Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Диво дивное, дела чудные

О нижегородском образовательном центре для дошкольников

Сегодняшний разговор — о том, чему можно научиться у педагогов частного сектора. В нем участвуют директор нижегородского образовательного центра «Диво» Ирина ДЕМИНА и заместитель директора по развитию
Марина ТЮРИНА.

Почему и как выживает «Диво»

— Ваш центр существует уже более десяти лет. Для негосударственного образовательного учреждения срок солидный. За время своего существования центр превратился в разветвленную сеть: шесть филиалов различной структуры и направленности в разных районах города с административным модулем во главе. В чем, по-вашему, причины жизнеспособности «Дива»?

Марина: Есть причины внешние и внутренние. Начать с того, что мы открыли не детские сады, а платные группы развития в системе дополнительного образования. Система дополнительного образования формализована гораздо меньше, чем система общего образования. Там существует больше возможностей для новых начинаний. Кроме того, в этой системе часть кружков всегда была платной. За музыкальную школу, например, платили и в советские времена. Поэтому появление новых платных услуг не вызывает у родителей психологического сопротивления. А к моменту нашего открытия появился слой родителей, готовых платить за разные образовательные услуги, которые они сами выбирают для своих детей. Так что наше «Диво» появилось весьма кстати.

— Но если дополнительное образование в целом переживает период коммерциализации, в чем ваши преимущества?

Марина: О коммерциализации дополнительного образования в целом можно говорить только условно. Цены за кружки, за занятия в студиях действительно повысились. Но педагогам государственной системы от этого не стали больше платить. Качество их работы не изменилось, а может быть, даже ухудшилось: за последние десять лет идет почти необратимый процесс «вымывания» лучших кадров из системы образования. Формы работы с клиентами в домах творчества тоже, как правило, не изменились. Продается тот же самый образовательный «товар», но по более высокой цене. Кто же будет его покупать, если рядом предлагают нечто лучшее?

— Предлагаете вы?

Ирина: К окончанию дошкольных групп мы, как правило, пишем детям характеристики. Если в характеристике содержится рекомендация для обучения ребенка по программам повышенной сложности, престижные школы города с удовольствием берут наших выпускников. Так что «Диво» — это своеобразная марка качества дошкольной подготовки. Никакие деньги и уговоры не заставят нас изменить формулировку. Некоторым детям в силу их особенностей мы не можем этого рекомендовать. Но уровень школьной готовности большинства наших воспитанников свидетельствует о достоинствах «Дива». Все, кто работает в центре, — выходцы из государственной системы образования. Многие из нас проработали в школах и в детских садах достаточно долго и знают достоинства системы не хуже недостатков, знают, что там есть действительно ценного. Достоинства в основном связаны с содержательной стороной образования. Это мы учитываем. Содержание у нас общее. Но подходы к организации обучения, формы образовательного процесса у нас разные. Мы иначе относимся к своим клиентам. У нас есть то, что в государственной системе образования полностью отсутствует, — менеджмент, искусство управления. И, как следствие, на выходе мы получаем качественно иные результаты.

Клиенты, сервис, маркетинг: обновление словаря или новые подходы?

— Вы не стесняетесь называть родителей и детей клиентами?

Марина: Нет. Я считаю, это очень точное слово. Посмотрите, как выстраивается общение педагога и родителей на курсах подготовки детей в первый класс при государственных школах. Дети с родителями пришли на занятия, родителей тут же оттеснили в некое пространство без всяких удобств: сидите (или стойте), ждите. Через какое-то время на вершине лестницы появляется педагог. Дети возвращаются к родителям, но педагог за детьми не спускается. Он делает такой характерный жест ручкой — нечто среднее между «прощайте» и «отстаньте» — и исчезает. Родители остаются один на один с детьми и с их тетрадками, с непонятными пометками, сделанными неумолимой учительской рукой. Что хочешь, то и думай. Как сумеешь, так поймешь.
Мы же обеспечиваем образование за деньги. Родители нам платят — в том числе и за сервис. И мы, не жалея времени, рассказываем своим клиентам-родителям о детях, об их успехах и проблемах, объясняем каждый свой шаг — чтобы родителю все было понятно в наших действиях.

Ирина: И наше отношение подразумевает, что родитель имеет право спросить нас: «За что я платил? Что я и мой ребенок получили за эту плату?» Подобно тому, как он просматривает счет в ресторане или счет на оплату коммунальных услуг. Там написано: столько-то — за газ, столько-то — за воду. Выписывание счета ни для кого не является оскорблением. Это естественно. Так же естественно показать и рассказать родителю, что сколько стоит. Этот подход и стоит за словом «клиент».
Мы существуем в формате образовательного бизнеса. И это должны понимать и родители, и педагоги, которые у нас работают.

— По отношению к педагогам это, наверное, непросто?

Марина: У нас существует очень жесткая система отбора кадров — на основе конкурса. Как правило, к нам приходят люди с первой и высшей категорией. И все равно нам приходится в буквальном смысле перекраивать сознание своих специалистов.
Система государственного образования выпестовала и укоренила странное противоречие. С одной стороны, педагог — работник малооплачиваемый, этой ситуацией униженный и этим унижением развращенный. У людей, которые долго работают за нищенскую зарплату, с годами вызревает соответствующее отношение к своему делу: мне так мало платят! Так почему я должен стараться? С другой стороны, этот малооплачиваемый педагог на своем рабочем месте — «царь горы». Вся выстроенная над ним чиновничья пирамида заставляет его перед лицом вышестоящих «стоять смирно, молчать, смотреть в глаза». А он, в свою очередь, отрывается на детях и родителях. Педагог государственного учреждения даже в мыслях не допускает вопросов от родителей. Любой вопрос сразу воспринимается как «наезд»: «Что это они в мои дела лезут? Я профессионал, и знаю, что делаю. А они — да как они смеют! — подозревают меня в профессиональной некомпетентности!» Когда такой человек приходит к нам, мы объясняем: ничего страшного в родительских вопросах нет. Самое главное — правильно на такие вопросы реагировать. Во-первых, как мы уже объясняли, родитель имеет право спросить, за что он платит деньги. Во-вторых, в родительских вопросах нужно научиться усматривать не подозрение в некомпетентности, а проявление интереса к тому, чем педагог занимается с детьми. Нужно научиться объяснять свою стратегию, тактику, свои методы, свои задачи.

— Это довольно трудно. Для того чтобы объяснять родителям свои действия, нужно владеть достаточно высоким уровнем саморефлексии и действительно очень хорошо понимать, что ты делаешь. А у педагогов многое в работе диктуется интуицией. И они не привыкли «проверять алгеброй гармонию».

Марина: Если хочешь работать в негосударственном образовательном учреждении, если хочешь работать в центре «Диво», этому придется учиться. Но далеко не все люди высокого профессионального уровня могут подобным умением овладеть. Поэтому для себя мы даже ввели особый термин — «психологическая готовность к работе в негосударственном учреждении».

Ирина: И термин «психологическая неготовность» к такой работе. Она сказывается не только в неумении общаться с родителями, но и в неумении общаться с детьми.

Марина: Не все педагоги даже понимают, о чем идет речь. Иной педагог может усвоить наше требование правильно общаться с родителями. Он толково и не без удовольствия рассказывает о своих методах и приемах. Но мы приходим на занятия и видим: главное для этого блестящего педагога — он сам. А дети — инструмент для реализации его собственных планов. Такой воспитатель, как правило, требует от детей безукоризненного послушания. Он не переносит непредусмотренных вопросов, «праздного» детского любопытства. И вопросы, и спонтанные проявления детской любознательности воспринимаются как провокация, как попытка заставить педагога отклониться от реализации намеченного плана. В результате методический блеск воспитателя слишком часто соседствует с раздражением и гневом в адрес детей.

— Как раз тот случай, про который К.С. Станиславский говорил: «Надо любить не себя в искусстве, а искусство в себе».

Марина: Педагогам невероятно трудно осваивать этот принцип. Они формировались в системе открытых занятий, где с них спрашивали вовсе не работу на конкретных детей, не понимание детских потребностей, а именно методическую грамотность, методический блеск. Что служит критерием успешности открытого занятия? Не то, что конкретного я сделала в отношении данного ребенка, куда он продвинулся, что с ним произошло, а сумела ли я применить тот или иной прием, и сколько приемов использовала за один раз. Дети при этом должны «работать, как притертые винтики», оттенять искусство педагога.

— Перенос центра тяжести с детей на педагога, на его самопрезентацию во многом объясняется тем, что в государственных детских садах воспитателям приходится работать одновременно с большим количеством детей. Группа в двадцать три — двадцать пять человек вынуждает тебя следовать определенному стилю: иначе все рассыплется. Педагог просто потеряет контроль над детьми.

Марина: Вот именно. Государственная система приучила наших воспитателей к мысли о том, что дисциплина — превыше всего.
Дети должны быть послушны, в группе должно быть тихо. Ради этой тишины воспитатель готов третировать ребенка за вопрос, заданный в полный голос, за малейшее непослушание.

— А вы считаете, что проблема дисциплины не важна?

Ирина: Дисциплина важна. Но она должна формироваться за счет развития детской произвольности, а не за счет дрессировки. И здесь уместно сказать: при всей своей установке на внимание к родителям, мы выстраиваем свою работу по четко выверенным психолого-педагогическим ориентирам. У нас есть незыблемые принципы, которым следуем мы сами, наши сотрудники и которые осваивают приходящие к нам родители.

Психологизация образования — принцип организации деятельности

Марина: «Диво» управляется советом из шести человек. Четверо из нас имеют, кроме базового образования, еще и психологическое. И самым главным своим достижением мы считаем психологизацию образовательного процесса, который нам удается выстраивать в своих группах.

Ирина: В первую очередь это проявляется в разнообразии образовательных форм, которые мы можем предложить родителям и детям. В зависимости от особенностей ребенка, от его проблем и уровня развития, родитель водит его в группы средней наполняемости — по 8–12 человек, на индивидуальные занятия к специалистам или в малые группы, где занимаются два–четыре человека.

— Какие формы пользуются наибольшим спросом?

Марина: Родители, как правило, хотят, чтобы ребенок ходил в группу средней наполняемости. Наш контингент в основном составляют несадовские дети. Родители приводят их не только ради занятий, но и ради общения со сверстниками. Мы это понимаем. Часто к нам приводят детей, которые в любом другом садике будут неугодны.

— Агрессивных? Возбудимых?

Марина: Да. Занятия в группе для такого ребенка в силу его особенностей будут малоэффективными. В то же время он своим поведением легко сводит «на нет» усилия педагога в отношении других детей. Об этом мы обязательно должны думать. Поэтому с каждым родителем обязательно заключается договор, в котором существует оговорка: после адаптационного периода по решению психолого-педагогического консилиума мы можем рекомендовать ребенку ту или иную форму занятий, и она не обязательно совпадает с формой, которую изначально выбрали родители.

— Что означает адаптационный период? Он существует для всех детей?

Марина: В течение первых двух месяцев ребенок посещает группу, которую выбрали родители. Его наблюдают педагоги, его наблюдает психолог. Через два месяца мы подробно обсуждаем каждого из детей: выясняем его особенности, его проблемы, уровень адаптации. Если мы считаем, что группа средней наполняемости для ребенка не подходит, мы встречаемся с родителями и оговариваем новый режим занятий. Предположим, мы рекомендуем ребенку индивидуальные общеразвивающие занятия и в дополнение к ним — занятия с психологом. Мы понимаем: для родителя важно, чтобы ребенок посещал группу, и поэтому планируем для него также занятия в малой группе. Например, одно занятие раз в неделю. Малая группа состоит из трех человек. Это означает, что членов группы, включая взрослого, четверо. Большая часть заданий выполняется в парах. Ребенок с самым низким уровнем адаптации к группе работает в паре со взрослым.
Но режим занятий, формы работы не задаются раз и навсегда. Это динамические характеристики, которые меняются в зависимости от потребностей ребенка.

— Вы работаете преимущественно с детьми, не посещающими детский сад?

Марина: К нам ходят разные дети. Все занимаются в разных режимах. Есть дети, которые приходят на занятия два-три раза в неделю по утрам. Есть дети, которые приходят в «Диво» вечером. Есть такие, которые бывают у нас только раз в неделю, по выходным дням. Мы предлагаем широкий спектр программ для детей разного возраста. Для совсем маленьких, в возрасте от года до трех лет, у нас, например, есть сразу четыре программы: «Капельки», «Ладушки», «Бирюльки», «Мама плюс малыш».

— Для детей примерно одного возраста разные программы?

Марина: Программы разрабатывают педагоги, которые по ним работают. Каждый педагог делает программу в связи со своими личностными особенностями и возможностями и в связи со своим пониманием возраста. Конечно, все программы учитывают основные возрастные характеристики, но построены программы по-разному — с использованием разных методик. А в процессе реализации каждая программа обязательно корректируется — с учетом детей, которые по ней занимаются.
Кроме базовых общеразвивающих программ, родители могут оплатить для своего ребенка спецкурс. Спецкурсы у нас каждый год разные, очень интересные, учитывающие многообразие вкусов детей и в первую очередь родителей. Есть, к примеру, спецкурс под названием «Музыкальная гостиная». Педагог, который ведет «Гостиную», работает еще и в консерватории. Она часто приглашает на занятия к малышам своих студентов. Те приходят с инструментами, показывают детям, как они звучат, даже подержать дают. Есть спецкурс «Музыкальный театр». Есть «История в сказках».

— Спецкурсы придумывают педагоги, исходя из своих внутренних побуждений?

Марина: Да.

— То есть, к примеру, я прихожу к вам и говорю: «Предлагаю организовать спецкурс «Журналистика для детей горшечного возраста». Буду учить детей брать интервью. Это, с моей точки зрения, эффективнейшая форма развития речи». Если моя аргументация звучит убедительно, и я в принципе устраиваю вас как специалист, вы даете мне возможность набрать группу?

Марина: Очень близко к истине. У нас, например, есть педагог, который ведет спецкурс «Живая строчка». С ее точки зрения, дети с самого раннего возраста должны воспитываться на классической поэзии, и даже самым маленьким полезно слушать звучание ахматовских строк или строк Пастернака.

— Если нужно было бы в «законном порядке» утверждать такую программу, это было бы невозможно.

Марина: Государственная система мыслит другими параметрами. Ее программы — для массового использования, для массового педагога. А как можно рекомендовать рядовому воспитателю государственного детского сада в рамках занятий читать детям стихи Ахматовой? Все понимают, что это абсурд. Да и освоенный педагогами формат занятий по развитию речи это исключает. Но мы подходим к работе педагога совсем с другими критериями. Сначала мы проводим собеседование с автором спецкурса. Потом предлагаем этот спецкурс родителям. Если желающие находятся, значит, можно пробовать. Начался спецкурс, мы отслеживаем работу педагога и смотрим, что происходит с детьми. А в рамках нетрадиционного спецкурса могут происходить удивительные вещи. К примеру, педагог спецкурса «Живая строчка» так читает малышам стихи, что они приходят в восторг. И на выходе мы получаем детей, которые любят стихи.

— Не только декламировать, но и слушать?

Марина: И слушать, и произносить. Они буквально смакуют слова, литературные выражения, фразы. Возможно, из них вырастут настоящие любители поэзии.

— Это, конечно, нуждается в проверке. Но государственная система точно не может похвастаться успехами по части развития у детей поэтической культуры. Для современных взрослых открыть на досуге томик стихов — элитарное занятие.

Марина: Иными словами, нам спецкурс «Живая строчка» показался очень интересным и эффективным. И на него был родительский спрос. Но это вовсе не значит, что мы будем рекомендовать направо и налево методы своего педагога. Мы понимаем, что это — эксклюзив.
Спецкурс может дорабатываться и перерабатываться педагогом. Два педагога могут объединять усилия, разрабатывая общую программу.
Система спецкурсов позволяет педагогам проявить свою индивидуальность и поощряет их к творчеству. Родителям система спецкурсов тоже нравится: есть, из чего выбирать.

Беседу вела Марина АРОМШТАМ

Продолжение разговора в следующем номере

 

Рейтинг@Mail.ru