Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2006

ДОКУМЕНТЫ

АГЕНТСТВО
образования администрации
Красноярского края

К. Маркса ул., д. 122, г. Красноярск, 660049
Телефон: (3912) 22-77-77
Факс: (3912) 21-28-26
E-mail: guo@cross-edu.ru
ОКОГУ 23280, ОГРН 1052466187861
ИНН/КПП 2466133465/246601001

В соответствии с региональным проектом «Обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в Красноярском крае» в 26 территориях края органы местного самоуправления организуют предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, открывая группы, в которых осуществляется обучение и воспитание детей по сокращенному режиму дня, без организованного для них питания.

Во исполнение п. 11 ст. 15, п. 13 ст. 16 Закона РФ от 24.09.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) и в целях реализации качественного предшкольного образования во всех территориях Красноярского края агентство образования администрации края совместно с учеными разработало примерные требования к организации предшкольного образования детей 5–7 лет, не посещающих дошкольные учреждения, и рекомендует муниципальным органам управления образованием к использованию их в работе.

Примерные требования к организации предшкольного образования детей 5–7 лет, не посещающих дошкольные учреждения, прилагаются на 5 листах.

Руководитель агентства Г.А. ВЫЧУЖАНИНА

 

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
Об утверждении Примерного положения
о дошкольном образовательном учреждении
«Центр развития ребенка — детский сад
с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников»

В целях оказания дошкольным образовательным учреждениям, расположенным на территории Красноярского края, организационно-методической помощи при разработке уставов дошкольных образовательных учреждений «Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников», на основании п. 4.2 Положения о Главном управлении образования администрации Красноярского края, утвержденного постановлением Совета администрации края от 9.04.2002 № 88-п,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Примерное положение о дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников» (прилагается).

2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием настоящее Примерное положение для использования в работе.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

И.о. начальника управления Г.А. ВЫЧУЖАНИНА

Приложение
к письму агентства образования
администрации края

Примерные требования к организации предшкольного образования детей 5–7 лет,  не посещающих дошкольные учреждения

1. Общие положения

Настоящие требования определяют необходимые условия для организации образовательного процесса в группах предшкольного образования, обеспечивающие охрану жизни и здоровья, развитие детей.

Настоящие требования разработаны на основании Закона РФ от 10.07.92 г.
№ 3266-1, п. 2, ст. 31 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1.07.95 г. № 677, Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1. 1249-03, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения РФ, Главным государственным врачом РФ от 26.03.2003 № 24), «Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении», утвержденных приказом Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448, письма МО РФ «О подготовке детей к школе»
№ 990\14-15 от 22.07.97 г., письма МО РФ «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования» № 271\23-16 от 13.07.2002 г.

2. Примерный перечень нормативных документов, обеспечивающих работу групп предшкольного образования

1. Устав соответствующего образовательного учреждения с изменениями и дополнениями, касающимися дошкольного образования, с учетом требований подпунктов 4, 5, 8, 9 пункта 1 ст. 13 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании».

2. Лицензия с приложением на деятельность образовательного учреждения по «Программе предшкольного образования».

3. Приказ учредителя об открытии на базе образовательного учреждения групп предшкольного образования.

4. Положение о деятельности групп предшкольного образования, утвержденное учредителем.

5. Договор с родителями, желающими пользоваться услугами групп предшкольного образования.

6. Должностные инструкции сотрудников групп предшкольного образования.

7. План работы педагога групп предшкольного образования.

8. Табель учета посещаемости детей.

9. Программа воспитания и обучения детей в группах предшкольного образования.

Требования к организации образовательного процесса в группах предшкольного образования

Группы предшкольного образования могут создаваться на базе: дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), учреждений дополнительного образования.

Группы комплектуются:

— по одновозрастному принципу;
— по разновозрастному принципу от 5 до 7 лет.

Наполняемость одновозрастной группы до 15 человек.
Наполняемость разновозрастной группы до 10 человек.
С учетом психофизических особенностей детей дошкольного возраста рекомендуемое количество времени пребывания в группе — 3 раза в неделю по 3 часа в день.

При таком посещении группы образовательный процесс должен быть организован максимально компактно, чтобы реализовать все важные направления в развитии ребенка.

Образовательный процесс в группах предшкольного образования должен складываться из следующих составляющих:

1) Специально организованное обучение в форме занятий:

  • для детей 5–6 лет — 2–3 занятия в день продолжительностью не более
    20–25 минут, в общей сложности 1 ч. 15 мин.;

  • для детей 6–7 лет — 3 занятия в день продолжительностью не более 30 минут, в общей сложности 1 ч. 30 мин.

2) Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей под присмотром педагога:

  • для детей 5–6 лет — 1 ч. 45 мин.;

  • для детей 6–7 лет — 1 ч. 30 мин.

В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятиям детей младшего возраста.

В середине учебного года (январь— февраль) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

Домашние задания воспитанникам не задают.

В помещении необходимо иметь место, где дети могут снять и повесить верхнюю одежду, оборудованное вешалками и скамейками для детей, а также настенное зеркало.

Для организации образовательного процесса необходимо иметь двухместные столы для детей, стулья для детей. Письменный стол и стул для взрослого, шкаф под дидактический материал, ковер, настенную доску.

А также следующий наглядный материал и пособия.

Для игровой деятельности: атрибуты к сюжетно-ролевым играм, технические игрушки (троллейбусы, автобусы, автомобили), настольно-печатные игры, мозаика, шахматно-шашечные, конструкторы деревянные, металлические, пластмассовые.

Для изобразительной деятельности и художественного труда: карандаши (графитный, цветные), акварельные краски, кисти, подставки для кистей, банки для воды, бумага, доски для лепки, стеки, пластилин, клей, щетинные кисти, ножницы, цветная бумага, картон. Природный и бросовый материал, ткань, иголки, подушечки для иголок, нитки разных цветов, пуговицы разных цветов.

Для развития экологической культуры: комнатные растения, лейки для детей, палочки для рыхления, коробочки и ящички для посадки, лупа школьная, пульверизатор, настольно-печатные игры в соответствии с реализуемой программой, лопаты железные детские, грабли железные детские.

Для театрализованной и музыкальной деятельности: костюмы для детей и взрослых, ширмы и наборы для кукольного театра, теневого театра, бибабо и др., магнитофон с дисками, детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны).

Для физического развития детей: мячи, скакалки короткие, палки гимнастические короткие, кегли, ленты короткие и длинные, мешочки с грузом, диск «Здоровье» детский, атрибуты к подвижным играм, дуги, корзины.

Для познавательно-речевого развития детей: репродукции с картин, иллюстрации, детская художественная литература, счеты, счетная лесенка, линейки, сосуды разного объема, конфигурации, мерные стаканы, настенные часы, календари, глобус, географические карты, лупа, спиртовки, открытки, слайды с разными климатическими зонами, с основными космическими явлениями, куклы в национальных костюмах, иллюстрации со средствами передвижения, коммуникации, дидактические игры по программе.

Требования к педагогу, работающему в группах предшкольного образования

Образовательную работу в группах предшкольного образования могут вести:

  • специалисты в области дошкольного образования;

  • специалисты, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, прошедшие повышение квалификации по специальности «Дошкольное образование».

Специалист должен:

  • уметь определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольного возраста;

  • владеть умениями, осуществлять текущее и перспективное планирование;

  • методически грамотно выстраивать педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы воспитания и развития в соответствии с поставленными конкретными задачами;

  • обеспечивать создание благоприятной педагогической среды для развития и образования детей;

  • организовывать игры детей и осуществлять руководство игровой деятельностью; участвовать в играх детей в качестве партнера по совместной деятельности;

  • обеспечивать коррекционно-педагогическое сопровождение детей;

  • осуществлять сотрудничество с родителями по вопросам образования, проводить в необходимых случаях просветительно-педагогическую работу с родителями;

  • повышать уровень квалификации и совершенствовать педагогическое мастерство.

Требования к результату образовательного процесса в группах предшкольного образования

Характеристика ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Характерная черта старшего дошкольника — устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности — игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывает интересы других, умеет сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинства других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.

Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей так же проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.

Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские движения приобретают произвольный характер.

Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, старается сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность так же проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.

Примерное положение
о дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Примерное положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.07.92
№ 3266-1 «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1.07.95 № 677.

1.2. Настоящее Примерное положение определяет основные виды деятельности дошкольных образовательных учреждений «Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников» (далее — ДОУ «Центр развития ребенка— детский сад») и носит методический и рекомендательный характер при подготовке уставов ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад».

1.3. «Центр развития ребенка — детский сад» — вид дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающий полноценное и целостное развитие детей, формирование базисных основ личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие детей, коррекционно-педагогическую помощь и оздоровление воспитанников.

1.4. Устав ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад» разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации, Красноярского края, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, настоящим Примерным положением.

1.5. Основными задачами ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад» являются:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

  • обеспечение обогащенного физического, познавательного социального, эстетического развития детей, формирование базисных основ личности;

  • воспитание и развитие детей с учетом индивидуальных особенностей;

  • оказание коррекционно-педагогической помощи нуждающимся в ней детям;

  • проведение профилактических, оздоровительных мероприятий и процедур;

  • создание развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения обогащенного физического, познавательного, социального, эстетического развития.

1.6. ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад» несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, за качество реализации программ дошкольного образования, за соответствие форм и методов организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

2. Порядок комплектования ДОУ «Центр развития ребенка —детский сад»

2.1. ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад» комплектуется детьми с сохранным интеллектом и 1–3-й группой здоровья.

2.2. Количество групп в ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад» определяется учредителем.

2.3. ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад» может иметь в своем составе:

  • группы детей раннего возраста;

  • группы детей дошкольного возраста;

  • группы кратковременного пребывания детей.

2.4. Комплектование групп осуществляется в соответствии с существующими нормативами.

3. Медико-психолого-педагогиче-ская служба ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад»

3.1. Основной задачей службы является отработка механизма личностно-ориентированной системы образования на основе диагностики физического, психического и личностного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическая служба представлена: психологом, логопедом, социальным педагогом, медицинским работником.

4. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад»

4.1. Содержание воспитательно-образовательного процесса в учреждении определяется образовательной программой. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает образовательные программы дошкольного образования.

4.2. Образовательный процесс включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.

4.3. Организация учебно-воспитательной работы в учреждении предусматривает обеспечение развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.

4.4. ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад» обеспечивает развитие творческих способностей детей в рамках одновозрастных и разновозрастных объединений с учетом интересов и склонностей детей, создает целесообразную развивающую предметно-пространственную среду.

4.5. ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад» обеспечивает сбалансированный режим дня и рациональную организацию всех видов детской деятельности.

4.6. Оздоровительная работа в учреждении осуществляется на основе данных состояния здоровья, уровня психофизического развития детей с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Разрабатываются и реализуются дифференцированные программы оздоровления. Состояние здоровья ребенка учитывается при организации питания.

4.7. ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад» может оказывать дополнительные образовательные услуги, предусмотренные в уставе ДОУ, в соответствии с образовательной программой и с учетом потребностей семьи, рекомендацией социальной медико-психолого-педагогической службы, а также индивидуальных склонностей и психофизических возможностей детей.

5. Профессиональная компетентность педагогов

5.1. Одним из условий обеспечения качественного дошкольного образования является профессиональный уровень педагогических работников, который позволяет:

  • определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста;

  • методически грамотно выстраивать педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы воспитания и развития в соответствии с поставленными конкретными задачами;

  • обеспечивать создание благоприятной педагогической среды для развития и образования детей;

  • обеспечивать коррекционно-педагогическое сопровождение детей;

  • осуществлять сотрудничество с родителями по вопросам образования, проводить в необходимых случаях просветительно-педагогическую работу с родителями.

5.2. Педагогические работники Центра обязаны повышать уровень квалификации и совершенствовать педагогическое мастерство.

5.3. Не менее 50% педагогических работников Центра должны иметь высшее педагогическое образование, быть аттестованными на высшую и первую квалификационные категории.

 

Рейтинг@Mail.ru