Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Красноярская «предшкола»:
проблемы и решения

Президент Российской Федерации призвал граждан рожать больше детей.
И можно было бы только приветствовать увеличение детского населения России, если бы не катастрофическая нехватка мест в детских садах. В качестве спасательного круга Министерство образования и науки РФ предложило стратегию развития предшкольного образования для старших дошкольников. Эта стратегия очень уязвима, так как не имеет под собой сколько-нибудь весомой научной базы и идет вразрез с традициями отечественного дошкольного образования.
Эта стратегия крайне ограничена, потому что сужает широкую и важную социальную проблему развития дошкольников до локальной задачи подготовки детей к школе. Но, уязвимая и ограниченная, эта стратегия на сегодняшний день является единственным конструктивным предложением по преодолению «садовского кризиса».
И пока депутаты Госдумы и высшие чиновники еще только осознают проблему, на местах ее уже вынуждены решать. Сегодня мы знакомим читателей с опытом борьбы за конституционное право детей на дошкольное образование в Красноярском крае.

Сложности красноярцев типичны и распадаются на три уровня: проблемы больших городов, проблемы малых городов и проблемы села. В больших городах мест в детских садах не хватает, потому что, по сравнению с началом девяностых, детей стало слишком много — во-первых, из-за постоянного притока населения, мигрирующего из сельских районов в поисках работы, во-вторых, из-за относительной стабилизации жизни, позволяющей не только родить, но и прокормить ребенка.
В селе, наоборот, детей стало слишком мало. И для них не просто не хватает мест в детских садах. Этих мест вообще не существует, потому что детские сады там давно закрылись, и открывать их не для кого. Удерживают свои позиции только малые города — да и то за счет вялого экономического роста, то есть не от хорошей жизни, и за счет того, что они являются перевалочным пунктом миграции: кто-то уезжает в города побольше, кто-то прибывает из села.

Из 28 000 детей, ожидающих очереди в детский сад, 13 000 приходится на краевую столицу, 5000 — на г. Норильск.

Наталья ОгневаПонятно, что в больших городах надо строить детские сады. И сейчас, рассказывает главный специалист по дошкольному образованию Агентства образования Красноярского края Наталья Огнева, начали строить. Но темпы строительства, конечно, недостаточны. Прежде всего потому, что это слишком дорого. Каждый детский сад требует суммы в 150 млн. рублей. Это очень чувствительно для краевого бюджета. Поэтому основные силы брошены не только и не столько на строительство новых детских садов, сколько на восстановление старых, требовавших капитального ремонта, на размораживание долгостроя, на возвращение в систему дошкольного образования муниципальных зданий, использовавшихся не по назначению. Есть и еще один резерв для увеличения количества мест в действующих детских садах — закрытие студий и превращение студийных помещений в обычные группы.

Это решение крайне болезненно для педагогов, так как заставляет пересматривать уже отработанные и показавшие свою воспитательную эффективность подходы, отказываться от интересных программ, от хороших специалистов. Не каждая заведующая в состоянии отстоять свое годами взлелеянное детище под давлением вышестоящих начальников. Но сегодня речь идет не о том, чтобы угощать детей вкусной пищей, а о том, чтобы как можно больше нуждающихся прокормить черным хлебом. Плохой для воспитания принцип. И в данном случае очевидно: социальная проблема решается за счет качества образования, за счет качества педагогической работы. Но педагоги в этой ситуации мало что решают.

Однако все эти меры по увеличению количества мест в детских садах не имеют отношения к сельским районам.

«Мы внимательно следили за полемикой о предшколе, которая велась за страницах газеты, — говорит Огнева. — Но, несмотря на все аргументы против, пришли к необходимости развивать его в своем регионе. Мы сейчас не имеем достаточно сил, чтобы восстановить сеть дошкольных образовательных учреждений в том объеме, в котором она существовала до перестройки. Мы даже не сможем значительно ее расширить. А есть ситуации, когда говорить о строительстве детских садов вообще бессмысленно.

У нас в крае, к примеру, есть села, в которых живут по семь—десять детей. Перспектива развития этих сел непонятна. Непонятно, будет ли увеличиваться там количество детей. Детского сада там нет и в ближайшем будущем не будет. Но думать об этих десяти детях тоже нужно. Они же не виноваты, что поблизости от их дома нет детского сада. Конечно, там, где детский сад есть, он в первую очередь должен решать проблемы дошкольного образования. А там, где его нет, нужно искать другие пути. Мы организуем группы кратковременного пребывания на базе школ и на базе учреждений дополнительного образования».

Развивать предшкольное образование оказалось непросто. Кадровым работникам детского сада и в голову не может прийти, какие вопросы возникают у специалистов, вынужденных реализовывать задачи предшкольной подготовки. В селах и в поселках это по большей части учителя, которым сегодня не хватает нагрузки в полупустых школах. Они понятия не имеют, что с детьми между занятиями хорошо было бы погулять. Они удивляются, когда выясняют, что дети не умеют сами одеваться на прогулку. У них нет четких ориентиров, как вести занятия и как отбирать для них содержание. Типовые программы рассчитаны на работу в течение полного дня и на пять рабочих дней. А к ним дети приходят всего три раза в неделю на три часа. Согласно нормам СанПиНа, общая продолжительность занятий в день не может превышать одного часа. Оставшиеся два часа должны быть посвящены свободной деятельности детей. Кроме того, в группы кратковременного пребывания приходят пятилетние дети, которым приходится объяснять элементарные вещи, известные садовскому трехлетке. И вот бывшая учительница на свой страх и риск перекраивает первую попавшуюся ей под руку программу — в силу своего понимания психологии ребенка и оценки важности того или иного учебно-воспитательного раздела.

Множество проблем открылось и при организации групп кратковременного пребывания на базе учреждений дополнительного образования. Одно дело — заниматься с малышами в рамках кружковых занятий, на основе узконаправленных предметных программ. Другое дело — реализовывать комплексную программу развития. Тут важно понимать, что дети должны не только учить буквы. Они должны играть и двигаться.

Кроме этих содержательных и организационных сложностей, существуют проблемы с финансированием. Потому что даже группы кратковременного пребывания стоят денег.

Для решения этих проблем красноярцы разработали проект «Обеспечение доступности дошкольного образования в Красноярском крае», который начали реализовывать с 2004 года.

Первый шаг был связан с разработкой требований к предметно-развивающей среде групп кратковременного пребывания. В требованиях прописаны даже такие «мелочи», как наличие в комнате ковра и игрушек, атрибутов для драматизации и оборудования для детского творчества. Работая над разработкой требований, красноярцы поняли, почему в стратегические размышления министерства попали именно дети пяти—семи лет. Не только потому, что о них больше всего надо заботиться, но и потому, что только о них в создавшихся условиях и можно заботиться: создать условия для малышей двух-трех лет в школах практически невозможно.

Второй шаг был связан с разработкой региональной программы предшкольного образования, учитывающей сроки пребывания ребенка в группе кратковременного пребывания. На разработку программы бросили все интеллектуальные силы региона: в работу включился Красноярский государственный педагогический университет, Красноярский педагогический колледж, Институт повышения квалификации работников образования и, конечно, практики. При разработке программы красноярцы опирались на программу «Истоки», хотя детские сады в регионе работают по разным программам, и право выбора программ за ними сохраняется. Выбор «Истоков» в качестве ориентира — дело вкуса разработчиков. Решающим здесь оказалось наличие подробно прописанного раздела социального воспитания ребенка с четко определенными параметрами развития.

Эти параметры помогли красноярцам сделать третий шаг в реализации своего проекта — разработать мониторинг успешности функционирования групп кратковременного пребывания.

Есть требования к предметно-развивающей среде. Есть программа занятий по модели «Три раза в неделю по три часа». Надо выяснить, насколько эффективно смогут работать педагоги в группах, опираясь на разработанную программу. В разработку мониторинга активно включились практики тех территорий, в которых стали разворачивать систему предшколы.

В Назаровском районе Красноярского края, например, разработали специальный дневник для педагога, где он может отмечать все изменения, происходящие с ребенком, или, наоборот, их отсутствие. Уметь наблюдать за детьми — важное качество педагога, помогающее корректировать образовательный процесс. И то и другое в группах кратковременного пребывания непросто. В сельской местности в систему предшколы попадают очень сложные дети, с задержкой психического развития, с задержкой социального развития, дети со сниженным интеллектом. Попадая в группу, некоторые малыши могут по две недели прятаться под столом, потому что они не привыкли к существованию в более-менее структурированном детском коллективе.

«Нам кажется, — говорит Наталья Огнева, — что наши усилия не проходят даром. В сельской местности группы кратковременного пребывания пользуются неизменной популярностью. Особой рекламной кампании для их организации проводить не требуется. Зашел в магазин, рассказал кому-нибудь из присутствующих, что к чему, — и беспроволочный телеграф сразу заработал».

Но развитие предшколы, так же, как и развитие дошкольного образования в целом, целиком зависит от того, насколько органы местного самоуправления озабочены этими проблемами. При всей своей активности в области науки, методики и даже организации, краевой Департамент образования ничего не может сделать на местах без денег местных властей. Нет никаких механизмов принудить муниципалитеты и сельсоветы к финансированию групп кратковременного пребывания. И вот Наталья Огнева ездит по Краю и рассылает в города и села письма примерно такого содержания: «Уважаемые коллеги! Мы надеемся, вы понимаете, насколько важно развернуть систему предшколы в вашем районе, чтобы как можно больше детей смогли бы получить дошкольное образование. Мы разработали модель предшкольного образования. Предлагаем вам войти в наш проект. Мы гарантируем вам оказание методической помощи, если вы сумеете выделить из бюджета средства для оплаты специалистов и для приобретения ковра, игрушек и образовательных пособий». Наталья Эдуардовна уверяет, что такие письма помогают, и главы местной администрации откликаются на призывы Краевого агентства. В некоторых районах местные власти закладывают в бюджет деньги не только на организацию среды и оплату педагогов, но и на питание детей. В группы кратковременного пребывания на селе, как правило, попадают дети из социально неблагополучных и социально незащищенных семей, для которых попить лишний раз чай с печеньем — и то большое дело.

«Но, — подытоживает Огнева, — в больших городах с помощью предшколы проблему дефицита детских садов не решить. Здесь огромный и всё возрастающий спрос на группы полного дня, на группы для детей раннего возраста. Я думаю, что этот спрос невозможно будет сильно сократить даже введением пособия для матерей малолетних малышей. Ведь сейчас большинство мам учатся, работают, думают о карьере. Они не хотят возвращаться в ситуацию домохозяек».

И в Красноярском крае, как и по всей стране, мечтают о поддержке из федерального бюджета. Хотя бы на паритетных началах. Предшкола — предшколой, а строить детские сады все равно надо.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru