Водите детей в большие музеи!
|
Наталья Евгеньевна БОЧАРОВА —
руководитель изостудии при ГМИИ им. А.С. Пушкина в
Москве. А еще она работает в детском саду при
Высшей экономической школе и ведет там
рисование. Уже в течение шести лет дети этого
детского сада три-четыре раза в год посещают
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
На экскурсии дети ходят с трех лет.
Такие экскурсии обязательно должны
быть регулярными, считает Наталья Евгеньевна.
Посещение большого музея детьми дошкольного
возраста три раза в год — уже система, а не
случайность. Дети очень чувствительны к
ритмической организации жизни, поэтому
регулярное посещение музея становится для них
содержательной составляющей жизни. И для детей, и
для педагогов очень важно, начав такую работу, не
бросать ее.
Но воспитателям необходимо смириться
с отдаленным результатом своей работы. Психологи
говорят, что и в двадцать лет человек не
поддается абсолютно гарантированному прогнозу
своего дальнейшего развития, и от него можно
получить совершенно неожиданные изменения
мировоззрения, характера. Педагогам, как правило,
приходится делать свое дело без всяких гарантий
на успех. Тем более приятно видеть, как посеянное
нами вдруг приживается и пускает корни.
Вот как проходит самое первое занятие
в музее с самыми маленькими детьми.
Дети ходят по залам музея небольшой
группой — из восьми—десяти человек. Их
сопровождают три-четыре взрослых — столько,
чтобы каждого ребенка можно было взять за руку.
Проблема посещения туалета решается до начала
«музейного путешествия».
Дети приезжают в музей к 10.30:
посетителей в это время почти нет, а детям это
время очень удобно. И они совершенно никому не
мешают, они учатся вести себя соответственно и
тихо разговаривать.
Для детей первое посещение —
знакомство с необыкновенным, очень красивым,
прямо-таки волшебным местом. В этом великолепном,
похожем на дворец доме собрано столько разных
предметов, произведений живописи и скульптуры!
Все это копилось и собиралось в течение многих
веков, а теперь бережно хранится, потому что это
красиво.
Поднимаясь по лестнице, мы обращаем
внимание малышей на то, что лестница сделана из
очень красивого розового камня — мрамора и
поэтому называется розовой.
Дети получают самое общее впечатление
о том, что такое скульптура. В зале античности мы
обходим вокруг фигуры Копьеносца, осматриваем
его со всех сторон: вот она, скульптура.
Рядом видим фигуру Афродиты. Но ее
нельзя обойти кругом. Значит, это уже не
скульптура, а рельеф.
Затем мы смотрим на картины и замечаем:
в отличие от однотонной скульптуры, картина
цветная, и она в раме. Это значит, картина плоская.
Ее можно снять со стены и обойти, но с обратной
стороны холста нет изображения. Войти внутрь
картины нельзя — только понарошку. Обычно мы с
детьми рассматриваем картины Матисса. На мой
взгляд, Анри Матисс очень «детский» художник.
Дети понимают, что картины красивы, они им
нравятся. Еще мы обязательно смотрим картины с
изображением времен года.
Собираясь домой, мы продолжаем
разговор. Взрослые спрашивают детей, что им
понравилось, что запомнилось. Дети еще раз
мысленно возвращаются к залам музея. Вернувшись
в детский сад, педагоги, как правило, предлагают
детям порисовать. В рисунках отражаются их
свежие впечатления от музея.
Результат наших походов очень
неплохой. Один мальчик трех с половиной лет
несколько раз ходил в музей с группой, а потом
оказался там с папой и мамой. Он показал
родителям все, что видел на
занятии, и рассказал то, что запомнил о
скульптуре и о живописи. Родители были поражены
его знаниями, обстоятельностью рассказа.
Конечно, этот мальчик, скорее, исключительный
случай, чем правило. Но и другие дети вспоминают о
своем походе и рассказывают о музее своим
родителям.
Посещения большого музея необходимы
детям, они показывают детям новую сторону жизни.
Одно дело — знакомство со скульптурой, когда
лепишь уточку из маленького кусочка пластилина,
и другое — видеть скульптуру такого масштаба,
которую мы видим в зале античности. И вот ведь
интересно: и уточка из пластилина, и скульптура
Афины из Греческого зала таинственным образом
связаны друг с другом.
Эффект от наблюдения полотен
настоящих художников сказывается и на занятиях
живописью. Теперь, когда вы просите не оставлять
пустот на листе бумаги, заполнить его полностью,
дети опираются на свой опыт увиденного. Большие
художники прорабатывают всю поверхность картины
— до миллиметра! Еще дети понимают, что в картине
есть главный герой, и это можно выразить, выбирая
для него место на листе или с помощью цвета. Это
понимание (или ощущение) имеет прямое отношение к
основам композиции.
Для детей дошкольного возраста музей
доступен и необходим — если, конечно, мы всерьез
хотим заниматься развитием их способностей.
Кроме того, мы все так хотим, чтобы наши дети
выросли культурными и хорошо воспитанными.
Малыши не хихикают глумливо при виде обнаженной
скульптуры и обнаженной натуры в живописи. Все
увиденное они воспринимают внимательно и
доброжелательно. Поэтому у взрослых, начинающих
водить детей в музей с раннего детства, есть
надежда: в музейных залах эти мальчики и девочки
получат «прививку» от дурного вкуса и
асоциального поведения.
Но надо также учитывать, что некоторые
полотна могут оказать на излишне эмоциональных
детей слишком сильное влияние. Картины
Верещагина или Репина пугают и расстраивают их.
Так что лучше музейный «маршрут» прорабатывать
заранее, с учетом особенностей детского
восприятия. Но если внимание ребенка привлечет
не то полотно, на котором вы хотели бы
остановиться, ничего страшного. Расскажите
малышу изображенную историю и попытайтесь
закончить ее «оптимистично»: злодеи обязательно
понесут наказание, а о главных героях сложат
легенды и сказки.
Записала Ольга ТИТАЕВА
|