Начало см. в № 10,
12/2006
Пополним «предшкольный» багаж
Подготовка детей к школе становится
сегодня одним из важнейших направлений в работе
детского сада с детьми старшего дошкольного
возраста. Внутри такой подготовки для педагога
важно, с одной стороны, помочь ребенку овладеть
навыками и умениями, которые понадобятся ему в
первом классе, а с другой стороны, удержаться от
использования сугубо школьных, учительских
методов ведения занятий.
Для того чтобы справиться с этой нелегкой
задачей, педагогу дошкольного образования нужно
владеть собственным, специфическим багажом
обучающих методов и приемов.
Пополнить педагогический багаж вам помогут
методические приемы и формы работы
педагога-экспериментатора, кандидата
педагогических наук Марины АРОМШТАМ.
Приключения со звуками-бабочками
Приключение четвертое.
Как дед Данила делил дыню
Надо учить ребенка «верить своим
ушам». Сколько раз я сталкивалась с тем, что на
вопрос, с какого звука начинается слово «кит»,
«просвещенный» родителями ребенок бойко
отвечает: «На букву «К»!» Он прав. Он уже
заглядывал в азбуку. Но необходимо сформировать
представление о различии звука и буквы как знака
для звука. Если научиться читать можно и в обход
этого различения, то овладеть грамотным письмом
— вряд ли. Но и касательно обучения чтению можно
заметить (это отмечают многие практики), что
ребенок, умеющий различать звуки, выделять их в
слове, начинает читать вдруг, сам собой, без
особых усилий со стороны взрослого.
Давным-давно жил да был дед. Дед Данила.
Добрый-предобрый. Добыл Данила дыню и давай
делить.
— Дед Данила делил дыню.
Тоненьким-тоненьким голоском говорим
и делаем округлый жест руками — показываем:
дынька совсем маленькая.
— Дуне дал.
Голос становится покрепче, а жест —
пошире.
— Дед Данила делил дыню.
— Дуне дал, Диме дал.
Голос еще грубее, жест — широкий.
— Дед Данила делил дыню.
— Дуне дал, Диме дал, Демьяну дал.
Говорим «великанским» голосом и
показываем огромную-преогромную дыню:
— Дед Данила делил дыню.
— Дуне дал, Диме дал, Демьяну дал, Дарье дал.
— Какие согласные звуки все время выпрыгивали из
слов?
— [Д] и [д’].
— Со звука [Д] начинаются замечательные слова:
добро, душа, доблесть. А со звука [Д’] начинается
доброе слово «делиться». Дед Данила делил дыню, а
мы с вами будем делить... Доброе утро! На всех.
— Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам
стучится! Приготовьте гнездышки-ладошки!
Берем Доброе утро осторожно и, как
птичку, пересаживаем из гнездышка в гнездышко,
чтобы оно погрелось в руках у каждого.
Пересаживаем-передаем по кругу и тихонько
приговариваем: «Доброе утро!» Вот и последнее
гнездышко — мое. Я выпускаю Доброе утро в воздух.
Пусть летает вокруг нас!
— Доброе утро! Это мы все вместе
кричим, громко и радостно!
Приключение пятое.
Про страшный звук [Р], про сломанный
топор и про курицу
Старуха ворчит,
ТигР Рычит,
ВеРблюд фыРчит,
МотоР уРчит.
Какой звук все время из слова
высовывался?
ТР-Р-Р-Р-удный-пРетР-Р-Рудный звук [Р]. А
каким стРашным он может быть! Встали на коленки,
руки — наши передние лапы, А-а-а-а! (страшным
голосом). Мы с вами не дети, а кРовожадные
тигР-Р-Ры! А тигры как заРычат! Кто Рычит гРомче
всех? Кто Рычит страшнее всех? Кто Рычит
кошмаРнее всех? А пРохожие? Разбегаются в Разные
стоРоны! Откуда же в гоРоде тигРы? Об этом стоит
подумать! (А заодно — поменять позу.)
Я долго думал, откуда
На улице взялся тигр.
Думал-думал, думал-думал,
Вдруг внезапно ветер дунул,
И я забыл, о чем я думал.
Так я и не знаю, откуда
На улице взялся тигр.
Д.Хармс
Так что о тиграх можно на время забыть,
а вот со звуком [Р] расставаться пока еще жаль.
Потому что... можно на нем покататься. По этой же
самой улице.
Будто бы есть у нас волшебный
мотороллер. Мотор у него не на бензине, а на звуке
[Р]. Пока ты «рычишь» — произносишь звук [Р], можно
ехать, устал рычать — мотороллер сразу же
останавливается. Попробуем его завести! Руки
Работают Рывками, деРгаем за Рычаг: «Р-р-р!»
ТРонулись! ПРокатимся с ветеРком!
А теперь устраиваем гонки. Чей
мотороллер проедет дальше? В каждом заезде
участвуют четыре (или три, или пять — как удобнее)
машины. Гонщики каждой четверки соревнуются
между собой. По сигналу «заводите мотор» и
трогайтесь с места. «Рычите» громче! Как
«рычание» заглохнет, ехать нельзя: мотор
выключился.
Ну и гонщики у нас! Так далеко уехали
всего на одной заправке звуком [Р]!
А теперь едем все вместе, без дорог,
куда глаза глядят. Только, чур, не сталкиваться!
Стоп! Куда это мы с вами попали? В
какую-то непРоходимую чащу! Как же обратно
выбираться? Придется доРогу обРатно пРоРубать!
Доставайте свои топоРы, будем деревья Рубить!
На дворе — трава,
На траве — дрова,
Не руби дрова
На траве двора.
(На дворе — нельзя, а в чаще — можно.)
Рубим сильнее, машем топором:
Раз — дрова! Два — дрова! Три — дрова!
Ох, тяжелая Работа! Пот гРадом катит. Оттираем пот
со лба.
— А у меня топор сломался!
— Дай-ка взгляну. Точно, топоР с
топорища слетел. (Это незапланированный пассаж.)
А дорога еще не расчищена. Придется пилы
доставать. Давайте пилить!
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела-ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
Экспромт, поэтому звуков [Р] маловато.
Зато прямо на глазах рождается социальное
упражнение:
— Посмотрите, как мы с Машей пилим! У
нас пила двуручная. У моего дедушки такая на даче
есть!
— Ой, ребята, как они здорово
придумали! (Я бы сама никогда не додумалась!) Один
пилу на себя тянет, другой на него толкает. Это
очень непросто — двуручной пилой пилить. Давайте
все попробуем! Разбейтесь на пары.
Пилим. Вдвоем всегда веселее. Дорога
наконец-то расчищена. Можно обратно
возвращаться.
А где же наши мотороллеры? Исчезли! С
волшебными вещами всегда так: когда хотят —
появляются, когда хотят — исчезают. Ну и ладно!
Прокатимся-ка мы с вами как-нибудь по-другому:
смешно и без рева. В этом нам поможет мягкий звук
— звук [P’]! Потому что обратно мы с вами
отправимся... на куРИце.
Стучит-бРЕнчит по улице,
Фома едет на куРИце!
Садимся на курицу верхом и,
переваливаясь, не торопясь, едем домой! Смеемся,
довольны:
— Давайте всегда так ездить: туда — на
машине, а обратно — на курице!
Продолжение следует.
|