
одиннадцатилетнего на десятилетнее образование
одиннадцатые и десятые классы выпустили вместе.
Конкурсы в вузы были огромные. Получи я четверку,
на другие экзамены у меня бы уже не было времени.
Открой справочник днем позже, я бы не успела и
математику сдать. И тогда я не стала бы
психологом.
Кстати, потом стало известно, что я все-таки
набрала проходной балл для поступления на
факультет математической лингвистики.
— Теперь не жалеете?
— Я думаю: какое счастье, что я туда не
пошла. Была бы теперь каким-нибудь лингвистом или
кибернетиком — и что бы делала?
— Мы уже никогда не узнаем, что
потеряло наше Отечество из-за честолюбия и
страхов абитуриентки Смирновой. Но зато мы очень
хорошо знаем, что оно приобрело в результате
того, что Елена Олеговна стала студенткой
психфака. А как вы ощущали себя в роли студента
факультета психологии?
— На первых курсах я вообще с трудом
понимала, что такое психология. Кроме того, моя
самонадеянность, граничащая с наглостью, не
давала мне возможности оценить своих учителей. А
учителя у нас были гениальные. Только
представьте: нам читали лекции Леонтьев, Лурия,
Давыдов, Эльконин, Запорожец…
— Так это сегодня они
занесены в список классиков. А тогда еще
числились в рядах простых смертных. Да и
психология как наука только-только начинала
расправлять плечи…
— Но я тогда не была способна ни
психологию оценить, ни своих учителей. Ценила я
только свою бурную, феерическую студенческую
жизнь. А она состояла из бесконечных конкурсов
самодеятельности, капустников и спектаклей.
Театром мы просто бредили. И со своим будущим
мужем, Владимиром Собкиным*, я
познакомилась «на сцене».
— Он тоже любил капустники?
— Он был бесподобным артистом.
Участвовал во всех театрализованных конкурсах.
На него ходили смотреть студенты со всей Москвы.
За это его и взяли на психфак. Тогда
межинститутские состязания разных видов
считались очень важными, победы приносили вузам
«очки», повышали их рейтинг. Собкин, по решению
своей семьи, поступал и поступил в МАДИ. Но у него
был друг, лучший друг Женя Арье (ныне режиссер с
мировым именем). С Женей они в свое время вместе
организовали школьный театр. И вот Женя, который
поступил на психфак, все время агитировал
Собкина туда перейти. В результате он и перешел,
обязуясь в течение трех лет досдать какие-то
дисциплины. С переводом Собкина наш факультет
сразу занял второе место в университетском
конкурсе художественной самодеятельности.
Первое место было у физиков. Там учились Сергей и
Татьяна Никитины. Их дуэт был вне конкуренции.
Потом Владимир Самуилович создал у нас на
факультете театр. Мы ставили большие, серьезные
пьесы. Я считаю, на профессиональном уровне.
Писали тексты, обсуждали, учили, ночами
репетировали.
— Ваши занятия психологией как-то
увязывались с театром?
— Мы пытались понять своих героев,
подробнейшим образом разбирали их характеры.
Недавно Собкин нашел дневник, в котором подробно
описывал каждую репетицию. Удивительное дело:
никто его к этому не обязывал, никогда он не
думал, что эти записи кто-то когда-нибудь прочтет.
Но мы все делали очень серьезно, с полной
самоотдачей. Потом, когда я пошла работать в
Психологический институт РАО, наши занятия
театром переросли в традицию институтских
капустников. Я писала для капустников стихи.
Сейчас обнаруживаю «блуждающие» в Интернете
«психологические народные песни» — о личности, о
деятельности, о сознании — и прямо крикнуть
хочется: «Это я придумала!» А какие замечательные
елки мы устраивали! Лет до сорока я была
бессменной Снегурочкой.
— Вы смогли удовлетворить
свой интерес к пониманию человека в неформальной
студенческой жизни, через театр. А как
трансформировалось понятие «психология»?
— На третьем курсе я написала курсовую
работу по Пиаже. Мой руководитель Людмила
Филипповна Обухова** прочитала
мое сочинение и говорит: «Неплохая работа… А чем
ты вообще хочешь заниматься?» Я даже раздумывать
не стала: «Хочу заниматься самыми-самыми
маленькими!»
— Так сразу и определили свой
интерес? Почему?
— Мне казалось, если мы поймем, как
зарождается характер человека, как развивается
ребенок в первые годы своей жизни, мы сможем
правильно его воспитывать. Научимся выращивать
хороших людей.
— Так это же педагогический мотив?
— Педагогический. Но реализовать его я
предполагала через генетико-моделирующий
эксперимент. Людмила Филипповна подумала и
говорит: «Я знаю человека, который тебе нужен».
Взяла меня за руку и привела на Большую Никитскую
(на бывшую улицу Герцена), в лабораторию Майи
Ивановны Лисиной***. И вот уже
сорок лет как я работаю в этой самой комнате.
— Это тоже, по-вашему, произошло
благодаря случайным обстоятельствам?
— Думаю, да. Если бы Людмила Филипповна
не руководила моей первой курсовой работой, если
бы ей в голову не пришла мысль познакомить меня с
Лисиной, все могло сложиться по-другому.
— С тех пор, вы сказали, прошло сорок
лет. А что стало с тем романтическим посылом по
воспитанию хороших людей? Он подвергся какой-то
трансформации?
— Конечно.
— Но что-то от него осталось?
— Теперь я говорю не о формировании
человека, а о создании оптимальных условий для
его развития. О роли взрослого в организации этих
условий. Наши возможности — и понимания, и
влияния — не беспредельны. В жизни мы далеко не
все можем делать по плану и в соответствии со
своими желаниями.
— Обрисовались границы возможностей
психолога и педагога?
— Эти границы всегда непонятны. Мы
никогда не можем прогнозировать судьбу ребенка
наверняка, мы не можем гарантировать детям
успехов и достижений в будущем. В том числе и
собственным детям…
Но психология — это всегда интересно. При
условии, что с годами ты не обрастаешь
самодовольством и чувством обретенной истины.
Если ты не успокаиваешься в уверенности, что
истина вся без остатка содержится в некой
конкретной теории. Я не люблю, когда людям все
понятно: вот это — деятельность, это — сознание,
это — опосредованность… Такая позиция сильно
мешает действительному пониманию человека. Как,
к примеру, объяснить, что одни люди добрые, а
другие — жадные? Почему некоторые думают только
о себе и видят в окружающих только своих врагов?
Казалось бы, простые вопросы. Только ответы на
них искать трудно. Именно в этом поиске и
заключается интерес.
Что касается меня, с кончиной Майи Ивановны
Лисиной ко мне пришло ощущение ответственности
за целое направление в психологии — за
психологию раннего детства. Я стала воспринимать
свою работу в детской психологии с точки зрения
долга. Если хотите, я стала думать о ней, как о
миссии. Как бы ни трансформировались мои
представления о возможностях педагогического
влияния на ребенка, я до сих пор убеждена: если мы
хотим понять нечто существенное о человеке,
ключи к пониманию — в начале его жизненного пути.
Беседу вела Марина АРОМШТАМ
* В.С. Собкин — доктор
психологических наук, профессор, известен
трудами по психологии и социологии. В частности,
ему принадлежит социологическое исследование,
посвященное воспитателям детского сада.
** Л.Ф. Обухова — доктор
психологических наук, профессор, известна
трудами по психологии развития детей.
*** М.И. Лисина — психолог,
доктор педагогических наук, с 1962 г. заведующая
лабораторией психологии детей раннего и
дошкольного возраста, с 1976 г. заведующая отделом
возрастной психологии НИИ ОПП АПН.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Педагогов и психологов — всех, кого интересуют
проблемы личностного развития детей, мы
приглашаем учиться в дистанционный университет
«Первое сентября»
по курсу Е.О. Смирновой «Моральное и нравственное
развитие дошкольников».
Тематический план курса
Тема 1. Традиционные методы
этического воспитания дошкольников
Значимость морально-нравственного
воспитания в дошкольном возрасте.
Разные подходы и методы к этическому развитию
ребенка.
Тема 2. Мораль и нравственность как
разные аспекты этического становления личности
Мораль как свод правил и норм
одобряемых и порицаемых форм поведения.
Отношение к другому как основа нравственного
развития ребенка.
Тема 3. Проблема межличностных
отношений и подходы к ее решению в детской
психологии и дошкольной педагогике
Различные подходы к пониманию и
изучению межличностных отношений в психологии
(социометрический, когнитивный, нормативный,
деятельностный). Специфика межличностных
отношений. Психологическая природа
сопереживания.
Тема 4. Развитие общения и отношений
со сверстниками в дошкольном возрасте
Исследования общения детей
дошкольного возраста. Развитие межличностных
отношений детей. Просоциальное поведение и
сопереживание как показатели нравственного
отношения к сверстнику. Отношение к себе и к
другому как разные стороны самосознания.
Возрастная динамика отношения к сверстнику от 3
до 7 лет.
Тема 5. Проблемные формы отношения
ребенка к сверстникам.
Поведенческие проявления и
психологические основания различных трудностей
и проблем в отношении ребенка к сверстникам.
Анализ проявления проблем в отношениях:
агрессивность, застенчивость, обидчивость,
конфликтность, демонстративность,
отверженность.
Особенности межличностных отношений детей,
воспитывающихся без семьи.
Тема 6. Методы выявления отношения
детей дошкольного возраста к сверстникам
Трудности и особенности диагностики
межличностных отношений дошкольников.
Психологическая и педагогическая диагностика в
группе сверстников. Объективные и субъективные
методы диагностики.
Тема 7. Формирование
доброжелательных отношений между дошкольниками
Традиционные методы воспитания
межличностных отношений.
Особенности отношений детей в разновозрастной
группе детского сада.
Психолого-педагогические принципы воспитания
межличностных отношений. Методические основы
коррекционной работы с проблемными детьми.
Тема 8. Коррекционная программа,
направленная на преодоление враждебного
отношения к сверстникам и воспитание
нравственных чувств
Авторская система игр, направленных на
формирование доброжелательных отношений и
нравственное развитие дошкольников. Этапы
коррекционной программы. Методические основы
коррекционной работы с проблемными детьми. |
|