АГЕНТСТВО
образования администрации
Красноярского края
К. Маркса ул., д. 122, г. Красноярск, 660049
Телефон: (3912) 22-77-77
Факс: (3912) 21-28-26
E-mail: guo@cross-edu.ru
ОКОГУ 23280, ОГРН 1052466187861
ИНН/КПП 2466133465/246601001
В соответствии с региональным
проектом «Обеспечение общедоступного и
бесплатного дошкольного образования в
Красноярском крае» в 26 территориях края органы
местного самоуправления организуют
предоставления общедоступного и бесплатного
дошкольного образования, открывая группы, в
которых осуществляется обучение и воспитание
детей по сокращенному режиму дня, без
организованного для них питания.
Во исполнение п. 11 ст. 15, п. 13 ст. 16 Закона
РФ от 24.09.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ» (в
редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ)
и в целях реализации качественного
предшкольного образования во всех территориях
Красноярского края агентство образования
администрации края совместно с учеными
разработало примерные требования к организации
предшкольного образования детей 5–7 лет, не
посещающих дошкольные учреждения, и рекомендует
муниципальным органам управления образованием к
использованию их в работе.
Примерные требования к организации
предшкольного образования детей 5–7 лет, не
посещающих дошкольные учреждения, прилагаются
на 5 листах.
Руководитель агентства Г.А. ВЫЧУЖАНИНА |
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
Об утверждении Примерного положения
о дошкольном образовательном учреждении
«Центр развития ребенка — детский сад
с осуществлением физического и психического
развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников»
В целях оказания дошкольным
образовательным учреждениям, расположенным на
территории Красноярского края,
организационно-методической помощи при
разработке уставов дошкольных образовательных
учреждений «Центр развития ребенка — детский
сад с осуществлением физического и психического
развития, коррекции и оздоровления всех
воспитанников», на основании п. 4.2 Положения о
Главном управлении образования администрации
Красноярского края, утвержденного
постановлением Совета администрации края от
9.04.2002 № 88-п,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Примерное положение о
дошкольном образовательном учреждении «Центр
развития ребенка — детский сад с осуществлением
физического и психического развития, коррекции и
оздоровления всех воспитанников» (прилагается).
2. Рекомендовать муниципальным
органам управления образованием настоящее
Примерное положение для использования в работе.
3. Контроль за исполнением приказа
оставляю за собой.
И.о. начальника управления Г.А.
ВЫЧУЖАНИНА |
Приложение
к письму агентства образования
администрации края
Примерные требования к организации
предшкольного образования детей 5–7 лет, не
посещающих дошкольные учреждения
1. Общие положения
Настоящие требования определяют
необходимые условия для организации
образовательного процесса в группах
предшкольного образования, обеспечивающие
охрану жизни и здоровья, развитие детей.
Настоящие требования разработаны на
основании Закона РФ от 10.07.92 г.
№ 3266-1, п. 2, ст. 31 «Об образовании» (в редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), Типового
положения о дошкольном образовательном
учреждении, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 1.07.95 г. № 677,
Санитарно-эпидемиологических требований к
устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных учреждений
(СанПиН 2.4.1. 1249-03, утвержденные постановлением
Министерства здравоохранения РФ, Главным
государственным врачом РФ от 26.03.2003 № 24),
«Временных (примерных) требований к содержанию и
методам воспитания и обучения, реализуемым в
дошкольном образовательном учреждении»,
утвержденных приказом Министерства образования
РФ от 22.08.96 № 448, письма МО РФ «О подготовке детей к
школе»
№ 990\14-15 от 22.07.97 г., письма МО РФ «Организационное
и программно-методическое обеспечение новых
форм дошкольного образования» № 271\23-16 от 13.07.2002 г.
2. Примерный перечень нормативных документов,
обеспечивающих работу групп предшкольного
образования
1. Устав соответствующего
образовательного учреждения с изменениями и
дополнениями, касающимися дошкольного
образования, с учетом требований подпунктов 4, 5, 8,
9 пункта 1 ст. 13 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об
образовании».
2. Лицензия с приложением на
деятельность образовательного учреждения по
«Программе предшкольного образования».
3. Приказ учредителя об открытии на
базе образовательного учреждения групп
предшкольного образования.
4. Положение о деятельности групп
предшкольного образования, утвержденное
учредителем.
5. Договор с родителями, желающими
пользоваться услугами групп предшкольного
образования.
6. Должностные инструкции сотрудников
групп предшкольного образования.
7. План работы педагога групп
предшкольного образования.
8. Табель учета посещаемости детей.
9. Программа воспитания и обучения
детей в группах предшкольного образования.
Требования к организации
образовательного процесса в группах
предшкольного образования
Группы предшкольного образования
могут создаваться на базе: дошкольных
образовательных учреждений,
общеобразовательных учреждений (школ, гимназий,
лицеев), учреждений дополнительного образования.
Группы комплектуются:
— по одновозрастному принципу;
— по разновозрастному принципу от 5 до 7 лет.
Наполняемость одновозрастной группы
до 15 человек.
Наполняемость разновозрастной группы до 10
человек.
С учетом психофизических особенностей детей
дошкольного возраста рекомендуемое количество
времени пребывания в группе — 3 раза в неделю по 3
часа в день.
При таком посещении группы
образовательный процесс должен быть организован
максимально компактно, чтобы реализовать все
важные направления в развитии ребенка.
Образовательный процесс в группах
предшкольного образования должен складываться
из следующих составляющих:
1) Специально организованное обучение
в форме занятий:
для детей 5–6 лет — 2–3 занятия в день
продолжительностью не более
20–25 минут, в общей сложности 1 ч. 15 мин.;
для детей 6–7 лет — 3 занятия в день
продолжительностью не более 30 минут, в общей
сложности 1 ч. 30 мин.
2) Совместная деятельность педагога с
детьми, самостоятельная деятельность детей под
присмотром педагога:
В разновозрастных группах
продолжительность учебных занятий следует
дифференцировать в зависимости от возраста
ребенка. С целью соблюдения возрастных
регламентов продолжительности занятий их
следует начинать со старшими детьми, постепенно
подключая к занятиям детей младшего возраста.
В середине учебного года (январь—
февраль) для воспитанников дошкольных групп
организуют недельные каникулы, во время которых
проводят занятия только
эстетически-оздоровительного цикла
(музыкальные, спортивные, изобразительного
искусства).
Домашние задания воспитанникам не
задают.
В помещении необходимо иметь место,
где дети могут снять и повесить верхнюю одежду,
оборудованное вешалками и скамейками для детей,
а также настенное зеркало.
Для организации образовательного
процесса необходимо иметь двухместные столы для
детей, стулья для детей. Письменный стол и стул
для взрослого, шкаф под дидактический материал,
ковер, настенную доску.
А также следующий наглядный материал и
пособия.
Для игровой деятельности: атрибуты
к сюжетно-ролевым играм, технические игрушки
(троллейбусы, автобусы, автомобили),
настольно-печатные игры, мозаика,
шахматно-шашечные, конструкторы деревянные,
металлические, пластмассовые.
Для изобразительной деятельности и
художественного труда: карандаши (графитный,
цветные), акварельные краски, кисти, подставки
для кистей, банки для воды, бумага, доски для
лепки, стеки, пластилин, клей, щетинные кисти,
ножницы, цветная бумага, картон. Природный и
бросовый материал, ткань, иголки, подушечки для
иголок, нитки разных цветов, пуговицы разных
цветов.
Для развития экологической культуры:
комнатные растения, лейки для детей, палочки
для рыхления, коробочки и ящички для посадки,
лупа школьная, пульверизатор, настольно-печатные
игры в соответствии с реализуемой программой,
лопаты железные детские, грабли железные
детские.
Для театрализованной и музыкальной
деятельности: костюмы для детей и взрослых,
ширмы и наборы для кукольного театра, теневого
театра, бибабо и др., магнитофон с дисками,
детские музыкальные инструменты (ложки,
погремушки, бубны).
Для физического развития детей:
мячи, скакалки короткие, палки гимнастические
короткие, кегли, ленты короткие и длинные,
мешочки с грузом, диск «Здоровье» детский,
атрибуты к подвижным играм, дуги, корзины.
Для познавательно-речевого развития
детей: репродукции с картин, иллюстрации,
детская художественная литература, счеты,
счетная лесенка, линейки, сосуды разного объема,
конфигурации, мерные стаканы, настенные часы,
календари, глобус, географические карты, лупа,
спиртовки, открытки, слайды с разными
климатическими зонами, с основными космическими
явлениями, куклы в национальных костюмах,
иллюстрации со средствами передвижения,
коммуникации, дидактические игры по программе.
Требования к педагогу, работающему в группах
предшкольного образования
Образовательную работу в группах
предшкольного образования могут вести:
специалисты в области дошкольного
образования;
специалисты, имеющие среднее
профессиональное или высшее образование,
прошедшие повышение квалификации по
специальности «Дошкольное образование».
Специалист должен:
уметь определять конкретные
образовательно-воспитательные задачи с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей
дошкольного возраста;
владеть умениями, осуществлять
текущее и перспективное планирование;
методически грамотно выстраивать
педагогический процесс, используя разнообразные
формы, методы, средства, приемы воспитания и
развития в соответствии с поставленными
конкретными задачами;
обеспечивать создание благоприятной
педагогической среды для развития и образования
детей;
организовывать игры детей и
осуществлять руководство игровой деятельностью;
участвовать в играх детей в качестве партнера по
совместной деятельности;
обеспечивать
коррекционно-педагогическое сопровождение
детей;
осуществлять сотрудничество с
родителями по вопросам образования, проводить в
необходимых случаях
просветительно-педагогическую работу с
родителями;
повышать уровень квалификации и
совершенствовать педагогическое мастерство.
Требования к результату
образовательного процесса в группах
предшкольного образования
Характеристика ребенка на этапе
завершения дошкольного образования.
Характерная черта старшего
дошкольника — устойчивое положительное
отношение к себе, уверенность в своих силах,
открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность
и самостоятельность в разных видах детской
деятельности — игре, общении, конструировании,
рисовании, лепке, в сфере решения элементарных
социальных и бытовых задач.
Он активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх, организует их. Способен
договариваться, учитывает интересы других, умеет
сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное
внимание к окружающим, отзывчив к
переживаниям другого человека, обладает чувством
собственного достоинства, уважает достоинства
других. В ходе совместной деятельности
обсуждает возникающие проблемы, правила, может
поддержать разговор на интересную для него тему.
Находясь в обществе сверстников в
предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает
себе род занятий, партнеров и обнаруживает
способность к порождению и воплощению
разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность
ребенка к фантазии, воображению особенно
выпукло выступает в ролевой и режиссерской
игре, которая к концу дошкольного периода
характеризуется наличием оригинального замысла,
гибкостью развертывания сюжетной линии
сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие
способности детей так же проявляются в
рисовании, придумывании сказок, танцах, пении.
Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и
словами. Эта способность тесно связана с
развитием речи и свидетельствует о
возникновении внутреннего плана действия,
развитии функции воображения и
становлении произвольности предметного
действия.
Особым объектом освоения становятся
для ребенка собственное тело и телесные движения;
детские движения приобретают произвольный
характер.
Волевое начало в действиях
ребенка проявляется в продуктивной
деятельности, где он обнаруживает способность
достигать цели, старается сделать продукт
качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность
так же проявляется в социальном поведении:
ребенок может выполнять инструкцию педагога,
следовать установленным правилам.
В дошкольном детстве получают
развитие познавательные способности
ребенка. Он проявляет широкую любознательность,
задает вопросы, касающиеся близких и далеких
предметов и явлений, интересуется
причинно-следственными связями (как? почему?
зачем?), пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Любит наблюдать, экспериментировать, собирать
разнообразные коллекции. Проявляет интерес
к познавательной литературе, к символическим
языкам, графическим схемам, пытается
самостоятельно пользоваться ими.
Одновременно с развитием этих качеств
повышается компетентность ребенка в
разных видах деятельности и в сфере отношений.
Компетентность ребенка проявляется не только в
том, что он обладает знаниями, умениями, навыками,
но и способен принимать на ее основе
собственные решения.
Примерное положение
о дошкольном образовательном учреждении «Центр
развития ребенка — детский сад с осуществлением
физического и психического развития, коррекции и
оздоровления всех воспитанников»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Примерное положение
разработано в соответствии с Законом Российской
Федерации от 11.07.92
№ 3266-1 «Об образовании», Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении,
утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 1.07.95 № 677.
1.2. Настоящее Примерное положение
определяет основные виды деятельности
дошкольных образовательных учреждений «Центр
развития ребенка — детский сад с осуществлением
физического и психического развития, коррекции и
оздоровления всех воспитанников» (далее — ДОУ
«Центр развития ребенка— детский сад») и носит
методический и рекомендательный характер при
подготовке уставов ДОУ «Центр развития ребенка
— детский сад».
1.3. «Центр развития ребенка — детский
сад» — вид дошкольного образовательного
учреждения, обеспечивающий полноценное и
целостное развитие детей, формирование базисных
основ личности, обогащенное физическое,
познавательное, социальное, эстетическое
развитие детей, коррекционно-педагогическую
помощь и оздоровление воспитанников.
1.4. Устав ДОУ «Центр развития ребенка —
детский сад» разрабатывается в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
Красноярского края, Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении,
настоящим Примерным положением.
1.5. Основными задачами ДОУ «Центр
развития ребенка — детский сад» являются:
охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, создание условий,
обеспечивающих эмоциональное благополучие
каждого ребенка;
обеспечение обогащенного
физического, познавательного социального,
эстетического развития детей, формирование
базисных основ личности;
воспитание и развитие детей с учетом
индивидуальных особенностей;
оказание
коррекционно-педагогической помощи нуждающимся
в ней детям;
проведение профилактических,
оздоровительных мероприятий и процедур;
создание развивающей
предметно-пространственной среды для
обеспечения обогащенного физического,
познавательного, социального, эстетического
развития.
1.6. ДОУ «Центр развития ребенка —
детский сад» несет в установленном
законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за невыполнение функций,
отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье
воспитанников и работников учреждения во время
образовательного процесса, за качество
реализации программ дошкольного образования, за
соответствие форм и методов организации
образовательного процесса возрастным и
психофизиологическим возможностям детей.
2. Порядок комплектования ДОУ «Центр
развития ребенка —детский сад»
2.1. ДОУ «Центр развития ребенка —
детский сад» комплектуется детьми с сохранным
интеллектом и 1–3-й группой здоровья.
2.2. Количество групп в ДОУ «Центр
развития ребенка — детский сад» определяется
учредителем.
2.3. ДОУ «Центр развития ребенка —
детский сад» может иметь в своем составе:
группы детей раннего возраста;
группы детей дошкольного возраста;
группы кратковременного пребывания
детей.
2.4. Комплектование групп
осуществляется в соответствии с существующими
нормативами.
3. Медико-психолого-педагогиче-ская
служба ДОУ «Центр развития ребенка — детский
сад»
3.1. Основной задачей службы является
отработка механизма личностно-ориентированной
системы образования на основе диагностики
физического, психического и личностного
развития ребенка.
Медико-психолого-педагогическая служба
представлена: психологом, логопедом, социальным
педагогом, медицинским работником.
4. Организация
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
«Центр развития ребенка — детский сад»
4.1. Содержание
воспитательно-образовательного процесса в
учреждении определяется образовательной
программой. Образовательное учреждение
самостоятельно выбирает образовательные
программы дошкольного образования.
4.2. Образовательный процесс включает
гибкое содержание и педагогические технологии,
обеспечивающие индивидуальное,
личностно-ориентированное развитие ребенка.
4.3. Организация учебно-воспитательной
работы в учреждении предусматривает обеспечение
развития различных видов деятельности с учетом
возможностей, интересов, потребностей самих
детей.
4.4. ДОУ «Центр развития ребенка —
детский сад» обеспечивает развитие творческих
способностей детей в рамках одновозрастных и
разновозрастных объединений с учетом интересов
и склонностей детей, создает целесообразную
развивающую предметно-пространственную среду.
4.5. ДОУ «Центр развития ребенка —
детский сад» обеспечивает сбалансированный
режим дня и рациональную организацию всех видов
детской деятельности.
4.6. Оздоровительная работа в
учреждении осуществляется на основе данных
состояния здоровья, уровня психофизического
развития детей с учетом индивидуальных
особенностей каждого воспитанника.
Разрабатываются и реализуются
дифференцированные программы оздоровления.
Состояние здоровья ребенка учитывается при
организации питания.
4.7. ДОУ «Центр развития ребенка —
детский сад» может оказывать дополнительные
образовательные услуги, предусмотренные в
уставе ДОУ, в соответствии с образовательной
программой и с учетом потребностей семьи,
рекомендацией социальной
медико-психолого-педагогической службы, а также
индивидуальных склонностей и психофизических
возможностей детей.
5. Профессиональная компетентность
педагогов
5.1. Одним из условий обеспечения
качественного дошкольного образования является
профессиональный уровень педагогических
работников, который позволяет:
определять конкретные
образовательно-воспитательные задачи с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей
раннего и дошкольного возраста;
методически грамотно выстраивать
педагогический процесс, используя разнообразные
формы, методы, средства, приемы воспитания и
развития в соответствии с поставленными
конкретными задачами;
обеспечивать создание благоприятной
педагогической среды для развития и образования
детей;
обеспечивать
коррекционно-педагогическое сопровождение
детей;
осуществлять сотрудничество с
родителями по вопросам образования, проводить в
необходимых случаях
просветительно-педагогическую работу с
родителями.
5.2. Педагогические работники Центра
обязаны повышать уровень квалификации и
совершенствовать педагогическое мастерство.
5.3. Не менее 50% педагогических
работников Центра должны иметь высшее
педагогическое образование, быть аттестованными
на высшую и первую квалификационные категории.
|