Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2006

РАБОЧИЙ СТОЛ

Публикация произведена при поддержке компании «Стил-Юнион». Компания «Стил-Юнион» предоставляет услуги продажи металлопроката. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете по выгодной цене купить балки двутавровые от производителя. А так же к Вашему вниманию уголки, швеллеры, арматура, трубы, стальные листы и другая продукция чёрного металлопроката, производства крупнейших заводов-производителей России. Все предоставляемые товары сертифицированы в соответствии с ГОСТом, и соответствуют самым высоким стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предложением компании «Стил-Юнион» можно по адресу http://www.steelunion.ru/

Э. ФАТКУЛЛИНА,
Н. НИКИТИНА,
Т. КУТЮКОВА,
М. БУЧИНСКАЯ

Давайте откроем музей

Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении

Вступительное слово

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняют педагогические функции. Там человек не просто получает знания, а учится быть человеком. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований.

В нашем дошкольном учреждении музей функционирует с 1998 года. Первоначально он представлял собой комнату-горницу, оформленную в русском народном стиле.
В настоящее время наш музей значительно вырос: в нем представлено более 100 экспонатов, объединенных в 20 экспозиций.

В 2004 году музей прошел государственную регистрацию, получил статус этнографического и обрел название «Тошто Памаш» («Родник истории»).

Работая продолжительное время в данном направлении, мы накопили определенный опыт в вопросах организации музея и построения методической работы в условиях его развивающего пространства.

Данное пособие представляет собой богатейший практический материал по созданию музея в условиях дошкольного учреждения, включающего перечень необходимых документаций и инструкций по их ведению, примерные планы экспедиционной работы, конспекты занятий и экскурсий.

Профили музеев

Первый этап в создании музея — это выбор его профиля.

Краеведческие — это музеи комплексного профиля, в которых собирают коллекции памятников не только истории, социально-экономического, культурного развития края, но и природы.

Исторические (историко-революционные, военно-исторические, истории детских организаций, истории отдельных колхозов, совхозов и пр.).

Мемориальные (мемориально-библиографические) — создаются на материалах, отражающих жизнь и деятельность государственных руководителей, героев войны, героев соцтруда, деятелей науки и культуры.

Этнографические — занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры. Этнография — историческая наука, изучающая культуру, быт народов, их происхождение.

Она включает в себя:

— материальную культуру,
— духовную культуру.

Материальная культура — это жилище со всеми хозяйственными постройками, одежда, украшения, пища, утварь, орудия труда и средства передвижения.

Духовная культура — обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологические представления и поверья, приметы, народный календарь, народные игры.

Естественно-научные (геологические, биологические) — создаются с целью более углубленного изучения природы своего края.

Художественные (литературные, искусствоведческие) музеи основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства.

Музеи могут быть и других направлений (например, археологические и т.д.).

Организация музея

Решение о создании музея в дошкольном учреждении принимается на педагогическом совете.

Приказом заведующей ДОУ (Приложение № 1) утверждается Устав музея, назначается руководитель музея и выбирается совет музея.

I. Устав музея содержит (Приложение № 2):

1. Общее положение.
2. Основные понятия.
3. Организация и деятельность музея.
4. Функции музея.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея.
6. Руководство деятельности музея.
7. Реорганизация (ликвидация) музея.

II. Совет музея.

В совет музея входит 5—9 человек из числа педагогов, родителей, детей.

Председателем совета выбирается руководитель музея, который отвечает за общий порядок в музее, следит за подготовкой экспозиций и экскурсий, за сбором новых материалов, заботится о помещении, также отвечает за сохранность всех экспонатов и ведение документации.

Секретарь ведет дневник заседаний совета музея, совместно с советом распределяет обязанности по наблюдению за состоянием музея, участвует в работе по оформлению музея.

Остальные члены совета шефствуют над различными отделами музея. Все члены совета проводят экскурсии, дежурят, участвуют в чистке экспонатов.

Главная задача совета — привлечь как можно больше людей к работе в музее, проведению экскурсий, сбору материалов. Из числа постоянных участников музейного дела выбирают актив музея. Это могут быть дети старших групп, родители и педагоги.

Экспедиционная работа

Сбор материала можно начинать различными способами: прием вещественных, письменных памятников истории, фото- и кинодокументов, переданных семьями воспитанников и педагогов.

Туристические собирательские походы. Организация этой работы в дошкольном учреждении имеет свои особенности: в туристическую группу включаются обязательно дети с родителями.

Совет музея составляет план собирательской работы.

Например, в плане собирательской работы этнографического музея могут быть указаны следующие темы:

  • «Домашняя утварь»,

  • «Элементы национальной вышивки»,

  • «Народный фольклор луговых мари» и т.д.

Весь ход собирательской работы отражается в отчетах, которые составляются взрослыми участниками экспедиций. В отчеты в хронологической последовательности заносятся сведения о регионе, объектах комплектования, об условиях экспедиционной работы, отмечаются встречи и беседы с местными жителями, с представителями государственных и научных учреждений. Отчет завершается подписью и датой его составления.

Ежегодно музей дошкольного учреждения должен предоставлять информацию в Республиканский музей народного образования о вновь открывшихся экспозициях и вновь поступивших экспонатах.

Акт приема памятников истории и культуры

Факты приема памятников истории и культуры в собрание музея дошкольного учреждения от их владельцев в соответствии с существующим законодательством принято оформлять специальными актами. Акт приема памятников истории и культуры является первичным юридическим документом государственного учета памятников истории и культуры.

Форма акта прилагается (Приложение № 3).

Фонды музея

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в дошкольном музее, составляют фонд дошкольного музея. Он делится на две группы: предметы основного фонда и предметы вспомогательного фонда. В основной фонд входят музейные предметы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории, культуре, природе.

Например, к основному фонду в этнографическом музее дошкольного учреждения должны быть отнесены следующие памятники:

1. Вещественные: орудия труда, предметы быта, одежды, домашняя утварь, украшения.
2. Изобразительные: живопись, фото, скульптура, гравюра.
3. Письменные: книги, газеты, рукописи, письма, документы.

В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготавливаемые обычно для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы, схемы, планы, копии подлинных предметов, людей, модели ландшафтов, куклы в национальных костюмах, — то есть то, без чего вообще невозможно проводить работу с дошкольниками.

Для учета научного описания музейных предметов в музее дошкольного учреждения ведется инвентарная книга.

Инвентарная книга — это основной юридический документ учета, научного описания и охраны памятников культуры и истории. Книгу графят (по прилагаемому образцу), прошивают по корешку красными нитками, листы нумеруют мягким красным карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны каждого листа. В конце книги делается завершающая надпись о количестве листов в ней. Запись и прошивка книги скрепляются печатью учреждения образования, при котором работает музей.

В заголовочных данных на лицевой стороне обложки и на титульном листе, кроме наименования самого документа (Инвентарная книга), необходимо отразить название музея, его принадлежность к конкретному учреждению образования, адресные данные и дату начала внесения записей в книгу. После того как книга будет заполнена записями, на обложке или титульном листе указывается номер тома книги и инвентарные номера музейных предметов, зарегистрированных в ней (с № по №). Каждый новый том инвентарной книги должен начинаться с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний музейный предмет в предыдущей теме.

Все записи в инвентарной книге делаются черной или фиолетовой тушью.

Графы книги лучше располагать на двух страницах по ее развороту.

В графе 1 проставляются порядковые (инвентарные) номера поступивших в музей памятников истории и культуры. Каждому музейному предмету присваивается свой номер. Если в музейное собрание поступила коллекция, собранная экспедицией, то инвентарный номер присваивается только полевой описи на эту коллекцию, а каждый входящий в нее памятник получает дробный номер: в числителе номер полевой описи по инвентарной книге, а в знаменателе номер памятника по полевой описи.

В графе 2 отмечается дата записи музейного предмета в инвентарную книгу.

В графе 3 отражается время и место обнаружения и получения памятника, кем и когда он передан в музейное собрание, при каких обстоятельствах найден участниками экспедиции или конкретным человеком. Под сопроводительными документами подразумеваются: акт приема—передачи, «легенда», тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксаций и т.п.

В графе 4 дается описание внешних признаков и индивидуальных особенностей памятника, указываются автор, место и время его создания.

В графе 5 указывается количество экземпляров поступивших памятников (если эти памятники совершенно одинаковы), а при поступлении документального памятника — и количество листов в нем, если их количество больше одного листа.

В графе 6 определяется материал, из которого или на котором изготовлен памятник (бумага, береста, ткань, дерево и т.д.), и способ изготовления (рукопись, машинопись, фотография, рисунок, чеканка и т.д.).

В графе 7 в школьных музеях указывается только размер памятника, так как при выявлении предметов из драгоценных металлов и камней их необходимо передать государственным органам. Размер памятника указывается в линейных мерах, причем вначале указывается высота, затем ширина, потом толщина предмета. Например, при измерении книги вначале необходимо указать ее высоту по корешку, затем ширину по нижней кромке обложки, а потом ее ширину. Если памятник имеет малую толщину, которая не имеет принципиального значения, например фотография, то измеряется только высота и ширина этого памятника.

В графе 8, если памятник хорошо сохранился, пишется «В сохранности»; если же он имеет повреждения, то они подробно описываются. Каждая запись в этой графе скрепляется подписью лица, проводившего описание памятника в инвентарной книге.

Графа 9 редко используется в дошкольных музеях, так как они, как правило, не приобретают памятники истории и культуры. Однако если музей находит возможность приобрести какой-либо памятник, то его стоимость указывается в акте приема и отмечается в данной графе. Во всех остальных случаях можно указывать — «бесплатно».

В графе 10 указывается, в какой фонд включен музейный предмет (в основной фонд — ОФ или научно-вспомогательный фонд — НВФ). Если в дошкольном музее используется коллекционный принцип систематизации и хранения памятников, то в этой графе указывается, в какую коллекцию вошел или поступил памятник, а в графе 11 в этом случае указывается номер или условное обозначение музейного предмета по коллекционной описи.

В графе 12 делаются отметки о временном изъятии памятника из состава коллекции для использования на выставке, в экспозиции, при передаче на реставрацию или для изготовления копий. При этом указывается, кому, когда и с какой целью передан музейный предмет. Если музейный предмет передается на постоянное хранение в государственный музей или архив, то в этой графе указывается учреждение, куда передан памятник, а также и номер акта передачи.

Шифровка и систематизация музейных предметов

Шифровка поступающих в фонды музея памятников истории и культуры проводится в целях обеспечения их систематизации внутри музейного собрания.

Обычно шифры состоят из условного обозначения музея и порядкового (инвентарного) номера музейного предмета по инвентарной книге. Например, шифр: «д/с п. 61 — 32» означает, что памятник принадлежит музею д/с № 61 и зарегистрирован в инвентарной книге под № 32.

Шифры, наносимые на музейный предмет, должны быть написаны компактно и отчетливо.

На документальных памятниках шифры ставятся простым мягким карандашом в левом нижнем углу оборотной стороны документа, фотографии, рисунка и т.д.; на книгах шифр ставится в верхнем левом углу обложки. На музейных предметах из ткани шифры ставятся на пришитых с изнанки коленкоровых или полотняных этикетках.

На музейных предметах из дерева, металла, стекла, керамики и т.д. шифры ставятся с таким расчетом, чтобы они не портили внешний вид предмета и не бросались в глаза. Обычно их ставят на поддонах, задних стенках и т.п. Шифры на подобных предметах пишут масляной краской или тушью, на темных предметах предварительно можно сделать мазок светлой эмалевой краской, по которому тушью пишется шифр.

Шифры помогают находить и соотносить музейные предметы с инвентарными книгами.

Экспозиционная работа

Экспозиция — выставка исторических материалов, произведений искусства, предметов и т.п. по определенной системе.

I этап. Этнографический музей может иметь следующую структуру:

  • Утварь.

  • Орудия труда.

  • Одежда.

  • Украшения и т.д.

Варианты могут быть и другие.

II этап. Разработка тематического плана. Например, в отделе «Утварь» отражаются особенности быта марийского народа. Тематический план должен отражать основные явления жизни народа.

После разработки тематической структуры экспозиции необходимо уяснить, все ли темы могут быть представлены музейными экспонатами. Если экспонатов недостаточно, следует отказаться от некоторых тем или объединить некоторые из них. Этапы работы над тематическим планом:

1. Изучение литературы,
2. Подбор материала,
3. Определение отделов музея и идейного замысла экспозиции,
4. Составление первых тем.

Схема тематического плана

При составлении такого плана можно встретиться с необходимостью замены подлинника его воспроизведением. Это могут быть макеты и модели.

III этап. Составление тематико-экспозиционного плана. Данный план намечает группировку экспонатов в отдельные экспозиционные комплексы для раскрытия темы.

Экспозиционный план утверждается на совете музея и педагогического совета.

IV этап. Составление схемы размещения экспонатов.

В размещении экспонатов могут быть различные варианты, но все же существуют и общие правила.

  • Крупные изображения, ведущие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над экспозиционным поясом.

  • Мелкие предметы, документы, требующие детального рассматривания, — на уровне глаз.

  • Наиболее важные экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, чтобы можно было увидеть их в первую очередь. Подлинникам — центральное место.

Составляется этикетаж, паспорта экспонатов, т.е. пояснительные тексты к каждому экспонату или группе экспонатов, где указывается название предмета, краткие сведения о происхождении, значении и использовании ( Приложение № 4).

V этап. Оформление стендов, щитов, витрин в соответствии с разработанными планами, схемами (графиками).

При оформлении нужно учесть окраску стен, выбор шрифта, текстов, расположения материала так, чтобы основная мысль экспозиции была понятна посетителям.

Общие требования к оформлению экспозиции:

  • Стены следует окрашивать в спокойные, нейтральные цвета.

  • Если экспонат блеклый, его нужно поместить на ярком фоне.

  • Для сохранности экспонатов от воздействия солнечных лучей рекомендуется на окна повесить шторы из светлой ткани.

Формы массовой работы в музее

Один из критериев деятельности музея — это разнообразие форм работы:

  • Проведение экскурсий, занятий, кружков, тематических вечеров, выставок, конкурсов, праздников, развлечений, театрализованной деятельности ( Приложение № 5).

  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, деятелями науки, культуры, искусства.

  • Связь с другими музеями.

  • Беседы о нашем крае.

  • Организация передвижных выставок из фотокопий музейных экспонатов по соответствующим темам.

  • Установление контакта с обществом охраны памятников истории и культуры, охраны природы.

  • Использование ТСО (магнитофон, видео и т.д.).

Все проводимые мероприятия фиксируются секретарем в «Тетради учета массовых мероприятий» по следующей схеме:

Посетители музея могут поделиться своими впечатлениями в «Книге отзывов о музее».

Для эффективной работы музея целесообразно разработать «Программу деятельности», которая содержит цели, задачи, направление и другое (Приложение № 6).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (общеобразовательного вида) «Детский сад № 61 г. Йошкар-Олы «Теремок»

ПРИКАЗ

От 1 ноября 2003 года № 30

На основании Устава этнографического музея «Тошто Памаш» («Родник истории») МДОУ (общеразвивающего вида) «Детский сад № 61 г. Йошкар-Олы «Теремок» (протокол № 6 Педагогического совета от 22.10.2003 г.)

Приказываю:

1. С 1 ноября 2003 г. учредить этнографический музей «Тошто памаш» («Родник истории») МДОУ (общеразвивающего вида) «Детский сад № 61 г. Йошкар-Олы «Теремок».

2. Руководителем этнографического музея «Тошто памаш» («Родник истории») назначить Никитину Наталью Васильевну, учителя марийского языка, вменив ей в обязанности:

— учет музейных предметов с ведением инвентарной книги;
— создание музейных экспозиций;
— организацию экскурсий и занятий с воспитанниками.

3. Создать Совет музея в составе:

председатель Никитина Н.В., руководитель этнографического музея,

члены Совета:

1) Исламова Э.Т., заведующая;
2) Кутюкова Т.А., методист;
3) Орлова А.Н., воспитатель;
4) Фурманова Л.Е., воспитатель.
4. Ответственность за сохранность фондов этнографического музея возлагаю на себя, заведующую, Исламову Э.Т.

Заведующая Исламова Э.Т.

Приложение № 2

Утверждено на педагогическом совете
(Протокол № 6 от 22.10.2003 г.)
Заведующая д/с № 61 Исламова Э.Т.

УСТАВ

этнографического музея «Тошто Памаш» («Родник истории») Муниципального дошкольного образовательного учреждения (общеразвивающего вида) «Детский сад № 61 г. Йошкар-Олы «Теремок»

1. Общие положения

1.1. Этнографический музей «Тошто Памаш» («Родник истории») (далее — Музей) является структурным подразделением Муниципального дошкольного образовательного учреждения (общеразвивающего вида) «Детский сад № 61 г. Йошкар-Олы «Теремок» (далее — Учреждение).

1.2. Музей в своей деятельности руководствуется: Законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральным законом о музейном фонде РФ и музеях РФ.

1.3. Официальное полное наименование музея — этнографический музей «Тошто Памаш» («Родник истории») МДОУ (общеразвивающего вида) «Детский сад № 61 г. Йошкар-Олы «Теремок».

1.4. Юридический адрес музея: 424019, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. 40 лет Октября, д. 42.

1.5. Музей организуется в целях воспитания, обучения и развития воспитанников.

1.6. Профиль и функции музея определяются задачами данного учреждения.

2. Основные понятия.

2.1. Профиль музея — этнографический.

2.2. Музейный предмет — памятник материальной и духовной культуры.

2.3. Музейное собрание — научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов — деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга — основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиции — выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Организация и деятельность музея.

3.1. Организация музея в данном учреждении является результатом краеведческой и экскурсионной работы педагогов, воспитанников и их родителей.

3.2. Музей создан по инициативе педагогов, воспитанников и их родителей.

3.3. Учредителем музея является Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (общеразвивающего вида) «Детский сад № 61 г. Йошкар-Олы «Теремок». Учредительным документом является приказ о его организации, издаваемый руководителем учреждения.

3.4. Деятельность музея регламентируется уставом, утверждаемым руководителем учреждения.

3.5. Обязательным условием для создания музея являются:

— музейный актив из числа педагогов, воспитанников и их родителей;
— собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы; помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
— музейная экспозиция;
— устав музея, утвержденный руководителем учреждения.

3.6. Учет и регистрация музея осуществляется в соответствии с действующими правилами.

4. Функции музея.

4.1. Основными функциями музея являются:

— документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
— осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению и развитию воспитанников;
— организация культурно-просветительской, методической, информационной и воспитательной деятельности, разрешенной законом.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

— учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры) осуществляется в инвентарной книге музея;
— учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель данного учреждения.

5.3. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший музей, архив.

6. Руководство деятельностью музея.

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель данного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

7. Реорганизация (ликвидация) музея.

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.  

Приложение № 3

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Йошкар-Олы
«Детский сад № 61 «Теремок»
Этнографический музей «Тошто Памаш»
424019, Республика Марий Эл,
г. Йошкар-Ола, ул. 40 лет Октября, 42

УТВЕРЖДАЮ

_____________ (Исламова Э.Т.)

26 ноября 2003 г.

 Акт № 08
приема памятников истории и культуры

Настоящий акт составлен 26 ноября 2003 г. представителем музея детского сада Никитиной Н.В., руководителем музея (Ф.И.О., должность), с одной стороны, и Катковой А.М., родителем (Ф.И.О., должность, название учреждения, дарителя и т.п.), с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:

Всего по акту принято 3 (три) предмета на основании Приказа № 30 от 01.11.2003 г.

Акт составлен в двух экземплярах и вручен подписавшим лицам.

Принял:

Сдал:

Приложение № 4

Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Мир старинных вещей»

Программное содержание: Воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки, обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устье, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Материал: предметы быта — горшки, миски, скатерть, вязаные дорожки, лапти, вышитые полотенца, ухват, кочерга, веник, прялка, музыкальные инструменты.

Ход: Экскурсия проводится в «Горнице». Звучит русская народная мелодия, дети в русских костюмах входят в «Горницу».

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие.

Девочка-хозяйка: Хорошему гостю — хозяин рад.

Дети отвечают на приветствие известными пословицами:

  • Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

  • Много гостей — много новостей.

  • Что есть в печи — на стол мечи.

Ведущая: В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки, прибаутки, работали: пряли, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера назывались посиделками. Осмотрите избу и найдите предметы, которые могли быть сделаны на посиделках.

Девочка-хозяйка:

Дорогих гостей встречаем
круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
поклонясь, отведать просим.

Ведущая поднимает каравай, благодарит с поклоном. Хоровод «На горе-то калина».

Ведущая: Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорят пословицы.

Дети:

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

  • Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  • Рабочие руки не знают скуки.

  • Разговорами каши не сваришь.

  • Сделал дело — гуляй смело.

Дети подходят к музыкальным инструментам.

В нашем оркестре всего понемножку —
Звенит колокольчик, играет гармошка.
Даже играют и в бубен, и в ложки —
В нашем оркестре всего понемножку.

Играет детский оркестр.

Ведущая: Уважаемая хозяйка, мы приготовили тебе подарки, но прежде, чем мы тебе их отдадим, отгадай наши загадки.

Дети:

  • Кто в избе рогат? (Ухват.)

  • Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)

  • Черный конь скачет. (Кочерга.)

  • Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга.)

  • Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)

  • Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник.)

  • Сорок братьев вместе живут, мусор метут. (Веник.)

Дети дарят подарки, девочка-хозяйка приглашает к столу на чаепитие.

Приложение № 5

Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Хозяюшки»

Программное содержание: Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством — пословицами, поговорками, прибаутками; обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.

Ход: Экскурсия проводится в «Русской избе».

У входа в «Избу» детей встречает Хозяюшка в русском народном костюме:

Русь деревянная — края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют...

Звучит русская народная песня.

Хозяюшка: Знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Наша «Изба» встречает нас красивыми деревянными воротами.

Домом жить — не лукошко шить,
Домом жить — не развеся уши ходить,
Домом жить — обо всем тужить.

Хозяюшка: Объясните мне, о чем говорят пословицы.

Хозяюшка сама подводит итог сказанного.

Хозяюшка: А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку (показывает), в которой хранились мелкие предметы, украшения. Или могли сделать вот такую вещь. Угадайте, что это? Это деревянный ткацкий станок. На нем долгими зимними вечерами женщины ткали разноцветные половики для того, чтобы в избе было уютно и тепло ходить по полу, чтобы меньше скрипели половицы.
О каком предмете загадка:

«Для кудрей и хохолков целых 25 зубков,
И под каждым под зубком лягут волосы рядком»?

Вы правильно догадались, это — расческа. А в старину этот предмет звался гребнем. Он тоже деревянный.

Хозяюшка подводит детей к следующим экспонатам.

Хозяюшка: Вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и о них загадки:

  • Двенадцать деревянных коней одним поводом веду. (Грабли.)

  • Блестит, сверкает, по полю гуляет, всю траву срезает. (Коса.)

  • Кто берет сено тремя зубами? (Вилы.)

Воспитатель: Наша Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она подает, она прибирает, одним-одна за все отвечает.

Хозяюшка: Ах! В тереме расписанном живу.

К себе в избу всех гостей я приглашу!
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
(Подходит к печке.)
Ой, ты — печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки, обогрей,
Освежи, помоги и спаси,
В дом богатство принеси.

Хозяюшка достает из печи пироги и блины, приглашает всех к столу, разливает чай.

Хозяюшка: Чай пить — не дрова рубить.

После угощения дети благодарят Хозяюшку, выходят из-за стола и кланяются.

Дети:

Эх, возьму я в руки балалайку,
Да потешу я свою хозяйку!
Сядем, братцы, все рядком,
Да частушки пропоем!

Хозяюшка: Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаек. А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня, самовар-дружище, у которого сверху — дыра, снизу — дыра, а посередине — огонь да вода; вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (показывает на стол). А это мои голубки, которым место у прорубки (ложки). Вот такие у меня живут друзья-помощнички.

Воспитатель: Красны девицы да добры молодцы, собирайтесь, снаряжайтесь, на гулянье отправляйтесь. Спасибо вам, Хозяюшка! Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем!

Все благодарят за гостеприимство, прощаются с Хозяюшкой и уходят.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Чачий»

Программное содержание: Продолжать развивать интерес к предметам старины, познакомить с орудиями труда; обогащать марийский словарный запас детей; воспитывать уважение к национальным традициям другого народа (марийского).

Ход:

Хозяйка в марийском костюме встречает детей в «Горнице»: Салам лийже, Йоча-влак! Проходите! Очень рада!

Хозяйка прядет, дети садятся на скамейки.

Хозяйка:

Позолоченная прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне моя работа нравится.

Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядете.

Хозяйка: Правильно. А на чем я ее пряду?

Дети: На прялке.

Хозяйка: По-марийски прялка — кунчыла шудырымо орва. Ее так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?

Дети: Веретено.

Хозяйка: По-марийски веретено — шудыр. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали — веретено. На него наматываются нитки. Повертитесь, как веретено. (Дети кружатся вокруг себя.)

По избе пляшу, нитку кружу,
Чем больше кружусь, тем больше толстею.

Вот я сколько ниток напряла. (Показывает корзину с разными клубками. Нечаянно роняет.) Ой, мои клубочки все раскатились. Помогите мне их собрать. (Закрепление цвета на марийском языке.) Йошкар шурто мундырам пу!

Хозяйка достает спицы: А для чего нужны нитки?

Дети: Чтобы вязать.

Хозяйка: Что же можно связать из шерстяных ниток?

Дети: Кофту, варежки, носки, шарф.

Хозяйка показывает нитки с иголкой: Что можно сшить из этих ниток?

Дети: Тувыр, брюко, майке.

Хозяйка показывает нитки мулине: Для чего нужны эти нитки?

Дети: Чтобы вышивать.

Хозяйка: Что у меня в избе вышито нитками?

Дети: Полотенце, скатерть, салфетка.

Хозяйка: Ой, молодцы вы, ребята. Понравились мне. Хочу я с вами поиграть «Ком йыдал куча?». Кого поймает лапоть, должен будет отгадать мои загадки о том, что есть в моей избе.

  • Маленькая собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Пу когон.)

  • Сидят две галочки на одной палочке. (Ведра.)

  • Черный конь из печки вон. (Кочерга.)

  • Посуда новая, да вся дырявая. (Сито.)

Хозяйка: Вы сегодня узнали, что нитки делают на прялке. Вспомнили, какие бывают нитки и для чего они нужны. Вспомнили названия марийской одежды на марийском языке. Молодцы. Ну, что же, ребята, вам пора в детский сад, а меня ждет работа. До свидания.

Приложение № 6

Программа деятельности этнографического музея  «Тошто Памаш» («Родник истории»)

Цель деятельности:

Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе.

Задачи:

  • познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

  • прививать интерес к духовной культуре разных народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

  • формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его;

  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Направление деятельности музея:

  • пополнять фонды музея путем налаживания переписки и личных контактов с различными организациями;

  • устанавливать связи с другими музеями;

  • проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

  • изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

  • осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

  • проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Формы работы этнографического музея:

  • фонд детского творчества;

  • экскурсии-путешествия;

  • занятия;

  • театрализованные игры;

  • кружковая работа;

  • художественно-педагогический архив;

  • выставки, конкурсы;

  • праздники, развлечения.

Функции работы:

  • пополнение фондов;

  • систематизация;

  • сохранение;

  • демонстрация.

Требования к оформлению музея:

  • доступность;

  • ассоциативность;

  • наглядность;

  • рациональность использования площади;

  • интерактивность и полифункциональность музейного пространства.

План работы этнографического музея «Тошто Памаш» («Родник истории»):

1. Милости просим, гости дорогие. Познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством; вызвать интерес к культуре русского народа.

2. Добрые избы. Вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе.

3. Сошьем Маше сарафан. Познакомить с русским народным костюмом, с такими деталями, как сарафан, рубаха, картуз, зипун.

4. В краю старых вещей. Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

5. Вечера долгие, руки умелые. Познакомить с головными уборами русского народа: женскими, девичьими, мужскими; рассмотреть повязки, кокошник, картуз; учить украшать головной убор (повязку) бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой.

6. Люби свой край и воспевай. Познакомить детей с костюмами и головными уборами разных районов Республики Марий Эл, вызвать интерес и воспитывать уважительное отношение к марийскому народу.

7. Что расскажет о себе посуда. Познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной и глиняной.

8. Золотое веретено. Познакомить детей с прялкой, веретеном, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.

9. Наши руки не знают скуки. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.

10. Чудесный сундучок. Познакомить с костюмами народа мари, с его деталями: тувыр, шовыр, ончылшович, шовыч.

11. Волшебные спицы. Познакомить со спицами, с шерстяными изделиями, с тем, откуда берется шерсть (овечья, козья).

12. Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча. Познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

13. Хозяйкины помощницы. Познакомить детей с вышивкой, пяльцами, нитками мулине.

14. Давайте жить дружно. Познакомить детей с куклами в костюмах народов соседних республик, воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей.

15. Шкатулка Салики. Познакомить с украшениями марийских женщин: нагрудными и шейными.

16. Ах, эта свадьба... Познакомить детей со свадебными костюмами и обрядом марийского народа.

17. Чудеса-кудеса. Познакомить с музыкальными инструментами: гуслями, барабаном, балалайкой, свирелью, гармошкой.

18. Посиделки у самовара. Познакомить с марийской кухней, воспитывать любовь к культуре народа мари.

Список рекомендуемых источников и литературы

1. Герасимов В.П., Огризко З.А. Краеведческие музеи и школа. М., 1965.

2. Герасимов В.П., Огризко З.А. Как организовать работу школьного краеведческого музея (методические рекомендации). Курск, 1985.

3. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа: Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1999.

4. Музеи и выставки московских школ. Методические рекомендации из опыта работы. М., 1972.

5. Найденова Е.И. Этнографический музей в дошкольном учреждении. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3/2001.

6. Огризко З.А. В помощь школьным музеям. М., 1960.

7. Пантелеева Л.В. Музей и дети. М.: Издательский дом «Карапуз», 2000.

8. Протасов Ю.Я. Школьные музеи (методические рекомендации). Йошкар-Ола, 1997.

9. Столяров Б.Н. Педагогическая деятельность музея. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3/2001.

10. Федорова С.Н. Этнокультурная компетентность педагога. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 2000.

11. Чузаев Р.И. История культуры мари: В помощь студентам, педагогам, слушателям курсов повышения квалификации. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2003.

12. Шипицын В.П. Методические рекомендации для руководителей музеев, работающих на общественных началах. Йошкар-Ола, 2002.

13. Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших классов. Сост. Сепеев Г.А. Йошкар-Ола: Марийское изд-во, 2001.

14. Юодаров К.Г. Вера предков. Язычество. Йошкар-Ола, 1999.

Фотографии из музея детского сада № 61 «Теремок», г. Йошкар-Ола

 

Рейтинг@Mail.ru