Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2006

ДЕТСКИЙ МИР

Водите детей в большие музеи!

Наталья Евгеньевна БОЧАРОВА — руководитель изостудии при ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. А еще она работает в детском саду при Высшей экономической школе и ведет там рисование. Уже в течение шести лет дети этого детского сада три-четыре раза в год посещают Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На экскурсии дети ходят с трех лет.

Такие экскурсии обязательно должны быть регулярными, считает Наталья Евгеньевна. Посещение большого музея детьми дошкольного возраста три раза в год — уже система, а не случайность. Дети очень чувствительны к ритмической организации жизни, поэтому регулярное посещение музея становится для них содержательной составляющей жизни. И для детей, и для педагогов очень важно, начав такую работу, не бросать ее.

Но воспитателям необходимо смириться с отдаленным результатом своей работы. Психологи говорят, что и в двадцать лет человек не поддается абсолютно гарантированному прогнозу своего дальнейшего развития, и от него можно получить совершенно неожиданные изменения мировоззрения, характера. Педагогам, как правило, приходится делать свое дело без всяких гарантий на успех. Тем более приятно видеть, как посеянное нами вдруг приживается и пускает корни.

Вот как проходит самое первое занятие в музее с самыми маленькими детьми.

Дети ходят по залам музея небольшой группой — из восьми—десяти человек. Их сопровождают три-четыре взрослых — столько, чтобы каждого ребенка можно было взять за руку. Проблема посещения туалета решается до начала «музейного путешествия».

Дети приезжают в музей к 10.30: посетителей в это время почти нет, а детям это время очень удобно. И они совершенно никому не мешают, они учатся вести себя соответственно и тихо разговаривать.

Для детей первое посещение — знакомство с необыкновенным, очень красивым, прямо-таки волшебным местом. В этом великолепном, похожем на дворец доме собрано столько разных предметов, произведений живописи и скульптуры! Все это копилось и собиралось в течение многих веков, а теперь бережно хранится, потому что это красиво.

Поднимаясь по лестнице, мы обращаем внимание малышей на то, что лестница сделана из очень красивого розового камня — мрамора и поэтому называется розовой.

Дети получают самое общее впечатление о том, что такое скульптура. В зале античности мы обходим вокруг фигуры Копьеносца, осматриваем его со всех сторон: вот она, скульптура.

Рядом видим фигуру Афродиты. Но ее нельзя обойти кругом. Значит, это уже не скульптура, а рельеф.

Затем мы смотрим на картины и замечаем: в отличие от однотонной скульптуры, картина цветная, и она в раме. Это значит, картина плоская. Ее можно снять со стены и обойти, но с обратной стороны холста нет изображения. Войти внутрь картины нельзя — только понарошку. Обычно мы с детьми рассматриваем картины Матисса. На мой взгляд, Анри Матисс очень «детский» художник. Дети понимают, что картины красивы, они им нравятся. Еще мы обязательно смотрим картины с изображением времен года.

Собираясь домой, мы продолжаем разговор. Взрослые спрашивают детей, что им понравилось, что запомнилось. Дети еще раз мысленно возвращаются к залам музея. Вернувшись в детский сад, педагоги, как правило, предлагают детям порисовать. В рисунках отражаются их свежие впечатления от музея.

Результат наших походов очень неплохой. Один мальчик трех с половиной лет несколько раз ходил в музей с группой, а потом оказался там с папой и мамой. Он показал родителям все, что видел на
занятии, и рассказал то, что запомнил о скульптуре и о живописи. Родители были поражены его знаниями, обстоятельностью рассказа. Конечно, этот мальчик, скорее, исключительный случай, чем правило. Но и другие дети вспоминают о своем походе и рассказывают о музее своим родителям.

Посещения большого музея необходимы детям, они показывают детям новую сторону жизни. Одно дело — знакомство со скульптурой, когда лепишь уточку из маленького кусочка пластилина, и другое — видеть скульптуру такого масштаба, которую мы видим в зале античности. И вот ведь интересно: и уточка из пластилина, и скульптура Афины из Греческого зала таинственным образом связаны друг с другом.

Эффект от наблюдения полотен настоящих художников сказывается и на занятиях живописью. Теперь, когда вы просите не оставлять пустот на листе бумаги, заполнить его полностью, дети опираются на свой опыт увиденного. Большие художники прорабатывают всю поверхность картины — до миллиметра! Еще дети понимают, что в картине есть главный герой, и это можно выразить, выбирая для него место на листе или с помощью цвета. Это понимание (или ощущение) имеет прямое отношение к основам композиции.

Для детей дошкольного возраста музей доступен и необходим — если, конечно, мы всерьез хотим заниматься развитием их способностей. Кроме того, мы все так хотим, чтобы наши дети выросли культурными и хорошо воспитанными. Малыши не хихикают глумливо при виде обнаженной скульптуры и обнаженной натуры в живописи. Все увиденное они воспринимают внимательно и доброжелательно. Поэтому у взрослых, начинающих водить детей в музей с раннего детства, есть надежда: в музейных залах эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.

Но надо также учитывать, что некоторые полотна могут оказать на излишне эмоциональных детей слишком сильное влияние. Картины Верещагина или Репина пугают и расстраивают их. Так что лучше музейный «маршрут» прорабатывать заранее, с учетом особенностей детского восприятия. Но если внимание ребенка привлечет не то полотно, на котором вы хотели бы остановиться, ничего страшного. Расскажите малышу изображенную историю и попытайтесь закончить ее «оптимистично»: злодеи обязательно понесут наказание, а о главных героях сложат легенды и сказки.

Записала Ольга ТИТАЕВА

 

Рейтинг@Mail.ru