Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2006

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Мнение директора школы

В продолжение разговора о возможном альянсе государственных и негосударственных образовательных учреждений

Светлана Столярова

Светлана Столярова приехала в Нижний Новгород из другого города. До переезда она была директором гимназии — хорошей такой элитной гимназии, где проблемы с поддержанием школы в приличном состоянии если и были, то решались довольно легко. В Нижнем ей тоже «вручили» школу. Но когда Столярова первый раз прошлась по школьным коридорам, она пришла в ужас. Возраст школьного здания перевалил за сорок лет. За это время его ни разу как следует не ремонтировали, и оно, что называется, рассыпалось на глазах.

Первый год директорства Светлана Николаевна вспоминает как страшный сон. В этом сне она постоянно решала для себя гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?» Чтобы привести школьное хозяйство в порядок, ей, по самым скромным подсчетам, требовалось чуть больше человеческой жизни, да и то — без всяких гарантий на успех предприятия. За унитазами, крышами и полами на педагогику сил уже не хватало. И это приводило в отчаяние.

К тому же количество детей в школе резко сократилось. Вышестоящие чиновники стали все чаще поговаривать, что надо бы школу закрыть: это легче, чем искать деньги на ремонт. Светлана Николаевна чувствовала: еще чуть-чуть, и она с ними согласится. Работа казалась ей совершенно безнадежным делом и не приносила удовлетворения.

И вдруг выход нашелся. Как в сказке, когда герой приходит к реке с единственным желанием — утопиться и разом покончить со всеми навалившимися на него проблемами. А из реки выплывает Царевна Лебедь и обещает помощь и поддержку.

Роль волшебной царевны досталась Ирине Деминой — директору негосударственного центра «Диво». Ирина Николаевна, у которой были свои проблемы с Центром, приехала к Столяровой и предложила план взаимоспасения: «Диво» и школа № 15 запускают совместный образовательный проект — класс полного дня. С утра класс будет функционировать в рамках государственного стандарта. Во второй половине дня дети будут получать дополнительное образование — уроки психологии, музыки, танцев, рисования, информатики и английского языка. Это образование родители должны будут оплачивать. Психология будет обязательным элементом программы. Остальные занятия — по выбору детей и родителей. На дополнительные занятия (на все, кроме психологии) могут ходить и ученики других классов, если их родители готовы принять финансовые условия Центра.

Школа пустит «Диво» на свою территорию. А «Диво» обязуется привести в порядок «общие» классы и коридор. Да еще и будет платить за аренду. Предложение было принято, и проект запустили.

Поскольку «Диво», кроме коммерческих возможностей, обладало сильным образовательным потенциалом, новыми идеями и сильными, интересными кадрами, школа получила не только финансовое, но и энергетическое вливание. Светлана Николаевна поняла: в ее работе есть смысл и перспективы. А через некоторое время школа отдала «Диву» в аренду еще несколько помещений — для работы с дошкольниками в возрасте от полутора лет. Малышей Столярова и Демина рассматривают как будущих учеников школы. А о пополнении во времена демографической ямы нужно думать заранее — и в количественном, и в качественном измерении.

За четыре года разворачивания проекта «Диво» отремонтировало рекреацию, три классных комнаты и два маленьких кабинета для занятий с дошколятами.

А на деньги, вырученные от аренды, школа смогла привести в порядок столовую, гардероб и обновить оборудование. Для детей особенно значимым было приобретение техники для дискотеки. Школьники просто в восторге от того, что теперь во время танцев у них, как и полагается по законам жанра, рябит в глазах от световых эффектов и глохнет в ушах от силы звука новомодных колонок. Создание условий для такого подросткового самоистязания, по опыту Светланы Николаевны, открывает путь для возможного сотрудничества с детьми в других — более «человеческих» и продуктивных областях.

И вообще теперь она все время строит планы, фантазирует о том, как вся ее школа шаг за шагом пойдет по «дивному» пути, все классы украсятся дубовыми дверями и новыми партами. Все дети будут получать больше стандартного минимума, а для педагогов откроются новые профессиональные перспективы.

Единственное, чего она не понимает, так это почему другие школы не идут по такому же пути. Ведь «дивный» путь — не только возможность выживания, но и развития. А развитие должно быть целью любого педагогического объединения и любого конкретного педагога.

 

Рейтинг@Mail.ru