От частного — к общему
Новый этап в развитии
негосударственного образования
В начале девяностых пошатнулось все,
что раньше казалось незыблемым. Система
образования, устойчивая и десятилетиями не
подверженная изменениям, не была исключением. В
то время мы стали свидетелями невозможного в
советское время явления — образования десятков
частных школ и детских садов в столицах и других
крупных городах. Новоявленное частное
образование декларировало иные ценности, иные
подходы к участникам образовательного процесса
и иные взаимоотношения образовательного
заведения и родителей. На практике эти
декларации по большей части оборачивались не
демократией, а анархией, гуманистический подход
к ребенку почему-то приводил к резкому снижению
качества обучения, а желание включить родителей
в планирование учебного процесса — в потакание
их необоснованным капризам. Тем не менее эти
первые частные инициативы впервые заставили
государственные учреждения ощутить ситуацию
конкуренции и вступить в борьбу за детей. Детские
сады ощутили эту проблему острее, чем школы, — в
связи с резким падением рождаемости и угрозой
закрытия. Потребовалось поднять на щит новые
ценности, научиться новым подходам. Через
пару-тройку лет выяснилось, что почти все,
обещанное частными школами, можно получить и в
хорошей государственной школе. Только она еще, ко
всему прочему, обеспечивает поступление ребенка
в вуз, а обучение в этой школе стоит гораздо
дешевле, чем в школе частной. Плата за обучение в
частных школах стала достигать астрономических
сумм: в какой-то момент государство лишило их
всех поблажек по части аренды, оплаты
коммунальных услуг и налогов. Почему — вопрос
особый. Но частные школы стали разоряться и
закрываться почти с такой же скоростью, как в
свое время открывались. Частные детские сады
проиграли еще раньше: открыть садик оказалось
намного сложнее, чем школу. Слишком много
требований от разнообразных инстанций. Слишком
накладно. Слишком хлопотно.
В частном секторе выжили не сады, а
дошкольные группы. Те самые, которые потом
окрестили «группами кратковременного
пребывания» и стали пробовать открывать при
детских садах.
Некоторое время назад существование
частных дошкольных групп вызывало у педагогов
государственной системы почти ненависть,
смешанную с завистью: они, мол, «воруют» наших
детей.
Но сегодня ситуация изменилась. В
детские сады выстроились очереди.
Государственные чиновники мечутся в поисках
решения, как обеспечить дошкольникам их
конституционное право на образование. И частные
формы оказываются тем резервом, которым явно не
стоит пренебрегать. Возможно, с ними надо
заключать взаимовыгодные союзы.
|