Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2006

РАБОЧИЙ СТОЛ

В.М. ВОРОНЧИХИНА,
Г.А. КОЛЕСНИКОВА,
Л.М. КУЗЬМИНЫХ

Продолжение. Начало см. в № 13/2006

Учимся говорить

Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня
(1-й год обучения)

Фрагмент интерьера д/с № 1775 г. Москвы

ДОУ № 8 «Ивушка», г. Йошкар-Ола

ОБУВЬ

Тема «Обувь» (занятие № 1)

Цели:

— расширение словаря по теме «Обувь»;
— использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— развитие внимания, памяти.

Оборудование: кукольная обувь, обувь взрослого человека и детская.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Сядет тот, у кого на ногах туфли... (называются разновидности обуви)».

2. Введение в тему. Логопед сообщает детям, что только что мы назвали, во что обуты наши ноги. Все это называется одним словом — «обувь». «Какую обувь мы еще не назвали? Для чего нужна людям обувь?» По мере называния видов обуви выставляются картинки.

3. Рассматривание и называние деталей обуви: у сапога — голенище, подошва, каблук, носок, пятка, стелька, пряжка; у ботинка — верх, язык, шнурки, дырки, молния, застежка...

4. Физкультминутка.

Посмотрите Леночке на ножки, дети идут по кругу
Хороши у нее босоножки, Лена ходит в кругу
Каблучок мой, топай смелее, дети стучат каблучками
Да пускайся в пляс веселее, кружатся...
Затем в круг вызывают другого ребенка, и игра повторяется.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и существительных с увеличительным суффиксом -ищ-. Логопед демонстрирует сапоги разных размеров: кукольный, детский, мужской. Обсуждается, как в зависимости от величины можно по-разному назвать сапоги. Игра «Гномик и Великан». Все дети превращаются в гномиков, приседают. Логопед спрашивает, что у них на ногах (туфли). Дети отвечают, что у них на ножках туфельки. Задаются вопросы о разных видах обуви, и в зависимости от этого дети образуют уменьшительно-ласкательную форму существительных. Теперь же дети превращаются в Великанов. Для этого они встают на стульчики. Задание повторяется уже с использованием слов с увеличительным суффиксом (сапожище, сандалищи, туфлищи...).

6. Развитие мышления. Выучить стихотворение «Сапожки».

Как у нас на ножках нарядные сапожки.
Каблучки-то топ-топ, а ладошки хлоп-хлоп.

7. Итог занятия. «О чем мы сегодня говорили? Назовем по цепочке детали обуви».

Тема «Обувь» (занятие № 2)

Цели:

— расширение и активизация словаря по теме;
— практическое употребление относительных прилагательных;
— активизация глагольного словаря;
— развитие внимания и памяти.

Оборудование: разнообразная обувь, сундук.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Волшебные ворота». Через них можно пройти только тому, кто назовет какую-нибудь обувь.

2. Образование относительных прилагательных. На доске выставляются предметные картинки с изображением обуви, уточняется, что все эти предметы можно назвать одним словом — «обувь». Логопед сообщает детям, что обувь изготавливается из различных материалов: кожи, войлока, замши, меха, резины... Показывает сапоги из кожи, задает вопрос: «Какие это сапоги?» — «Кожаные». Ботинки из войлока — войлочные. Тапочки из меха — меховые. Калоши из резины — резиновые. Кроссовки из замши — замшевые.

3. Развитие осязания. Составление простого предложения. Игра «Загадочный сундук» (или пакет, сумка). В сундуке находится настоящая детская обувь. Дети должны, не доставая обувь из сундука, ощупать ее и определить, что это и из какого материала сделано. Например: «Я достал меховой сапожок» и т.д.

4. Физкультминутка. Проводится в форме соревнования двух команд «Кто быстрее зашнурует ботинки». На полу стоят по паре ботинок со шнурками. Дети разбиты на команды. По сигналу логопеда по одному игроку бегут к своей паре ботинок, шнуруют на одну дырочку и бегут обратно. Получив эстафету, второй игрок повторяет те же самые действия. Результат подводится по времени и качеству исполнения задания.

5. Активизация глагольного словаря. Сначала задание выполняется фронтально, затем проводится индивидуальный опрос. За каждый глагол ребенок получает фишку, затем оценивается, кто больше запомнил слов. «Носить, чистить, мыть, сушить, протирать, проветривать, надевать, снимать, переодевать, хранить, беречь...»

6. Итог занятия. «О чем мы сегодня говорили? Из какого материала может быть изготовлена обувь?»

Тема «Обувь» (занятие № 3)

Цели:

— активизация словаря по теме «Обувь»;
— практическое употребление глаголов: «обуваться», «разуваться», «переобуваться» и относительных прилагательных;
— развитие связной речи.

Оборудование: картинки с обувью, которая требует ремонта, картинка «Мальчик переобувается».

Ход занятия

1. Оргмомент. Упражнение «Чего не стало?». У детей картинки с обувью. Логопед спрашивает, что на картинке. Забирает ее у ребенка и спрашивает, чего у него не стало. Например: «Что у тебя?» — «У меня ботинки». «Чего не стало?» — «Не стало ботинок».

2. Введение в тему. Логопед ведет беседу: «Если люди болеют, то идут в поликлинику. А если «заболела» обувь, куда ее несут ремонтировать?» (В мастерскую.) На доске 5—6 картинок, на которых изображена обувь, требующая ремонта. Дети идут к мастеру и просят починить какую-либо обувь. Первый образец дает логопед: «Мне нужно починить кожаный сапог. Поставьте кожаную заплатку».

3. Употребление глаголов: «обуваться», «разуваться», «переобуваться». Объяснение логопеда: «Я надеваю сапоги. Как можно сказать по-другому? — Я обуваюсь.
Я снимаю сапоги. — Я разуваюсь. Я снимаю сапоги и надеваю тапочки. — Я переобуваюсь» (можно показать на себе).

4. Физкультминутка: «Обулись — разулись». Всем детям предлагается разуться. «Что мы сделали?» Далее постояли на носках, попрыгали, потянулись. Надели обувь. «Что сделали?»

5. Закрепление материала (на кукле). Ребенку предлагают обуть куклу. «Что ты делаешь?» — «Я обуваю куклу». Другой разувает, третий переобувает.

6. Составление рассказа по картинке. Выставляется картинка: «Сидит на табурете мальчик и переобувается». Логопед рассказывает: «Это Коля. Коля собирается на прогулку. Он сел на табурет и переобувается: снимает туфли и надевает резиновые сапоги». Вопросы: «Кто это? Куда собрался? Почему надевает сегодня резиновые сапоги?». Заслушиваются пересказы 3—4 детей. Оцениваются.

7. Итог занятия. «Обувь из какого материала мы носили в ремонт?»

МЕБЕЛЬ

Тема «Мебель» (занятие № 1)

Цели:

— уточнение и расширение словаря по теме;
— уточнение значения обобщающего слова «мебель»;
— усвоение притяжательных местоимений: мой, моя, мое, мои;
— использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки «мебель», кукольная мебель.

Ход занятия

1. Оргмомент. Повтори за мной:

стол — стул — шкаф
зеркало — тумбочка — кровать
кресло — диван — шифоньер и т.д.

2. Развитие мелкой моторики. Дети изображают «стол», «стул», «кровать».

3. Введение в тему. Логопед загадывает детям загадки.

Стоит Антошка на 4 ножках,
На Антошке суп да ложка. (Стол)

Языка нет, а всю правду скажет. (Зеркало)

Я удобный, очень мягкий,
Вам нетрудно угадать,
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)

На доску выставляются картинки «мебель». Дети называют их. Делается обобщение, что все это мебель. «Для чего нам нужна мебель? — Для удобства жизни человека». Далее детей просят назвать мебель, которой нет на наших картинках.

4. Употребление притяжательных местоимений. Игра-упражнение «Про что можно сказать — моя, мое, мой?».

Моя — кровать, тумбочка, полка, вешалка...
Мой — диван, шкаф, шифоньер, стул, стол, табурет...
Мое — зеркало, кресло...

5. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Логопед предлагает детям кукольную комнату, говорит, что у Кати мебель та же, но очень маленькая. Давайте ее назовем ласково: стульчик, столик, табуреточка, креслице, диванчик.

6. Физкультминутка. Дети стоят у стульев и по инструкции логопеда выполняют различные действия. «Я кладу руки на спинку стула, убираю руки со спинки стула.
Я обхожу стул, сажусь на него, встаю со стула, пролезаю под стулом...». Сначала логопед говорит и показывает, дети повторяют. Затем логопед показывает, дети выполняют действия и обговаривают их.

7. Игра. «Что есть у стула? — Ножки, сиденье, спинка. Что есть у стола? — Крышка, 4 ножки. Что есть у шкафа? — Ножки, дверки, полки, стенки, ящики...»

8. Итог занятия. «О чем сегодня говорили? На какой мебели можно только лежать? На какой только сидеть? На какой сидеть и лежать?»

Тема «Мебель» (занятие № 2)

Цели:

— уточнение и расширение словаря по теме;
— усвоение некоторых форм словоизменения единственного и множественного числа существительных;
— закрепление умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и с суффиксом -ищ-.

Оборудование: картинки, палочки для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Один — много». Выходят двое детей, у каждого в руках картинка, например, стол. Первый ребенок говорит: «У меня стол». Отдает свою картинку второму. Второй ребенок: «А у меня столы» (шкаф — шкафы, стул — стулья, тумбочка — тумбочки, полка — полки, кресло — кресла...).

2. Развитие мелкой моторики. Дети изображают пальцами «диван», «кровать», «стул».

3. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и существительных с увеличительным суффиксом -ищ-. Вспоминаем сказку «Три медведя». «...Вот Машенька зашла в комнату и увидела огромный стол. Как можно сказать про этот стол? — Не стол, а столище. — А рядом три стула. Один огромный — Михаила Ивановича. Как про него скажем? — Стулище. — У Настасьи Петровны обыкновенный стул, а у Мишутки маленький. Как скажем про Мишуткин стул? — Стульчик. — Повторим еще раз. У стола стояли три стула: стульчик, стул и стулище... Зашла Машенька в другую комнату — это оказалась спальня. В ней три кровати. Одна маленькая Мишуткина. Как скажем про маленькую? — Кроватка. — Обыкновенная у Настасьи Петровны — кровать, огромная Михаила Ивановича — кроватища (аналогично про шкафы)».

4. Физкультминутка.

Три медведя шли домой, дети шагают, покачиваясь
Папа был большой-большой, руки вверх
Мама чуть поменьше ростом, руки у груди
А сынок малютка просто, приседают
Очень маленький он был, в приседе переваливаются с ноги на ногу
С погремушками ходил. встают и звенят в погремушки

5. Образование относительных прилагательных. «Разные столы». «Как называется стол, за которым пишут? — Письменный (обеденный, журнальный, кухонный...). А теперь закройте глаза и представьте столы, которые стоят у вас дома. Какой стол увидел ты? — Кухонный. — А ты? — Журнальный». «Разные шкафы». «Как называется шкаф, в котором хранят книги? — Книжный (игрушечный, плательный, посудный, бельевой, кукольный...)».

6. Развитие мышления. «Выложи мебель». Каждому ребенку дают по 4 счетных палочки. Дети выкладывают мебель, используя все 4 палочки.

7. Итог занятия. «Вспомните, о чем говорили на занятии? Чей был самый маленький стульчик в сказке «Три медведя»? А обыкновенный стул? Огромный стулище? — Мишуткин, Настасьи Петровны, Михаила Ивановича».

Тема «Мебель» (занятие № 3)

Цели:

расширение словаря по теме;
— упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и с суффиксом -ищ-;
закрепление навыка употребления предлогов: в, на, под, за;
усвоение навыка составления небольшого описательного рассказа.

Оборудование: кукольная комната с мебелью, игрушка-котенок, картинки «мебель».

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Назови мебель Гномика и Великана». На доску выставляется картинка, например, стол. Вызванный ребенок рассказывает: «У Гномика столик.
У Великана столище». По аналогии с другой мебелью: кроватка — кроватища, креслице — креслище, табуретка — табуретища, шкаф — шкафище...

2. Развитие логического мышления без опоры на картинки. Игра «Что лишнее?» (на слух).

Стол — тумбочка — шарф — кровать,
кровать — одеяло — стол — стул.
Шкаф — платье — кресло — диван,
шифоньер — шуба — табуретка — стол...

3. Употребление предлогов: в, на, под, за. Логопед ставит кукольную комнату. «Это Катина комната. У Кати живет маленький котенок. Он очень любит играть. Посмотрите, сейчас он лежит (где?) на диване, спрыгнул (откуда?) с дивана, залез (куда?) в шкаф, вылез (откуда?) из шкафа, забрался под стол, а сейчас этот шалун залез и на стол...». Далее ребенку предлагается поиграть с котенком, обговаривая все действия. Второй вариант. Один ребенок водит котенка, второй обговаривает действия. Третий вариант. Один ребенок говорит, куда надо посадить сейчас котенка, второй водит котенка по словесной инструкции первого ребенка.

4. Закрепление материала. Логопед: «Сейчас кот устал. Вот он спит на диване.
И ему снится сон (скажи правильно). Вот мышка бежит ... норку. — В норку. Испугалась и прыгнула ... полку. — На полку. Уронила кружку ... полки. — С полки. Молоко вылилось ... кружки. — Из кружки. Мышка юркнула ... диван. — Под диван.

5. Физкультминутка.

Вот идет Черный кот, дети идут
Притаился, мышку ждет, присели
Мышка норку обойдет, обходят по кругу
Но к коту не подойдет убегают от кота

6. Составление небольшого описательного рассказа. На столе логопеда разложены картинки «мебель». Выходит ребенок, берет картинку (остальные не видят, что он взял). Составляет про эту мебель загадку, не называя ее. Например: «Это мебель. Пригодится она и для письма, и для обеда. У него есть 4 ножки и сверху крышка. Что это?» Дети угадывают, картинка появляется на доске. Ребенок, угадавший первым, идет сам загадывать загадку.

7. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Куда прятался шалун-котенок?»

ПОСУДА

Тема «Посуда» (занятие № 1)

Цели:

— активизация и расширение словаря по теме;
— закрепление навыка употребления существительных в родительном падеже;
— употребление притяжательных местоимений: мой, моя, мое;
— составление сложного предложения с союзом а.

Оборудование: игрушки: гномик, сова, котик, картинки посуды, кукольная посуда.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Будь внимательным». На столе три игрушки: гномик, сова, котик. Логопед по очереди разное количество раз дотрагивается до игрушек. Дети должны запомнить и обговорить действия логопеда. Например: «Вы до совы дотронулись один раз, до котика — два раза, до гномика — три раза» и т.д.

2. Развитие мелкой моторики. Пальцы сжаты в кулак. Начинаем разгибать с большого пальца.

Этот пальчик воду носит,
Этот пальчик дрова возит,
Этот пальчик огонь разводит,
Этот кастрюлю на плиту ставит,
А этот кашу варит.
Каша вкусная — «Ура», пальцы раскрываем все
Все трудились с утра, сжимаем в кулак

3. Введение в тему. Логопед загадывает загадки про посуду:

  • Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.

  • Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.

  • Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.

  • Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.

  • Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.

Все отгадки выставляются на стол. «Как все это назвать одним словом?» Называют посуду, какой здесь нет.

4. Приходит Незнайка, удивляется, что это у нас на столе расставлено. Говорят, что у него этого нет. Спрашивает детей: «Что это? — Чайник. — Что это у чайника? — Носик, дно, крышка, стенка, ручка». У тарелки: края, дно, стенки. Далее Незнайка просит поиграть с детьми в игру «Чего не стало?».

5. Употребление существительных в родительном падеже. Игра «Чего не стало?». Выставляются 5—6 предметов посуды. Детей просят закрыть глаза, Незнайка прячет один предмет. Дети догадываются и отвечают, какой. Не стало кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца...

6. Употребление притяжательных местоимений. Игра «Расскажи про свою посуду». Логопед выставляет на доску картинки, например: чашку, блюдце, стакан. Говорит, что эта посуда Алешина. Алеша, расскажи про свою посуду. «Это моя чашка. Это мой стакан. Это мое блюдце». Спрашивает еще 3—4 детей, меняя картинки.

7. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных. Накроем стол к чаю для Незнайки. У детей в руках по одному предмету кукольной посуды, звучит музыка (песня «Во поле березка стояла»). На первую музыкальную фразу идет ребенок с салфеткой, с концом музыкальной фразы кладет ее на стол, на вторую фразу идет другой ребенок с пирожковой тарелкой и тоже ставит, в конце фразы, тарелку на стол... Так до полной сервировки стола для чая. Проверяют правильность сервировки. Логопед говорит, что посуда кукольная, она маленькая. «Давайте назовем ее всю ласково. — Блюдечко, тарелочка, ложечка, салфеточка, вилочка, чайничек...»

8. Итог занятия. «О чем говорили на занятии?»

Тема «Посуда» (занятие № 2)

Цели:

— активизация и расширение словаря по теме;
— развитие внимания, памяти.

Оборудование: настоящая посуда, картинки «посуда», сюжетные картинки «Девочка пьет чай», «Повар на кухне», «Семья обедает».

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Цепочка». Дети по цепочке называют части посуды, следят за тем, чтобы «цепочка не порвалась».

2. Развитие мелкой моторики. «Этот пальчик воду носит...»

3. Образование относительных прилагательных. Детям напоминают произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». «Прибежала посуда и к нам, да так вся перепуталась: тут и для чая. Давайте все вместе разберем ее». Логопед берет кастрюлю, сковороду, большой чайник, половник, терку, нож, дуршлаг... «Для чего эта посуда нам нужна? —
Эта посуда нужна для приготовления пищи. — Где готовим пищу? — На кухне. Это кухонная посуда!» Логопед берет тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, ножи, хлебницу... «Для чего нужна эта посуда? Да, она нужна для готовой пищи, в нее кладут готовую еду, а потом обедают. Это обеденная посуда или столовая!» Логопед берет чайное блюдце, чашку, чайную ложечку, заварной чайничек, сахарницу, конфетницу... «Для чего нужна эта посуда? Да, ее расставляют, когда пьют чай. Подумайте, как она называется? Чайная

4. Физкультминутка. «Давайте еще раз накроем стол к чаю. Вдруг гости придут». Накрывают стол под русскую народную песню «Во поле береза стояла».

5. Закрепление материала. На доске три сюжетные картинки: «Девочка пьет чай», «Повар на кухне», «Семья обедает». У детей предметные картинки «посуда», дети подставляют свои картинки к сюжетным. Например: «Чашка — это чайная посуда. Кастрюля — это кухонная посуда...».

6. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый — лишний». Например: чашка, блюдце, дуршлаг, ложка.

7. Итог занятия. «О какой посуде сегодня говорили?»

Тема «Посуда» (занятие № 3)

Цели:

— активизация и расширение словаря по теме;
— активизация словаря определений;
— умение правильно образовывать и употреблять относительные прилагательные;
— развитие внимания, памяти.

Оборудование: картинки «посуда», настоящая посуда из разного материала.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Волейбол». Дети стоят в две шеренги, напротив друг друга.
У детей, стоящих в первой шеренге, в руках картинки посуды. Первый ребенок говорит: «Ложка» (т.е. он называет свою картинку). Стоящий напротив него во второй шеренге отвечает: «Ложки» и т.д.

2. Образование и употребление относительных прилагательных. Игра «Магазин». «Посмотрите, это хозяйственный магазин. Отдел посуды». Перечисляют, какая посуда стоит на полках. «Вот когда в магазине никого нет, посуда разговаривает, вот так». Логопед легко постукивает по посуде из стекла, фарфора, хрусталя, керамики, металла, пластмассы, дерева... «Как вы думаете, отчего такой разный звук? — Потому что сделана из разного материала. — Вот чашка их фарфора. Значит, она какая? Фарфоровая. Стакан из стекла — стеклянный. Салатница из хрусталя — хрустальная... Теперь всю эту посуду можно купить. Если вы правильно о ней скажете, вам ее продадут. — Я покупаю фарфоровую чашку. Я покупаю эмалированную кастрюлю.
Я покупаю пластмассовую салфетницу... — Хорошо, я вам ее упакую и пришлю по вашему адресу».

3. Физкультминутка. Дети ходят по группе. По команде логопеда изображают, стоя на месте, посуду:

Самовар — руки в боки
Кастрюля — руки к плечам
Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом
Ложка — руки соединены вверху, над головой...

4. Расширение словаря прилагательных. «Кто больше скажет слов?» (посуда перед глазами).

Чайник (какой?) — фарфоровый, красивый, пузатый, маленький, новый, чистый...
Кувшин (какой?) — стеклянный, прозрачный, высокий, узкий, голубой, чистый, новый, любимый...
Хлебница (какая?) — металлическая, круглая, чистая, старая, узорчатая, блестящая, ажурная...

Подводят итог, кто сказал самое большое количество слов о той или иной посуде.

5. Развитие мышления и воображения. Игра «Наоборот».

Новая кастрюля — старая кастрюля
Полная сахарница — пустая сахарница
Чистая ложка — грязная ложка
Горячая сковорода — холодная сковорода
Прочная салатница — хрупкая салатница
Мелкая тарелка — глубокая тарелка
Высокая ваза — низкая ваза
Светлый чайник — темный чайник
Мокрая чашка — сухая чашка

6. Итог занятия. «Что нового вы узнали на занятии? Перечислите, из какого материала может изготавливаться посуда?»

Тема «Посуда» (занятие № 4)

Цели:

— закрепление навыка употребления относительных прилагательных;
— составление рассказа по серии сюжетных картинок;
— употребление глаголов в единственном и множественном числе.

Оборудование: мяч, серия сюжетных картинок, парные картинки типа «чашка — чашки».

Ход занятия

1. Оргмомент. Логопед бросает ребенку мяч и говорит: «Ложка из дерева. Какая ложка?» Ребенок, поймав мяч, отвечает: «Деревянная ложка» и т.д.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Детям предлагается серия картинок «Чайник разбился». Сначала, восстанавливая цепь событий, дети раскладывают картинки по порядку. «Что делал мальчик? Что стояло на столе? Что случилось? Что скажет мама, когда придет домой?» Для опоры детям при рассказывании ставятся 4 фишки. То есть ребенок помнит, что он должен ответить на 4 вопроса. Примерный рассказ:

Мальчик играл мячом на кухне. На столе стоял чайник. Мальчик подкинул мяч и не успел его поймать. Мячик оказался на столе, а чайник упал и разбился. Придет мама домой, увидит, что случилось, и скажет: «Как жаль, это был мой любимый чайничек» (или «Ты опять играл на кухне мячом, мы же договаривались с тобой, где тебе можно играть...»).

Слушаем 3—4 рассказа.

3. Физкультминутка. Та же, что в занятии № 3 по теме «Посуда».

4. Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Игра «Про что я сказала?». На доске пары картинок: чашка — чашки. «Стоят. — Чашки стоят». «Стоит. — Чашка стоит». Ложка лежит — ложки лежат, чайник закипает — чайники закипают, стакан упал — стаканы упали, блюдце разбилось — блюдца разбились, хлебница открыта — хлебницы открыты, дуршлаг висит — дуршлаги висят...

5. Развитие зрительного восприятия. «Преврати геометрическую форму в посуду».

6. Итог занятия. «Чему вы сегодня научились?»

ИГРУШКИ

Тема «Игрушки» (занятие № 1)

Цели:

— расширение словаря по теме «Игрушки»;
— формирование обобщающего значения слов;
— практическое употребление притяжательных местоимений;
— подготовка к овладению диалогической формой общения.

Оборудование: игрушки, геометрические формы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Послушай, запомни, повтори».

мяч — кукла — машинка
ведерко — кубики — зайка
Чебурашка — мишка — лошадка
пирамидка — лодка — рыбка
котик — сова — гномик
петушок — лиса — утка

2. Формирование обобщающего значения слов. На стульчике сидят 2 мишки. Логопед просит ребенка принести мишку. «Что принес?» Другого ребенка просят принести игрушку, оставшуюся на стуле. «Что принес?» Далее логопед поясняет, что этот предмет мы назвали двумя словами: «мишка» и «игрушка». На столе появляются другие игрушки: кукла, мяч, пирамидка... Пояснение логопеда, что все предметы имеют свое название, но про каждый можно сказать — игрушка. Делается обобщение — все это игрушки. «Для чего нам нужны игрушки? — Чтобы играть. — Сейчас поиграем». Дети выходят на ковер, берут понравившуюся игрушку и играют. Логопед задает вопросы: «Какая у тебя игрушка? Что ты делаешь? — Катаю машинку. Разбираю пирамидку...».

3. Физкультминутка.

Куклы пляшут раз-два, раз-два, ноги выбрасывают поочередно вперед
Бьют в ладоши раз-два, раз-два, ладонями делают хлопки — «тарелочки»
Ой! — воскликнул Буратино, — присели
Разболелась голова. встали, покачивают головой

4. Употребление притяжательных местоимений. Игра «Про какую игрушку можно сказать — мой, моя?». Логопед предлагает сначала выбрать все игрушки, про которые можно сказать «моя». Дети по очереди выбирают и говорят:

Моя — кукла, юла, лошадка, собачка, рыбка, сова...
Мой — кот, Буратино, зайчик, утюжок, мяч...

5. Развитие памяти и зрительного восприятия. Игра «Расскажи, что я сделала?». На столе две игрушки (три игрушки) — логопед дотрагивается до каждой игрушки разное количество раз. Дети внимательно смотрят, затем рассказывают: «До зайчиков вы дотронулись один раз, до гномика — два раза, до лисы — тоже один раз. Второй вариант: выкладывание машинки из геометрических форм, по инструкции логопеда.

6. Итог занятия. «О чем говорили? Какие игрушки были на занятии?»

Тема «Игрушки» (занятие № 2)

Цели:

— активизация словаря по теме;
— расширение словаря относительных прилагательных;
— практическое употребление существительных в единственном числе родительном падеже;
— упражнение в составлении простого распространенного предложения.

Оборудование: игрушки, Незнайка, мешок.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Какой игрушки не стало?». Дети сидят по кругу на ковре.
В центре 5—6 игрушек. Дети называют их. Все закрывают глаза, одну игрушку убирают. «Какой игрушки не стало? (можно спросить «на ушко» каждого ребенка). — Не стало лисы, машинки, совы, гномика, куклы...»

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Заводные зайчики» (зайчики шевелят ушками).

3. Введение в тему.

Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет. (Мяч)

Зверь забавный, сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Мишка)

Я хорошая игрушка, буду девочкам подружка.
Я могу сидеть в коляске, закрывать умею глазки. (Кукла)

Совсем не нужен ей водитель,
Ключом ее вы заводите.
Колесики начнут крутиться.
Поставь ее, она помчится. (Машинка)

Отгадки появляются на столе.

4. Употребление существительных единственного числа родительного падежа. Логопед предлагает поиграть с этими игрушками. Игра «Поручения». Сначала логопед, а потом дети дают друг другу поручения. Например: «Покатай куклу на машине. Что делает Саша? Подбрось и поймай мяч. Покорми куклу и т.д.».

5. Физкультминутка.

Ванька-Встанька, Ванька-Встанька, покачиваются
Приседай-ка, приседай-ка, приседают
Будь послушен, ишь какой, стоят, покачивая головой
Нам не справиться с тобой. покружиться один раз

6. Образование относительных прилагательных. Приходит Незнайка, у него в мешке игрушки. «Что принес Незнайка?» Незнайка говорит, что ему дали задание написать, из какого материала сделаны игрушки. Он просит детей помочь разобраться. Логопед рассказывает, что игрушки сделаны из разных материалов. «Пирамидка из дерева, она деревянная. Мяч из резины — резиновый. Петушок из железа — железный». Далее детям предлагается выбрать все игрушки, сделанные из дерева (матрешка, ложка, пирамидка, кубики...).

7. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? В какую игру играли в начале занятия?»

Тема «Игрушки» (занятие № 3)

Цели:

— развитие связной речи: составление рассказа об игрушке;
— употребление существительных во множественном числе;
— развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Назови три игрушки».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Заводные зайчики» (зайчики играют на барабане).

3. Образование множественного числа существительных. Игра «Один — много». «У меня мяч — в магазине мячи (отвечает ребенок)».

Кукла — куклы
машинка — машинки
пирамидка — пирамидки
Лошадка — лошадки
собачка — собачки
матрешка — матрешки

4. Введение в тему. Далее логопед рассказывает. «У одного мальчика есть игрушечный медвежонок по имени Тедди. Этот мальчик считает, что лучшего медвежонка, чем его Тедди, нет на белом свете. Хотите знать, почему?» Чтение стихотворения М.Карема «Тедди»:

Все медведи хуже Тедди, и хоть ростом Тедди мал,
Я ни разу медвежонка лучше Тедди не встречал.
Если поздно я гуляю, мама мне кричит в окно:
«Поскорее возвращайся, Тедди ждет тебя давно!»
Я здоров, здоров и Тедди, болен я и он больной.
Провинился я случайно, в угол он идет со мной.
А когда не разрешают мне со взрослыми сидеть,
То со мною спать уходит Тедди — плюшевый медведь.

«Почему же нет для мальчика медвежонка лучше Тедди? — Он лучший друг, в трудную минуту всегда рядом» Логопед просит детей вспомнить о своей самой любимой игрушке.

5. Развитие связной речи (составление рассказа об игрушке). На столе две куклы, два мишки, две машинки. Логопед предлагает детям рассказывать об игрушках. Себе берет куклу, ребенку дает другую. Далее идет совместное рассказывание: «У меня кукла большая. — У меня маленькая. — У моей куклы белые волосы. — У моей куклы черные волосы и т.д.» (большой черный плюшевый медведь — маленький беленький меховой медвежонок). Второй вариант: после совместного рассказа более подготовленных детей можно попросить повторить весь рассказ целиком.

6. Физкультминутка (на выбор «Куклы» или «Ванька-Встанька») между рассказами.

7. Итог занятия. «О чем сегодня говорили? О каких игрушках составили рассказы?»

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Тема «Домашние животные» (занятие № 1)

Цели:

— расширение и обогащение глагольного словаря по теме;
— закрепление обобщающего понятия;
— практическое усвоение творительного падежа существительных;
— развитие внимания, памяти.

Оборудование: картинки «домашние животные», предметные картинки — «угощение» для животных.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Назвать все, у чего (у кого) есть шляпка (у гномика, дамы, девочки, гвоздя, желудя, шурупа, гриба...)».

2. Введение в тему. Игра «Приход гостей». За дверью слышится: «My». «Как вы думаете, кто сейчас придет в гости? Как вы догадались?» Картинка «корова» выставляется на доску (аналогично и с другими животными). Называем всех гостей. «Эти животные живут около человека. Он о них заботится, ухаживает. Многие живут прямо в его доме. Это домашние животные. Каких еще домашних животных мы не назвали?» Далее логопед с детьми уточняют, что общего у всех домашних животных (все покрыты шерстью, у всех 4 ноги или лапы, у всех есть морда, хвост...).

3. Развитие слухового внимания и памяти. Игра «Запомни по порядку». Логопед дает инструкцию: «Поставить сначала лошадь, за лошадью корову, за коровой козу, за козой кролика». Ребенок расставляет. Другой проверяет правильность выполнения и еще раз обговаривает. В следующий раз инструкцию дает уже ребенок.

4. Физкультминутка. «Покажи размеры животного». Дети стоят стайкой по группе. Называется животное, дети руками показывают его размеры. Рассказывают, уточняют.

5. Расширение глагольного словаря по теме. «Животные с нами разговаривали. Как корова голос подавала? Что она делала? (Мычала)». Аналогично: «Овца блеяла, лошадь ржала, свинья хрюкала, собака лаяла, кошка мяукала».

6. Чтение сказки К.И. Чуковского «Путаница» (фрагмент), обговаривание по тексту.

7. Образование творительного падежа существительных. «Угощение животных». Ребенок берет маленькое ведерко и рассказывает, кого он хотел угостить и чем. «Я хочу угостить лошадь овсом и т.д.».

8. Итог занятия. «Кто приходил в гости? Как мы их назовем одним словом?»

Тема «Домашние животные» (занятие № 2)

Цели:

— расширение глагольного словаря;
— закрепление навыка употребления притяжательных прилагательных;
— словообразование: глаголы с разными приставками.

Оборудование: картинки «домашние животные», игрушка-котенок.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Кто как кричит?». У каждого ребенка картинка с домашним животным. Дети называют картинку, изображают, как кричит животное. У взрослого голос грубее, а у детеныша нежнее, ласковее, тише. Например: «У меня корова. Корова кричит: «Му-му». Она мычит» (аналогично с другими картинками).

2. Введение в тему. Загадки о домашних животных.

Нос пятачком, хвост крючком (свинья).
Мягкие лапки, а в лапках царапки (кошка).
Бэ-э, кричу я со двора,
Стричь меня давно пора,
Жарко в шубе меховой
Бегать в поле за травой (овца).
Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, а сзади метла (корова).
С хозяином дружит.
Дом сторожит.
Живет под крылечком.
Хвостик колечком (собака).

3. Образование притяжательных прилагательных. «Сказка о кошке, которая меняла свой хвост». Логопед рассказывает сказку. «Надоел кошке свой хвост. Решила она с собакой поменяться. Пришла к собачьей конуре и говорит: «Жучка, давай хвостами меняться». Жучка согласилась. Прицепила кошка хвост собаки. И стал у нее хвост не кошачий, а ... собачий (затем лошадиный, коровий, свиной...). Ни один хвост не подошел. В конце концов кошка решила, что лучше своего кошачьего хвоста не бывает». Вопрос: «Чьи хвосты примеряла кошка?»

4. Физкультминутка, развитие мелкой моторики. Стоя в кругу.

Вышла кошечка гулять, кошечка из пальцев
Хвостиком виляет, движение рукой
А навстречу из ворот ворота из ладоней
Две собаки лают. лают

5. Расширение глагольного словаря по теме. Игра «Кто больше соберет слов» (по командам).

Что делает собака? — Лает, ест, бегает, лежит, грызет, сторожит, защищает, возит, носит, греется, сидит, лакает...

Что делает кошка? — Лакает, мяукает, лежит, сидит, мурлычет, лижет...

Далее выбирают слова, которые можно отнести только к кошке (мурлычет, мяукает), только к собаке (лает, сторожит, охраняет, грызет). А какие слова подойдут и к кошке, и к собаке? (Лежит, сидит, ест, пьет, бегает.)

6. Развитие связной речи; словообразование. Игра «Собака гуляет». На столе макет собачьей площадки (лесенка, бревно...). Логопед показывает действия с собакой — игрушкой. Дети обговаривают: «Собака на бревно запрыгнула, с бревна спрыгнула, бревно перепрыгнула. А теперь по команде хозяина подпрыгнула».

7. Итог занятия.

Тема «Домашние животные» (занятие № 3)

Цели:

— расширение словаря по теме;
— практическое употребление существительных творительного падежа;
— закрепление навыка употребления существительных в единственном и множественном числе;
— развитие мышления, внимания, памяти.

Оборудование: картинки «домашние животные с детенышами», картинки — «угощение», шапочка-маска кота, картинки «детеныши домашних животных».

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Четвертый — лишний». Первый вариант — используем картинки, второй — на слух.

Коза — свинья — волк — корова.
Кролик — заяц — лошадь — коза.

2. Развитие мелкой моторики.

Идет коза рогатая, из пальцев коза
Идет коза бодатая, то же на другой руке
К ним козленочек спешит, пальцы в щепотке
Колокольчиком звенит. помахать пальчиками в щепотке

3. Составление простого распространенного предложения. Приход гостей. Логопед говорит, что в прошлый раз домашним животным так у нас понравилось, что они сегодня еще раз пришли и детенышей своих привели. Выставляются картинки: «свинья с поросенком», «корова с теленком», «кошка с котенком», «собака со щенком», «овца с ягненком», «лошадь с жеребенком», «коза с козленком». Далее детям предлагают угостить гостей. На доске картинки: картофель, сено, молоко, морковь, капуста, трава, косточка... Ребенок выбирает картинку и составляет предложение, например: «Я угощу козу с козленком травой, кошку с котенком — молоком».

4. Физкультминутка. Хоровод «Ходит Васька серенький».

Ходит Васька серенький, хвост пушистый беленький, ходит Васька-кот.
Сядет, умывается, лапкой утирается, песенки поет.
Дом неслышно обойдет, притаится Васька-кот, серых мышек ждет.
Мышки, мышки, вам беда, не ходите никуда, вас поймает кот.

5. Образование множественного числа существительных. Игра «Один — много».

козленок — козлята
теленок — телята
жеребенок — жеребята
котенок — котята
ягненок — ягнята
поросенок — поросята

6. Образование существительных в творительном падеже. Развитие внимания и зрительного восприятия. Игра «Кого не стало». На доске картинки домашних животных (5—6 штук). Дети закрывают глаза. Логопед убирает 1—2 картинки. «Раз, два, три — смотри!» — «Кого не стало?» (Котенка, жеребенка, козленка, крольчонка...)

7. Развитие памяти. Выучить.

На крыльце сидит щенок, греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один и уселся рядом с ним.

8. Итог занятия.

Тема «Домашние животные» (занятие № 4).

Цели:

— развитие связной речи: составление описательного рассказа по схеме;
— расширение словаря по теме;
— употребление существительных родительного падежа множественного числа;
— развитие внимания, памяти.

Оборудование: схема к описательному рассказу, картинки детенышей домашних животных.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Отвечай быстро на вопрос». «Сколько хвостов у семи котов? Сколько носов у двух псов? Сколько ушей у двух козлят-малышей? Сколько ушек у двух лошадок-старушек?»

2. Образование родительного падежа множественного числа существительных. Игра «У меня много...». Логопед говорит: «У меня один щенок». Ребенок отвечает: «У меня много щенков» (телят, козлят, жеребят, крольчат, поросят, ягнят...).

3. Развитие связной речи. Логопед предлагает детям рассказать о домашнем животном с помощью схемы. Обговариваются фрагменты схемы. Для составления описательного рассказа предлагаются картинки домашних животных: кошка, коза, лошадь, корова.

Примерный рассказ: «Это кошка. Она живет дома. У кошки есть голова, туловище, лапы, хвост. На голове ушки, глаза, рот, нос... В кошкиной семье кот-папа, кошка-мама, котенок-детеныш. Кошка ест мясо, рыбу, молоко... Она ловит мышей. С ней человеку жить веселей». После заслушивания рассказа о кошке детей спрашивают: «А кто еще что-нибудь добавит? Что пропущено, что понравилось?» Далее предлагают рассказать о козе. После рассказа проводится упражнение на развитие мелкой моторики: «Коза с козленком» (см. занятие № 1). Далее рассказывают про лошадь.

4. Физкультминутка.

Конь меня в дорогу ждет, руки сцеплены за спиной
Бьет копытом у ворот, поочередно поднимают ноги, согнутые в коленях
На ветру качает гривой
Пышной, сказочно красивой, покачивают головой
Быстро на коня вскочу, подпрыгнули
Не поеду, полечу,
Цок-цок-цок, цок-цок-цок, скачут галопом
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. машут рукой

5. Заслушивается рассказ о корове. Оценивается.

6. Закрепление материала. Игра «Семья». У ребят картинки животных, по очереди они называют их родителей (теленок — корова — бык, котенок — кот — кошка, ягненок — овца — баран, жеребенок — лошадь — конь...).

7. Итог занятия.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Тема «Продукты питания» (занятие № 1)

Цели:

— расширение словаря по теме;
— закрепление навыка употребления существительных единственного и множественного числа;
— употребление предлогов в, из;
развитие внимания, памяти.

Оборудование: картинки «продукты питания», атрибуты для игры в магазин: сумка, муляжи...

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Назови одним словом».

Сарафан, костюм, блузка... одежда.
Груша, яблоко, апельсин... фрукты.
Морковь, репа, картофель... овощи.
Туфли, сапоги, валенки... обувь.
Кубики, кукла, машинка... игрушки.

2. Введение в тему. Логопед говорит: «Мама пришла из магазина. Она принесла молоко, соль, хлеб, рыбу, сосиски... И еще много всего. А также она принесла сладости». Логопед выставляет сладости вперемешку с другими продуктами (5—6 картинок). Дети называют все картинки, затем картинки убирают. Дети по памяти называют их. Например: конфеты, торт, сосиски, шоколад, вафли. Пирожное, молоко, вафли, рыба, хлеб. «Для чего все это нужно человеку? — Правильно, это продукты питания».

3. Образование множественного числа существительных. Логопед читает стихотворение К.Чуковского «Барабек».

Робин Бобин Барабек скушал сорок человек,
И корову, и быка, и кривого мясника,
И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу.
Скушал церковь, скушал дом и кузницу с кузнецом.
А потом и говорит: «У меня живот болит!». Вот какой обжора!

Это, конечно, шуточное стихотворение. Давайте мы сейчас скажем, что бы еще съел Робин Бобин? Он ел не одну конфетку, а много, мы не знаем сколько. Поэтому я буду говорить про одну конфету, а вы про много.

конфета — конфеты,
сосиска — сосиски,
котлета — котлеты,
торт — торты,
калач — калачи,
батон — батоны...

Логопед: «Робин Бобин все съел, надо сходить в магазин купить еще продуктов. Как называется магазин, в котором продают продукты? — Продуктовый, продовольственный».

4. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Ларек с продавцом» («Покупатель и продавец»).

5. Составление предложения с предлогом в. Игра «Магазин». На полках — продукты питания. Дети стоят в очереди, у первого в руках хозяйственная сумка. Он берет что-нибудь из продуктов питания и кладет в сумку, обговаривает при этом свои действия. Например, «Я положил в сумку творог». Затем передает сумку следующему и так до конца очереди. «Что мы положили в сумку? — Продукты питания».

6. Физкультминутка.

В магазин мы все ходили и продукты там купили: идут по кругу
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, взмах руками влево, вправо
Все к обеду припасли, прямо, широко разводят руки
Чуть до дома донесли. приседают

7. Составление предложения с предлогом из. Логопед: «Давайте выложим все продукты на стол». Дети по очереди: «Я вынимаю из сумки творог». Все вместе: «Петя вынул из сумки творог» и т.д.

8. Итог занятия. «О чем сегодня говорили? Вспомните, про кого я вам читала шуточное стихотворение».

Тема «Продукты питания» (занятие № 2)

Цели:

— образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
— расширение словаря относительных прилагательных;
— развитие внимания, памяти.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Про что мы говорили на прошлом занятии? Про продукты питания. Сейчас я буду называть их обычно, а вы ласково».

колбаса — колбаска
молоко — молочко
масло — маслице
сметана — сметанка
пряник — пряничек
сахар — сахарок
творог — творожок
хлеб — хлебушек

2. Образование относительных прилагательных. Вы ходили на экскурсии в продовольственный магазин. Видели, что там есть разные отделы. Давайте вспомним, что продают в отделе: молочном — молоко, творог, сметану, ряженку, кефир, йогурт, сливочное масло...; мясном — мясо, колбасу, сосиски, сало, сардельки...; рыбном — свежую и соленую рыбу, консервы...; хлебном — хлеб, булки, пряники, сушки, калачи, лаваш...; кондитерском — конфеты, карамель, вафли, шоколад...; овощном — морковь, чеснок, огурцы... и яблоки, груши, апельсины...

3. Физкультминутка. Игра «Съедобное — несъедобное». Логопед называет слова и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Если слово обозначает то, что едят, мяч ребенок ловит и прижимает к груди. Если нет, ребенок тут же возвращает мяч логопеду. Второй вариант. Дети стоят в шеренге. На съедобное — шаг вперед, на несъедобное — стоят на месте. Третий вариант. Съедобное — кивок головой, несъедобное — мотают головой.

4. Развитие мелкой моторики. Логопед говорит, что знает одну сороку-белобоку, которая умеет готовить. Предлагает спросить ее, что она сейчас готовит.

Сорока-сорока, кашу варила,
деток кормила, водят пальцем по ладони
Этому дала, он в лес ходил, разгибаем пальцы из кулака
Этому дала, он дрова рубил.
Этому дала, он воду носил.
Этому дала, он печь топил.
А этому ничего не дала: загибаем пальцы
Он в лес не ходил, дрова не рубил,
Воду не носил, печь не топил.

5. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Сорока варила деткам кашу. Логопед спрашивает детей, из чего можно варить кашу, далее дети называют крупу, а логопед демонстрирует пакетики с крупой (гречка, пшено, рис, манка, овсянка и др.). Предлагает детям самим сварить кашу. Ребята кладут пакетик с крупой в кастрюльку и говорят: «Я варю манную кашу. Я варю пшенную кашу».

6. Итог занятия. «Назовите отделы продовольственного магазина».

Тема «Продукты питания» (занятие № 3)

Цели:

— активизация глагольного словаря в неопределенной форме;
— упражнение в употреблении слов-антонимов;
— расширение словаря определений;
— употребление предлога с.

Оборудование: картинки посуды и продуктов питания.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Наоборот».

свежий — черствый
сырой — вареный
черный — белый
горячий — холодный
мягкий — твердый
густой — жидкий
чистый — грязный
сладкий — горький

2. Активизация глаголов в неопределенной форме. Детям сообщается, что сегодня придут гости. Надо приготовить вкусный обед. Дети делятся на три команды, представители выдергивают картинку. Если на картинке изображена кастрюля, значит, команде выпало готовить суп, сковорода — второе блюдо, чашка — третье. Разбор, что надо сделать, чтобы приготовить вкусный суп, например, гороховый. Кастрюлю помыть, воды налить, картофель вымыть, почистить, порезать, горох замочить, воду слить, в кастрюлю положить, лук нарезать, морковь натереть... «Какие еще бывают супы? (Грибной, рыбный, щи, борщ, вермишелевый...)».

3. Физкультминутка, развитие мелкой моторики. Выполняется стоя.

Мы капусту рубим, движения ладонями вверх-вниз
Мы морковку трем, имитация движений руки по терке
Мы капусту солим, пальцы щепоткой
Мы капусту мнем. сжимаем, разжимаем кулаки

4. Вторая команда готовит на второе кашу, например, рисовую. Разбирают способ приготовления: крупу перебрать, вымыть, залить водой, помешивать. «Какие каши еще можно приготовить? (Гречневую, пшенную, манную, овсяную, пшеничную...)»

5. Третья команда готовит чай. Воду вскипятить, заварить, налить, положить...

Быстро вертится крыло, махи руками
Мелит мельница зерно, круговые движения кулаками у груди
А из молотой муки ладошки имитируют изготовление пирожков
Испечем мы пироги.

Логопед предлагает к чаю подать пирожок. «С чем будут наши пироги? — С луком, яйцом, морковью, грибами, творогом, картошкой...»

6. Итог занятия. «Что мы сегодня делали? Рассказать, что было приготовлено на обед».

Тема «Продукты питания» (занятие № 4)

Цели:

— развитие связной речи;
— употребление слов-антонимов;
— развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

Оборудование: книга «Занимательное азбуковедение».

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Скажи наоборот».

Черствый хлеб — свежий хлеб
густая каша — жидкая каша
горячий чай — холодный чай
сырое яйцо — вареное яйцо
грязная морковь — чистая морковь.

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Утречко».

Утро настало, солнышко встало, ладони скрещены, пальцы растопырены
Эй, братец Федя, разбуди соседей, большой палец правой руки
Вставай, большак, вставай, указка, делает круговые движения
Вставай, середка, вставай, сиротка, щелчки по названным пальцам
И крошка-Митрошка. Привет, ладошка! щелчок по ладошке
Все потянулись и проснулись. пальцы вверх и шевелятся

3. Логопед предлагает детям послушать одну историю. «Как варить компот»
(Г.Юдин). «На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал: «Слушайте все, я знаю, как варить компот. — Ну и как же его варить? — Принесите каждый все самое вкусное». Вся компания отправилась искать все самое вкусное. А кот разжег костер, повесил котелок с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку, потом — курица с зернышками. Корова принесла арбузные корки, кролик — траву, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, зернышки, траву и колбасу в котел, закрыл крышкой. Через некоторое время он говорит: «Готово, кушайте на здоровье!» Попробовали друзья, плюются: «Компот называется, сам ешь». «Почему же так невкусно получилось?» — думал кот». Вопросы: «Про кого эта история? Чем похвалился кот? Что оказалось у животных самым вкусным? Почему компот оказался несъедобным?»

4. Физкультминутка. Танцевальная пауза.

5. Развитие связной речи: пересказ. Повторное чтение сказки. Пересказ 4—5 детей: а) пересказ вместе с логопедом (дети помогают); б) один ребенок начинает, второй заканчивает сказку; в) рассказ по цепочке; г) один ребенок рассказывает полностью.

6. Итог занятия. Выбор лучших рассказов.

Продолжение следует

Публикация статьи произведена при поддержке торгового центра «Крокус Сити Молл». Вас ждет великолепный шопинг в бутиках, расположенных в торговом центре – ведь в «Крокус Сити Молл» можно купить все – от модных аксессуаров, брендовых одежды и обуви до автомобиля Lamborghini. Эксклюзивная элегантность мужской одежды в магазине Pal Zileri, актуальная современность в PHILIPP PLEIN, оригинальность итальянского Дома моды Missoni, классика и удобство мужской и женской обуви Tod’s и многое другое. Приходите, выбирайте, приобретайте!

Рейтинг@Mail.ru