В
сентябре 2006 года валдайскому колокольчику
исполняется 200 лет.
В № 8 (апрель
2006 г.) газета предложила своим читателям отметить
это событие. Вот что написали нам наши коллеги.
Создаем традиции
Я работаю музыкальным руководителем в детском
саду. Мы решили поддержать инициативу газеты и
отметить День рождения колокольчика.
Наша
садовская «колокольная» коллекция невелика и
состоит в основном из рыболовных колокольчиков.
Но есть и несколько валдайских. Однако теперь она
будет пополняться: все мы — и педагоги, и
родители — озабочены тем, чтобы отыскать новые
интересные экспонаты.
Но праздник в честь дня рождения валдайского
колокольчика мы провели. Назвали его «День
колокольчика».
Утром всех детей и родителей, входивших в
детский сад, встречал «колокольный» звон.
Колокольчик подвесили к входной двери, и он
звенел всякий раз, как дверь открывалась. В
группах звучала музыка, в аранжировке которой
были использованы звуки колокольчиков. Дети и
родители удивлялись, а воспитатели объясняли,
что сегодня в детском саду необычный день, и их
ждут сюрпризы.
В каждой группе был разработан свой план
мероприятий.
Старшая группа
Сначала дети старшей группы посетили
выставку колокольчиков в музыкальном зале.
Затем, по предложению воспитателя, они
изготовляли праздничные подарочные открытки для
детей младшей группы. По трафарету из цветной
бумаги вырезался силуэт колокольчика,
наклеивался на карточку и разрисовывался. Каждая
открытка была непохожей на другую.
Младшая группа
Дети младшей группы были несказанно
рады, когда в гости к ним пришли старшие дети и
подарили им красивые открытки. Ритуал дарения
сопровождался перезвоном разных колокольчиков.
Потом малыши рассматривали колокольчик, учились
держать его за «ушко» и не трогать за «язычок»,
иначе тот может отломиться, колокольчик потеряет
свой голос и не сможет петь чудесные песенки.
Дети под музыку звенели колокольчиком, с
окончанием музыки прятали его в «домик»,
закрывая пальцы ладони в кулачок. Воспитатель в
группе проводил и другие игры с колокольчиком.
Средняя группа
Для детей средней группы было
проведено игровое занятие.
Сценарий игрового занятия
Дети,
войдя в музыкальный зал, замечают в центре
большого круглого стола красиво украшенный
колокольчик.
Педагог: Что он тут делает? (Наклоняется
к колокольчику, делает вид, что слушает его.) А
у колокольчика сегодня день рождения. И он
предлагает вам поиграть с ним и его друзьями —
колокольчиками.
По краю стола разложены
карточки-задания, украшенные изображениями
колокольчиков разного цвета, формы и величины.
Дети по очереди берут карточки, с помощью
воспитателя и музыкального руководителя
знакомятся с их содержанием и выполняют
соответствующие задания.
Карточки-задания были следующего
содержания:
Рассказать стихотворение о
колокольчике (с ребенком по секрету от всех
заранее было выучено это стихотворение). На
карточке изображен мальчик, читающий
стихотворение.
Спеть песню о «Веселом колокольчике»
(дети разучивали эту песню на музыкальных
занятиях вместе с другими песнями). На карточке
нарисован нотный стан со скрипичным ключом,
вместо ноток — колокольчики.
Украсить звучанием колокольчиков
музыку Моцарта из оперы «Волшебная флейта»:
музыка звучит в аудиозаписи, а дети, взяв из
красивой коробочки маленькие колокольчики,
звенят ими, начиная и заканчивая вместе с
музыкой. На карточке изображен «звенящий»
колокольчик.
Игра «Девочки и мальчики»: мальчикам
раздают большие колокольчики, они двигаются
только под громкую музыку, девочки с маленькими
колокольчиками двигаются только под тихую
музыку. На карточке нарисованы мальчик с большим
колокольчиком и девочка с маленьким
колокольчиком.
Игра «Шагать и бегать»: под звучание
маленького колокольчика дети легко, на носочках
бегают по залу, под звучание большого
колокольчика дети гуляют спокойным шагом. На
карточке изображены большой колокольчик и
шагающие дети, маленький колокольчик и бегущие
дети.
Расскажи, почему грустит колокольчик:
дети определяют, почему один колокольчик
веселый, а другой — грустный, рассказывают о
правилах обращения с колокольчиком. На карточке
нарисованы два колокольчика с изображением на
них веселого и грустного лица. Грустный
колокольчик нарисован без «язычка».
В заключение музыкальный руководитель
от имени колокольчика благодарит детей за
правильно выполненные задания и угощает всех
маленькими конфетками, которые достает из
колокольчика, оказавшегося
шкатулкой-коробочкой.
Подготовительная группа
Для детей подготовительной группы мы
вместе с родителями организовали «Музыкальный
салон». Проводить музыкальный салон в нашем саду
уже стало традицией. На этих встречах дети вместе
с родителями приобщаются к искусству —
музыкальному, изобразительному, литературному,
— поднимая, таким образом, свой культурный
уровень.
План встречи «Волшебный колокольчик» в
музыкальном салоне
1. Вступительное слово о госте нашего
салона — колокольчике.
2. Совместное музицирование —
украшение музыки Моцарта из оперы «Волшебная
флейта» звучанием колокольчиков. Играют и дети, и
взрослые.
3. Игра «Последнее слово» по теме «Где
встречаются колокольчики?». Отвечают родители, а
дети им помогают. Ответившему последним дарят
небольшой сувенир — открытку с изображением
колокольчика. Ответы взрослых были очень
разнообразными (колокольчик встречается на
рыбалке, на корабле, в церкви, на одежде у клоуна,
под дугой тройки лошадей; есть
цветы-колокольчики, есть детские голоса, похожие
на звонкие колокольчики).
4. Слушание музыки в аудиозаписи (с
последующими пояснениями музыкального
руководителя): М.Мусоргский «Рассвет на
Москве-реке».
5. Рассказ о традициях колокольных
звонов, прослушивание аудиозаписи колокольных
звонов: благовест, трезвон. Легенда о
происхождении колокола.
6. В исполнении одной из мам с
аккомпанементом музыкального руководителя
звучит романс А.Гурилева «Колокольчик» на стихи
И.Макарова.
7. Познавательная беседа «Что такое
рында?». Оказывается, это совсем не судовой
колокол. «Бить рынду» — значит специальным
сочетанием ударов (три строенных удара) отбивать
полдень. Папа одного из детей отбивает рынду на
валдайском колокольчике, прикрепленном к стойке.
8. Слушание легенды о появлении
валдайского колокольчика (по материалам газеты
«Дошкольное образование»).
9. Рассказ о лечебном эффекте
колокольного звона. Последние исследования
доказали: ультразвуки, которые издают колокола,
способны очищать воздух от бактерий,
обезвреживать вирус гриппа и других инфекций.
10. Прощание с гостями салона.
Хочется надеяться, что «День
рождения колокольчика» станет в нашем детском
саду традиционным. А каждая возрастная группа в
свое время пройдет определенную ступень
знакомства с колокольчиком.
Ольга СИДОРОВА,
музыкальный руководитель
детского сада № 385, г. Пермь
Выставка колокольчиков
Заинтересовавшись предложением
газеты отметить «День рождения валдайского
колокольчика», коллектив нашего детского сада
разработал творческую концепцию выставки. Перед
проведением выставки предполагалось провести
ознакомительные занятия с детьми — познакомить
их с легендами и преданиями о колоколах и
колокольчиках, собрать выставочную коллекцию
колокольчиков и оформить выставку, а затем
провести праздничное мероприятие «День
колокольных игр» с участием садовского ансамбля
народных инструментов «Валдайский колокольчик».
Не только педагоги, но и дети, и их
родители всем сердцем откликнулись на идею
создания выставки и проведения праздника.
Фотографии с выставочной экспозиции
мы представляем в газету. А праздник «День
колокольных игр» имел такой успех в детском саду,
что мы организовали гастроли по другим садам
города.
По материалам
Т.БОРИСОВОЙ, заведующей детским садом «Морозко»,
и
В.ДАНИЛОВОЙ, музыкального руководителя,
г. Новый Уренгой
Играем в «колокольные игры»
Наш детский сад «Рыбачок» находится на
берегу Японского моря. Мы стремимся
способствовать сохранению самобытной духовной
культуры народа, поэтому знакомим детей с
историей колоколов и развитием колокольной
музыки в России.
У нас в саду собрана коллекция
колокольчиков, среди которых есть не только
металлические и глиняные, но и «морские». Эти
колокольчики дети сделали сами — из ракушек.
Мы провели в детском саду «День
колокольных игр». Хотим познакомить коллег с
одной интересной игрой из нашей игровой копилки.
Игра «Звонари»
Дети делятся на три группы. Каждая
группа образует круг. Это «прихожане» церкви. В
центре каждого круга-«церкви» стоит «звонарь» и
держит над головой колокольчик яркого цвета.
Звонарь ритмично раскачивается из
стороны в сторону, не отрывая ступней от пола, и
поет:
Динь-дон, динь-дон,
Слышен колокольный звон.
Динь-дон, динь-дон,
Он звенит со всех сторон.
Дети-«прихожане», взявшись за руки,
двигаются вокруг звонаря.
Затем звонарь произносит слова все
медленнее и тише, и наконец перестает
раскачиваться — замирает:
Динь-дон, динь-дон,
Динь-дон, динь-дон.
«Прихожане» разрывают круг и
расходятся «по домам» — разбредаются по залу.
Вдруг звучит набат — громкий звук фортепьяно или
другого инструмента. Звонари перебегают с одного
места на другое, замирают и поднимают цветной
колокольчик над головой. «Прихожане» должны по
звуку набата по цвету найти своего звонаря и
построиться вокруг него в кружок. Выигрывает та
команда, которая построится быстрее.
После этого выбирается новый звонарь.
Старый идет по кругу, останавливается напротив
какого-нибудь ребенка, кланяется ему и говорит:
Приглашаю позвонить,
Чтоб народ повеселить!
И игра повторяется.
Наталья ПРИГОЖАЯ,
музыкальный руководитель,
Ольга КУЗОРА,
старший воспитатель,
детский сад «Рыбачок»,
поселок Зарубино Приморского края
Акция «День рождения колокольчика»
продолжается до мая 2007 года. Ждем ваших писем,
идей и фотографий.