Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Диво дивное, дела чудные

О нижегородском образовательном центре для дошкольников

Мы продолжаем разговор, начатый в № 16/2006, о том, чему можно научиться у педагогов частного сектора. В нем участвуют директор нижегородского образовательного центра «Диво» Ирина ДЕМИНА и заместитель директора по развитию Марина ТЮРИНА.

Педагогический труд заслуживает, чтобы за него платили

— Для творческого педагога перспектива «свободного полета» должна быть очень привлекательной.

Ирина Демина: К тому же мы за это еще и неплохо платим. Ставка наших педагогов рассчитывается из почасовой нагрузки. Имеется в виду учебный час — отрезок времени продолжительностью 15–20 минут. Занятие стоит 40 рублей. Педагог должен провести четыре занятия в день. В зависимости от того, сколько он хочет зарабатывать, выстраивается режим его нагрузки: два раза в неделю, три раза в неделю. Еще мы доплачиваем за классное руководство: педагог может взять на себя ответственность за ту или иную группу, отслеживать успехи детей и их проблемы, выступать посредником в общении родителей и специалистов, координировать членов группы при подготовке к праздникам и т.п.

— То есть в день ваш педагог может заработать минимум 160 рублей за полтора часа рабочего времени. Если он решает работать два раза в неделю, значит, зарабатывает 320 рублей. В месяц — 1280 рублей.

И.Д.: Наши педагоги сами определяют, сколько им надо заработать. Положим, кто-то из них решает: я хочу зарабатывать в месяц не меньше пяти тысяч рублей. Для этого мне нужно вести две группы два раза в неделю. Одну группу буду вести по утрам, другую — по вечерам. Можно увеличить нагрузку за счет индивидуальных занятий. Большинство наших педагогов сегодня получают восемь—девять тысяч в месяц.

— Деньги, которые вы платите педагогам за работу, не идут ни в какое сравнение с зарплатой в государственном учреждении. Вас не обвиняли в том, что вы «воруете» кадры?

Марина Тюрина: Это обвинение, если бы оно и было выдвинуто, не соответствует действительности. Мы, наоборот, помогаем государственной образовательной системе сохранить профессиональную гвардию.

И.Д.: Маленькая зарплата побуждает педагогов уходить из системы образования. Уходят на рынки, в домработницы, в бизнес. Педагоги — люди талантливые. Если захотят, могут любое дело закрутить.

М.Т.: Одна моя знакомая открыла платный туалет и камеру хранения. Зарабатывает хорошие деньги и живет припеваючи. Но для образования ее инициативность и предприимчивость потеряны. Так не должно быть!

И.Д.: Если же у педагогов появляется возможность подрабатывать в сфере, связанной с образованием, они всеми силами стараются сохранить отношения с государственным учреждением — рассчитывают на пенсию по выслуге лет, на социальные гарантии и льготы, которые мы не можем им предоставить. У нас в центре 123 сотрудника. Из них основных — всего 24 человека. Причем шестеро — члены администрации.

— Тем не менее все мы пока боимся верить в стабильность частных структур. Они слишком зависят от прихотей часто меняющихся законов.

И.Д.: Мы не настаиваем на том, чтобы наши сотрудники сжигали за собой мосты. Мы так организовываем работу, чтобы было возможно совмещать работу в центре с работой в детском саду.

М.Т.: Это удается сделать за счет гибкого графика работы: наши сотрудники имеют возможность разработать для себя удобный рабочий режим.

И.Д.: Но гибкий режим важен не только для совместителей. Он важен для любой работающей женщины, воспитывающей собственных детей.

 Что государственные учреждения могут взять от негосударственных образований?

— Ваша установка на сохранение педагогических кадров для государственной системы помогает вам наладить отношения с государственным образовательным социумом?

М.Т.: Наверное, помогает. Но мы довольно часто сталкиваемся с непониманием, даже с некоторой агрессивностью в свой адрес.

И это очень обидно. Ведь и мы, и государственные сады, государственные курсы по подготовке детей к школе существуют в едином образовательном поле — хотим мы этого или нет. Подготовленные нами дети идут в государственные школы. За счет наших структур увеличивается количество детей, охваченных дошкольным образованием.

И.Д.: Кроме того, у государства сегодня катастрофически не хватает денег на образование: ни на достойную оплату работы педагогов, ни на содержание зданий, ни на обеспечение образовательного процесса пособиями. Здесь мы можем оказать и оказываем государству реальную и ощутимую помощь. У муниципалитета, к примеру, нет денег на текущий ремонт школьного здания. Мы можем вложить свои средства в ремонтные работы при условии, что нам будет разрешено арендовать в школе помещение для центра. Мы можем заключить альянс со школой, открывая классы полного дня с дополнительным набором платных услуг. Это один из путей увеличения зарплаты педагогов. У нас есть такой опыт функционирования в одной из школ Нижнего Новгорода. Арендуя помещение в детском саду, мы можем обеспечить детей и родителей этого учреждения услугами специалистов, которых нет в штате: например, услугами логопеда — причем на льготных условиях. Мы можем предоставить садику свои дополнительные программы.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «СтройСервис плюс», предлагающей изготовление и монтаж натяжных потолков – матовых, с атласным блеском, глянцевых, с принтом. Натяжные потолки предоставляют во Фрязино, других городах Подмосковья и в самой Москве. Натяжной потолок – это современный и быстрый способ освежить помещение – монтаж не требует специальных подготовительных работ, выполняется в течение дня, не оставляет после себя гор мусора, не пачкает мебель. Компания применяет материалы, соответствующие экологическим стандартам. На сайте можно посмотреть варианты оформления помещений в фотогалерее.

Надо учить государственных управленцев менеджменту образования

И.Д.: Наконец, мы можем учить тому, чем государственная система никогда не занималась, — менеджменту в сфере образования.
Государственная система никогда не ставила перед собой задачу развития управления образованием. Система управления ориентировалась и до сих пор ориентируется на старые образцы, без учета законов менеджмента и экономики.
А у нас достаточно высокий уровень менеджмента. Чтобы освоить основы управления, я должна была получить третье высшее образование. По первому образованию я историк, по второму — психолог. А третье получила, закончив Институт менеджмента и бизнеса. Мы просто не сможем выжить, если не будем знать не только экономических законов — экономических нюансов своего дела, если не будем вести расчет экономической эффективности и рентабельности своего предприятия.
Всех руководителей филиалов «Дива» мы учим считать и заниматься маркетинговыми исследованиями. Каждый из них пишет программу развития своего подразделения, исходя из анализа тенденций двух-трех предшествующих лет. Программа обязательно предполагает оценку предполагаемых рисков для существования своего филиала. Если риски серьезные, если ожидается, например, предположительное сокращение контингента или повышение арендной платы, мы должны быть к этому готовы. Должны уметь смягчить свое падение.

М.Т.: Поэтому мы говорим: у государственной системы есть кадры, помещения, нормативная база. У нас — средства, мобильность, знания в сфере экономики и организации, в сфере учета эффективности. Мы научились работать с опорой на психологические законы. Мы научились готовить кадры. Давайте объединять усилия. Мы можем участвовать в переподготовке педагогов применительно к новым финансово-экономическим условиям. Мы можем вкладывать деньги в оборудование тех помещений, до которых у государства не доходят руки.
Для нас это выгодно. Конечно, вложения в сферу образования не приносят таких больших доходов, как вложения в сферу торговли, например. Но тем не менее — это бизнес. Бизнес, который приносит еще и моральное удовлетворение, позволяющий совместить предпринимательское начало с просветительским.

— А говорят, что нет желающих вкладывать деньги в образование!

И.Д.: Здесь, по-видимому, путают две вещи: вкладывать деньги и дарить деньги. Дарить тоже можно. И мы это делаем. Но вложение денег предполагает, что человек будет что-то иметь с вложений. И в этом, опять-таки, нет ничего предосудительного. Это закон экономики.

Беседу вела Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru