Мнение директора школы
В продолжение разговора о возможном
альянсе государственных и негосударственных
образовательных учреждений
Светлана Столярова приехала в Нижний
Новгород из другого города. До переезда она была
директором гимназии — хорошей такой элитной
гимназии, где проблемы с поддержанием школы в
приличном состоянии если и были, то решались
довольно легко. В Нижнем ей тоже «вручили» школу.
Но когда Столярова первый раз прошлась по
школьным коридорам, она пришла в ужас. Возраст
школьного здания перевалил за сорок лет. За это
время его ни разу как следует не ремонтировали, и
оно, что называется, рассыпалось на глазах.
Первый год директорства Светлана
Николаевна вспоминает как страшный сон. В этом
сне она постоянно решала для себя гамлетовский
вопрос: «Быть или не быть?» Чтобы привести
школьное хозяйство в порядок, ей, по самым
скромным подсчетам, требовалось чуть больше
человеческой жизни, да и то — без всяких гарантий
на успех предприятия. За унитазами, крышами и
полами на педагогику сил уже не хватало. И это
приводило в отчаяние.
К тому же количество детей в школе
резко сократилось. Вышестоящие чиновники стали
все чаще поговаривать, что надо бы школу закрыть:
это легче, чем искать деньги на ремонт. Светлана
Николаевна чувствовала: еще чуть-чуть, и она с
ними согласится. Работа казалась ей совершенно
безнадежным делом и не приносила удовлетворения.
И вдруг выход нашелся. Как в сказке,
когда герой приходит к реке с единственным
желанием — утопиться и разом покончить со всеми
навалившимися на него проблемами. А из реки
выплывает Царевна Лебедь и обещает помощь и
поддержку.
Роль волшебной царевны досталась
Ирине Деминой — директору негосударственного
центра «Диво». Ирина Николаевна, у которой были
свои проблемы с Центром, приехала к Столяровой и
предложила план взаимоспасения: «Диво» и школа №
15 запускают совместный образовательный проект —
класс полного дня. С утра класс будет
функционировать в рамках государственного
стандарта. Во второй половине дня дети будут
получать дополнительное образование — уроки
психологии, музыки, танцев, рисования,
информатики и английского языка. Это образование
родители должны будут оплачивать. Психология
будет обязательным элементом программы.
Остальные занятия — по выбору детей и родителей.
На дополнительные занятия (на все, кроме
психологии) могут ходить и ученики других
классов, если их родители готовы принять
финансовые условия Центра.
Школа пустит «Диво» на свою
территорию. А «Диво» обязуется привести в
порядок «общие» классы и коридор. Да еще и будет
платить за аренду. Предложение было принято, и
проект запустили.
Поскольку «Диво», кроме коммерческих
возможностей, обладало сильным образовательным
потенциалом, новыми идеями и сильными,
интересными кадрами, школа получила не только
финансовое, но и энергетическое вливание.
Светлана Николаевна поняла: в ее работе есть
смысл и перспективы. А через некоторое время
школа отдала «Диву» в аренду еще несколько
помещений — для работы с дошкольниками в
возрасте от полутора лет. Малышей Столярова и
Демина рассматривают как будущих учеников школы.
А о пополнении во времена демографической ямы
нужно думать заранее — и в количественном, и в
качественном измерении.
За четыре года разворачивания проекта
«Диво» отремонтировало рекреацию, три классных
комнаты и два маленьких кабинета для занятий с
дошколятами.
А на деньги, вырученные от аренды,
школа смогла привести в порядок столовую,
гардероб и обновить оборудование. Для детей
особенно значимым было приобретение техники для
дискотеки. Школьники просто в восторге от того,
что теперь во время танцев у них, как и полагается
по законам жанра, рябит в глазах от световых
эффектов и глохнет в ушах от силы звука
новомодных колонок. Создание условий для такого
подросткового самоистязания, по опыту Светланы
Николаевны, открывает путь для возможного
сотрудничества с детьми в других — более
«человеческих» и продуктивных областях.
И вообще теперь она все время строит
планы, фантазирует о том, как вся ее школа шаг за
шагом пойдет по «дивному» пути, все классы
украсятся дубовыми дверями и новыми партами. Все
дети будут получать больше стандартного
минимума, а для педагогов откроются новые
профессиональные перспективы.
Единственное, чего она не понимает, так
это почему другие школы не идут по такому же пути.
Ведь «дивный» путь — не только возможность
выживания, но и развития. А развитие должно быть
целью любого педагогического объединения и
любого конкретного педагога.
|