Учим дошколят читать
Обучение чтению — процесс
утомительный и растянутый во времени.
Можно облегчить ребенку труд
начинающего читателя, если позволить ему
опираться на уже освоенный язык рисунка. Для
дошколят естественно выражать свои чувства и
впечатления в рисунке, и они, как правило, не
затрудняются в «прочтении» сообщений,
изображенных с помощью картинок. На этом
принципе и построены так называемые «книжки с
пиктограммами» (рисуночными значками), которые
стало выпускать издательство «АСТ» для малышей,
осваивающих чтение. Книжки с пиктограммами
позволяют сделать начальный этап обучения
чтению похожим на игру, столь органичную и
необходимую для малышей.
Чтение связано с пониманием смысла
словесных блоков. Читающий должен не просто
разбирать слова одно за другим. Он должен связать
их воедино. Картинка внутри текста является для
ребенка смысловой опорой — позволяет
«предугадывать» содержание текстового
фрагмента. К ней, как к понятному и приятному для
восприятия впечатлению, стремится глаз.
Добравшись до картинки, ребенок может позволить
себе небольшую передышку в трудном деле
«перевода» буквенных значков в слова. Но при этом
создается эффект полноценного процесса чтения:
ребенок понимает текст и получает от этого
удовольствие. Это — немаловажный момент
педагогической стратегии воспитания читателя.
Если детское чтение на первых порах напоминает
разгрузку вагонов, ничего хорошего от этого в
будущем ждать не приходится.
Книжки с пиктограммами в
первую очередь адресованы детям шести-семи лет,
уже знающим буквы и набирающимся «опыта» чтения.
Для облегчения этого процесса в текстах
использованы не только картинки, но и
повторяющиеся слова: один раз справился с его
прочтением или взрослые подсказали тебе, как оно
читается, — дальше его нужно только узнавать
(использование принципа обучения чтению методом
целых слов).
Но эти же книжки будут полезны и для
малышей четырех-пяти лет, для которых
обучение чтению еще впереди. За счет
«вживленных» в текст картинок ребенок
становится участником процесса чтения наравне
со взрослым: взрослый читает слова, а ребенок в
нужный момент «озвучивает» картинку. Такое
«чтение» очень полезно для развития детской речи
и навыков сотрудничества.
Так что книжки с пиктограммами — не
лишние предметы образовательного арсенала для
малышей.
Информацию о приобретении книжек вы
можете получить по телефону: (495) 615-01-01.
|