Диво дивное, дела
чудные
О нижегородском
образовательном центре для дошкольников
Мы продолжаем разговор, начатый в № 16/2006, о том, чему можно научиться у
педагогов частного сектора. В нем участвуют
директор нижегородского образовательного
центра «Диво» Ирина ДЕМИНА и заместитель
директора по развитию Марина ТЮРИНА.
Педагогический труд заслуживает,
чтобы за него платили
— Для творческого педагога
перспектива «свободного полета» должна быть
очень привлекательной.
Ирина Демина: К тому же мы за это
еще и неплохо платим. Ставка наших педагогов
рассчитывается из почасовой нагрузки. Имеется в
виду учебный час — отрезок времени
продолжительностью 15–20 минут. Занятие стоит 40
рублей. Педагог должен провести четыре занятия в
день. В зависимости от того, сколько он хочет
зарабатывать, выстраивается режим его нагрузки:
два раза в неделю, три раза в неделю. Еще мы
доплачиваем за классное руководство: педагог
может взять на себя ответственность за ту или
иную группу, отслеживать успехи детей и их
проблемы, выступать посредником в общении
родителей и специалистов, координировать членов
группы при подготовке к праздникам и т.п.
— То есть в день ваш педагог может
заработать минимум 160 рублей за полтора часа
рабочего времени. Если он решает работать два
раза в неделю, значит, зарабатывает 320 рублей. В
месяц — 1280 рублей.
И.Д.: Наши педагоги сами определяют,
сколько им надо заработать. Положим, кто-то из них
решает: я хочу зарабатывать в месяц не меньше
пяти тысяч рублей. Для этого мне нужно вести две
группы два раза в неделю. Одну группу буду вести
по утрам, другую — по вечерам. Можно увеличить
нагрузку за счет индивидуальных занятий.
Большинство наших педагогов сегодня получают
восемь—девять тысяч в месяц.
— Деньги, которые вы платите
педагогам за работу, не идут ни в какое сравнение
с зарплатой в государственном учреждении. Вас не
обвиняли в том, что вы «воруете» кадры?
Марина Тюрина: Это обвинение, если
бы оно и было выдвинуто, не соответствует
действительности. Мы, наоборот, помогаем
государственной образовательной системе
сохранить профессиональную гвардию.
И.Д.: Маленькая зарплата побуждает
педагогов уходить из системы образования. Уходят
на рынки, в домработницы, в бизнес. Педагоги —
люди талантливые. Если захотят, могут любое дело
закрутить.
М.Т.: Одна моя знакомая открыла
платный туалет и камеру хранения. Зарабатывает
хорошие деньги и живет припеваючи. Но для
образования ее инициативность и
предприимчивость потеряны. Так не должно быть!
И.Д.: Если же у педагогов появляется
возможность подрабатывать в сфере, связанной с
образованием, они всеми силами стараются
сохранить отношения с государственным
учреждением — рассчитывают на пенсию по выслуге
лет, на социальные гарантии и льготы, которые мы
не можем им предоставить. У нас в центре 123
сотрудника. Из них основных — всего 24 человека.
Причем шестеро — члены администрации.
— Тем не менее все мы пока боимся
верить в стабильность частных структур. Они
слишком зависят от прихотей часто меняющихся
законов.
И.Д.: Мы не настаиваем на том, чтобы
наши сотрудники сжигали за собой мосты. Мы так
организовываем работу, чтобы было возможно
совмещать работу в центре с работой в детском
саду.
М.Т.: Это удается сделать за счет
гибкого графика работы: наши сотрудники имеют
возможность разработать для себя удобный
рабочий режим.
И.Д.: Но гибкий режим важен не
только для совместителей. Он важен для любой
работающей женщины, воспитывающей собственных
детей.
Что государственные учреждения
могут взять от негосударственных образований?
— Ваша установка на сохранение
педагогических кадров для государственной
системы помогает вам наладить отношения с
государственным образовательным социумом?
М.Т.: Наверное, помогает. Но мы
довольно часто сталкиваемся с непониманием, даже
с некоторой агрессивностью в свой адрес.
И это очень обидно. Ведь и мы, и
государственные сады, государственные курсы по
подготовке детей к школе существуют в едином
образовательном поле — хотим мы этого или нет.
Подготовленные нами дети идут в государственные
школы. За счет наших структур увеличивается
количество детей, охваченных дошкольным
образованием.
И.Д.: Кроме того, у государства
сегодня катастрофически не хватает денег на
образование: ни на достойную оплату работы
педагогов, ни на содержание зданий, ни на
обеспечение образовательного процесса
пособиями. Здесь мы можем оказать и оказываем
государству реальную и ощутимую помощь. У
муниципалитета, к примеру, нет денег на текущий
ремонт школьного здания. Мы можем вложить свои
средства в ремонтные работы при условии, что нам
будет разрешено арендовать в школе помещение для
центра. Мы можем заключить альянс со школой,
открывая классы полного дня с дополнительным
набором платных услуг. Это один из путей
увеличения зарплаты педагогов. У нас есть такой
опыт функционирования в одной из школ Нижнего
Новгорода. Арендуя помещение в детском саду, мы
можем обеспечить детей и родителей этого
учреждения услугами специалистов, которых нет в
штате: например, услугами логопеда — причем на
льготных условиях. Мы можем предоставить садику
свои дополнительные программы.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «СтройСервис плюс», предлагающей изготовление и монтаж натяжных потолков – матовых, с атласным блеском, глянцевых, с принтом. Натяжные потолки предоставляют во Фрязино, других городах Подмосковья и в самой Москве. Натяжной потолок – это современный и быстрый способ освежить помещение – монтаж не требует специальных подготовительных работ, выполняется в течение дня, не оставляет после себя гор мусора, не пачкает мебель. Компания применяет материалы, соответствующие экологическим стандартам. На сайте можно посмотреть варианты оформления помещений в фотогалерее.
Надо учить государственных
управленцев менеджменту образования
И.Д.: Наконец, мы можем учить тому,
чем государственная система никогда не
занималась, — менеджменту в сфере образования.
Государственная система никогда не ставила
перед собой задачу развития управления
образованием. Система управления
ориентировалась и до сих пор ориентируется на
старые образцы, без учета законов менеджмента и
экономики.
А у нас достаточно высокий уровень менеджмента.
Чтобы освоить основы управления, я должна была
получить третье высшее образование. По первому
образованию я историк, по второму — психолог. А
третье получила, закончив Институт менеджмента и
бизнеса. Мы просто не сможем выжить, если не будем
знать не только экономических законов —
экономических нюансов своего дела, если не будем
вести расчет экономической эффективности и
рентабельности своего предприятия.
Всех руководителей филиалов «Дива» мы учим
считать и заниматься маркетинговыми
исследованиями. Каждый из них пишет программу
развития своего подразделения, исходя из анализа
тенденций двух-трех предшествующих лет.
Программа обязательно предполагает оценку
предполагаемых рисков для существования своего
филиала. Если риски серьезные, если ожидается,
например, предположительное сокращение
контингента или повышение арендной платы, мы
должны быть к этому готовы. Должны уметь смягчить
свое падение.
М.Т.: Поэтому мы говорим: у
государственной системы есть кадры, помещения,
нормативная база. У нас — средства, мобильность,
знания в сфере экономики и организации, в сфере
учета эффективности. Мы научились работать с
опорой на психологические законы. Мы научились
готовить кадры. Давайте объединять усилия. Мы
можем участвовать в переподготовке педагогов
применительно к новым финансово-экономическим
условиям. Мы можем вкладывать деньги в
оборудование тех помещений, до которых у
государства не доходят руки.
Для нас это выгодно. Конечно, вложения в сферу
образования не приносят таких больших доходов,
как вложения в сферу торговли, например. Но тем не
менее — это бизнес. Бизнес, который приносит еще
и моральное удовлетворение, позволяющий
совместить предпринимательское начало с
просветительским.
— А говорят, что нет желающих
вкладывать деньги в образование!
И.Д.: Здесь, по-видимому, путают две
вещи: вкладывать деньги и дарить деньги. Дарить
тоже можно. И мы это делаем. Но вложение денег
предполагает, что человек будет что-то иметь с
вложений. И в этом, опять-таки, нет ничего
предосудительного. Это закон экономики.
Беседу вела Марина АРОМШТАМ
|