Все началось с медведей.
Вернее,
с конференции по музейной педагогике в Саратове,
на которую отправилась маленькая «делегация» из
Государственного биологического музея г. Москвы.
В состав «делегации» входила Соня Пантюлина —
начинающий искусствовед, одна из самых юных
музейных сотрудниц. Среди различных музеев
славного города на Волге москвичи открыли один
маленький музей, получивший в их условной
рейтинговой таблице статус «самого
замечательного», — мемориальный Дом-музей
художника Павла Кузнецова. Усадьба живописца
была полностью разрушена. Как написала местная
газета, ее «из бревен и опилок» возродил к жизни
молодой саратовский филолог Игорь Сорокин.
Как бы сложно ни жилось восстановленному из
пепла Дому, его сотрудники решили: с первого дня
своего существования он должен функционировать
в качестве музея.
Поэтому, пока шли строительно-восстановительные
работы, выставки устраивались там, где это было
возможно, — на заборе. В назначенное время у
музейной усадьбы собирались саратовские
художники, развешивали на заборе свои работы, а
сами выстраивались рядом. Приезжали
представители прессы, щелкали художников на фоне
их произведений и давали коротенькие заметки в
местные газеты. Оказавшиеся рядом прохожие
становились случайными свидетелями этого
мимолетного события культурной жизни. Потом
выставка разбиралась, и художники расходились по
домам. Музейные работники Дома Кузнецова дали
своему проекту условное название «Самая
короткая выставка в мире». Но, кроме этих
краткосрочных выставок, на расчищенных
пространствах нового музея стали появляться
экспозиции с более долгой жизнью. Например,
рождественская выставка игрушечных медведей под
названием «Потому что он хороший…».
Этнографы и историки культуры могут
рассказать увлекательнейшие истории о Медведе —
Хозяине Леса, которому приносились жертвы, о
Медведе — родоначальнике племен и покровителе
охоты, зубы которого считались самым сильным
оберегом и украшали грудь вождей. Но с течением
времени могущественный мифологический Зверь
превратился в игрушечного Мишку и перекочевал из
шаманских обрядов в детскую, став доверенным
лицом ребячьих секретов и горестей, мягким и
пушистым существом, которое спит рядом с
ребенком в кроватке и помогает дождаться прихода
мамы с работы. Плюшевый медведь — символ детства
для нескольких поколений наших
соотечественников, переживших слова Агнии Барто
«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» на
собственном опыте.
И вот дети ближайших к музею домов понесли туда
своих любимых мишек из синтетического меха. А их
мамы и папы понесли плюшевых мишек времен
пятидесятых и шестидесятых. И бабушки понесли в
музей своих медведей. Мишки некоторых бабушек
пережили войну (кое-кто — две войны) и были не
плюшевые, а тряпичные, сшитые из лоскутков. А
некоторые «дарители» принесли не игрушки, а
старые черно-белые фотографии, на которых дети
начала прошлого века сидели на высоких
стульчиках в обнимку с любимыми медведями. Всю
эту медвежью братию рассадили вдоль стен и по
уголкам музейных комнат. И эти медвежьи ряды
поражали воображение и будили самые острые
детские переживания.
Соня Пантюлина смотрела-смотрела на
этих медведей, медведиц и медвежат, медвежьих
бабушек и медвежьих дедушек и вдруг подумала: «А
как же Винни-Пух?»
Почему она подумала именно так, неизвестно.
Наверное, почувствовала себя в тот момент
маленькой девочкой (с кем не бывает!), и ей
захотелось увидеть в ряду детских любимцев
своего собственного медвежонка. Самым любимым
медвежонком Сони в детстве был Винни-Пух. Когда
Соня выросла и стала серьезным сотрудником
биологического музея, Винни-Пух не перестал быть
ее любимым медвежонком — несмотря на очевидное
биологическое разнообразие медведей и всех
остальных. Наверное, поэтому она и подумала: «А
как же Винни-Пух?»
И, когда вернулась в Москву, все продолжала про
это думать.
А тут вдруг оказалось (вот ведь
совпадение!), что в декабре 2005 года исполнилось 80
лет с того дня, когда в маленькой лондонской
газетке перед самым Рождеством появился первый
рассказ тогда еще никому не известного
англичанина Алана Милна про медвежонка с
опилками в голове. И пройдет не больше полутора
лет от нынешнего момента, как нужно будет
отмечать пятидесятилетие со дня первого явления
Винни-Пуха тем, кто читает на русском языке.
Правда, тут есть одно обстоятельство, мешающее
вести отсчет времени.
В 1958 году в журнале «Мурзилка» действительно
была впервые опубликована одна из историй об
игрушечном медвежонке в переводе Бориса
Заходера. Только звали медвежонка, согласно
архивам «Мурзилки», вовсе не Винни-Пух, а мишка
Плюх. Но Заходер, начав переводить повесть Милна,
все черкал и черкал свою рукопись, все менял и
менял в ней слова. И в конце концов из-под его пера
«выскочило» замечательное словцо-имя
«Винни-Пух», которое появилось на обложке книжки
в 1960 г. — и с тех пор внесено в негласный список
имен самых популярных и любимых детских
литературных героев.
Рассказ о выставке медведей и о
грядущих датах, связанных с именем знаменитого
медвежонка, Соня изложила директору музея и
своим коллегам по музейной педагогике.
Оказалось, в своей слабости к плюшевому
медвежонку она не одинока.
И коллеги признали за Винни-Пухом право на
выставку в биологическом музее, несмотря на
опилки, которыми он, в соответствии со сказочной
версией, был набит.
Поэтому в декабре 2005 года в одном из лучших залов
музея была открыта выставка «ИСКпедиция в Страну
Винни-Пуха». А в мае, во время VIII Всероссийского
фестиваля музеев «Интермузей-2006», конкурсное
жюри присудило ей приз «За самый оригинальный
проект».
В выставочных витринах самым
чудесным образом переплетаются история создания
повести, биологические реалии и сказочные
мотивы. А главное пространство выставки занято
домиками сказочных персонажей в «натуральную
величину».
Замысел сказки, как рассказывает в книге
воспоминаний сын Алана Милна Кристофер, давший
имя одному из главных персонажей, был во многом
навеян духом усадьбы Милнов, которую семья
купила в 1925 году, окруженной старым лесом.
География сказки, включая три сосны, в которых во
время одной из прогулок заблудились Винни-Пух и
Пятачок, почти полностью повторяет реальную
географию английского поместья. А еще в лесу
водились кролики. Ввиду этого обстоятельства
один из персонажей сказки просто не мог не
оказаться кроликом. И его статус, со значением
отмечает Соня Пантюлина, несколько отличается от
статуса других героев.
Все они, за исключением Кристофера Робина, —
игрушечные животные. Винни-Пух изначально
заявлен как игрушечный медвежонок. А «игрушечная
природа» других персонажей время от времени
«вылезает наружу». Иа-иа, к примеру, теряет свой
веревочный хвост, который Кристофер Робин
возвращает на законное место с помощью молотка и
гвоздика.
Только Кролик — животное не игрушечное. Он
«просто» кролик, который живет в норе — как и
полагается добропорядочным английским кроликам
— и отличается от других обитателей волшебного
леса самостоятельностью и нудной, а порой
каверзной рассудительностью. Подобными
достоинствами может похвастаться еще Сова. Ее
«прототипы» в изобилии населяли лес вокруг
милновского дома. Правда, по воспоминаниям
Кристофера Милна, сов в лесу никто из обитателей
милновской усадьбы лично не видел. Но в лесу, как
раз на маршруте постоянных прогулок маленького
Кристофера с няней, росло одно высокое дерево с
горизонтально отходящей от ствола верхней
веткой. На эту ветку маленький Милн очень любил
залезать — несмотря на весь риск предприятия:
ветка располагалась довольно высоко, совсем
близко к небу. Однажды Алан Милн, глядя снизу
вверх на сидящего в ветвях маленького сына,
подумал: ведь он мог залезть туда не просто так, а
с особой, сказочной целью — заглянуть к
кому-нибудь в гости! Но кто бы мог жить так высоко?
Вот тогда все вместе — папа, мама и сын —
придумали Сову. И за ней закрепилось сказочное
место на этом высоком суку.
Все остальные персонажи попали в
повесть «другими путями». Первым появился
медвежонок. Его подарили Кристоферу на день
рождения, когда ему исполнился год. Рассказывают,
будто медвежонок был куплен в одном из самых
знаменитых магазинов Лондона. («Очень похожие
медведи — свалянная шерстка и вышитый нос, —
рассказывает Соня, — продаются в этом магазине
до сих пор. Их считают «фирменными» игрушками,
появившимися на прилавках с открытия магазина в
начале ХХ века».) Ослика мальчик получил в
подарок на Рождество. Видимо, изначально ослику
отводилась роль вертепного персонажа,
охраняющего сон Младенца в яслях. Но об этом
нигде не упоминается,
и отразилось разве что на сказочном характере
Иа-иа, чрезмерно задумчивом и унылом.
Третьим появился Поросенок — в качестве подарка
от соседки, которую родители мальчика, видимо,
втянули в орбиту сказочных событий, происходящих
с игрушечными зверюшками.
Сказочная компания была укомплектована
«неизвестным свирепым животным» под именем
Кенга с крошкой Ру в кармане и необузданным и
импульсивным Тигрой. Родители Милны приобретали
зверюшек под благовидным предлогом подарков
сыну, но к этому времени они уже затеяли с
игрушками свою игру, которая впоследствии
обернулась известной всему миру сказкой.
Довольно скоро после выхода в свет книги
Алана Милна игрушки стали знаменитыми. По воле
одного из американских издательств детской
литературы они отправились в заграничное турне
по Штатам, демонстрируя почитателям «Винни-Пуха»
потертости на своих плюшевых телах и жирные
пятна на шкурках — свидетельства былой
английской трапезы и своей действительной
причастности к детству Кристофера Милна
(Кристофера Робина). В их компании не было Кролика
и Совы (как уже было сказано, их прототипы были
настоящими животными), а также крошки Ру. Крошка
Ру, судя по дневниковым записям Кристофера,
полюбился не только всем человеческим
обитателям усадьбы, но и соседскому песику. Песик
постоянно похищал крошку для своих собачьих игр,
и бедную игрушку обнаруживали то под корнями
дерева, то в какой-нибудь непривлекательной ямке.
Эти похищения давали пищу писательскому
воображению, но в один прекрасный день крошка Ру
исчез и больше не нашелся. Совсем не так, как в
книжке, где самые страшные истории в результате
оказываются просто недоразумениями.
Эти истории разыскала и раскопала
музейный работник Соня Пантюлина. Искала, где
только возможно: и в Ленинской библиотеке, и на
англоязычных сайтах Интернета, и у Галины
Сергеевны Заходер, вдовы писателя Заходера.
Совсем недавно она даже отправилась в Англию, в
Лес Винни-Пуха — Ashdown Forest, чтобы «набрать там
палок» для расширяющейся экспозиции. А все
помнят, что каждая палка в очарованном лесу имеет
шанс стать Осью, по которой всегда узнают
Северный полюс.
К тому же для детей, посещающих выставку,
палка-ось — гораздо более ценный экспонат, чем
какие-то документальные истории, фотографии и
перечеркнутые листки рукописей. Для детей важнее
всего домики — та часть выставки, где их ждут
маленькие приключения и интересные
задания.
«Мы все думали: как оформить переход из
внешнего мира к сказочному, чтобы все это
чувствовали?
И всем нам почти одновременно пришла на память
фраза из сказки: «Широкая тропа — пожалуй, ее
можно было даже назвать дорогой — вела из
Внешнего Мира в Лес, но перед тем как попасть в
Лес, ей надо было перебраться через эту Реку. И
там, где Река и Дорога встречались, был
деревянный мостик, почти такой же ширины, как
сама дорога, с деревянными перилами по обеим
сторонам».
В результате посетители музея, желающие побывать
в сказочном лесу, проходят в выставочный зал по
горбатому деревянному мостику. Это маленькое
путешествие очень нравится детям. Спустился с
мостика — и ты на лесной полянке, вдоль которой
расставлены домики обитателей сказки.
Домики очень красивы. А сделаны из
картона, покрытого монтажной пеной. По мнению
Натальи Соколовой, художника музея, нет лучше
способа имитировать кору дерева. Поэтому
посетители выставки попадают в пространство,
построенное по сценическим законам. В таких
условиях чувствуешь себя не праздным зевакой, а
активным участником событий. Так и хочется
постучаться в какой-нибудь домик, заглянуть в
окошко. И для этого предоставляются все
возможности. Где-то надо позвонить в колокольчик,
где-то взобраться на лесенку. По размерам домики
не больше маленьких подвесных шкафчиков, за
дверцами которых спрятаны карточки с заданиями и
вопросами на знание истории создания сказки и ее
текста. В отдельный блок выделены вопросы о
знаменитых мультфильмах про Винни-Пуха —
отечественных и американских. Ответы каждый
гость Леса заносит в «Листок-путеводитель»,
зарабатывая себе очки. Самое трудное задание
ожидает путешественников в норе Кролика. Мало
того, что в эту тесную нору нужно залезть, так еще
и по отпечаткам следов требуется угадать, кто
недавно побывал у Кролика в гостях.
В конце экскурсии-путешествия каждому,
набравшему достаточное количество очков,
вручается бумажная медаль. Медаль немного
напоминает Орден Винни-Пуха, который когда-то
придумал для своих друзей Борис Заходер. К ордену
прилагалась бумага, на которой корявым почерком
«Савы» было выведено: «Вам вручается Орден
Винни-Пуха за то, что вы такая хорошая (такой
хороший)!» Только математику Колмогорову Орден
выдали за то, что «у него настоящие мозги». И
Заходер немного опасался за последствия: вдруг
Колмогоров обидится, что он «не такой хороший»!
Но математик с «настоящими мозгами» ничуть не
обиделся, а очень Орденом гордился и всем его
показывал.
Орден, благодаря участию Галины Сергеевны
Заходер, тоже выставлен в музейной витрине.
Правда, оценить его по-настоящему могут только
взрослые.
Для детей же музейные работники собираются
объявить специальный конкурс — на лучший
подарок Винни-Пуху и его друзьям. Ведь день
рождения книги по-настоящему будут праздновать в
октябре 2006 года. Самое время делать подарки!
Марина АРОМШТАМ
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта AllFirm.com. Каталог фирм и предприятий AllFirm.com - это источник информации о компаниях России и стран СНГ, который содержит в себе не только контактные данные организаций, но и описание их направлений деятельности. Компании сгруппированы в зависимости от характера бизнеса, что позволяет быстро найти потенциальных деловых партнеров, дистрибьюторов, дилеров и поставщиков. А так же к Вашим услугам представлена возможность зарегистрировать в каталоге компаний Вашу собственную организацию.
Внимание: конкурс!
Уважаемые
читатели!
Газета «Дошкольное образование» приглашает вас
принять участие в конкурсе «Лучший
подарок Винни-Пуху и его друзьям».
Конкурс проводится в честь дня их общего
рождения, по случаю 80-летия выхода в свет
знаменитой книги Алана Милна «Винни-Пух и
все-все-все».
Участвовать в конкурсе вы можете по следующим
номинациям:
«Самый красивый подарок»,
«Самый умный подарок»,
«Самый неожиданный подарок»,
«Самый душевный подарок»,
«Самый оригинальный подарок».
Подарки могут быть материальными и
виртуальными.
Присылайте их на адрес редакции.
О ваших идеях мы расскажем другим.
|
|