Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2006

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Сто сорок лет в ожидании Золотого века

Сто сорок лет исполнилось с того момента, когда первый детский сад открыл свои двери для российских малышей. Сто сорок лет — солидный возраст. И это обстоятельство так и манит предположить: где-то там, в глубине лет, скрывается золотой век дошкольного образования, время, когда его ценили, уважали и не жалели для устройства садов ни сил, ни времени. Особенно из сегодняшнего нашего положения нам хочется думать, что «раньше» было иначе. Раньше было лучше.

Публикация статьи произведена при поддержке ювелирного интернет-магазина "Diamant". Тысячи украшений на любой вкус - серьги с бриллиантами, подвески, цепи, часы, браслеты, золотые кольца в интернет-магазине. Акции и скидки, новые коллекции, гарантия качества, курьерская доставка или самовывоз. Посмотреть каталог товаров, условия оплаты и доставки, контакты и оформить заказ Вы сможете по ссылке: https://diamant-online.ru/.

Но в 1896 году, через тридцать лет после своего педагогического эксперимента на родной почве, Аделаида Симонович писала: «У нас, в России, детские сады не привились. В то время, как столицы Западной Европы считают тысячами детей, посещающих детские сады, и маленькие города изобилуют подобными учреждениями, у нас в столицах едва две-три сотни детей посещают детские сады, а в провинции они почти совсем отсутствуют. (...) Пока интеллигентная часть общества не интересуется детскими садами, не могут они возникнуть для народа, потому что нет семинарий, нет воспитательниц, нет складов с дешевыми материалами».

Интеллигентная часть общества так и не проявила должного внимания к устройству детских садов. Зато после революции эта идея пришлась по вкусу устроителям нового государства. Только детский сад стал рассматриваться не в качестве «дополнения семейного воспитания», как мыслила его Аделаида Симонович и ее западные учителя, а в качестве альтернативы семьи. Семья, эта ячейка частной собственности и капиталистического государства с ее ценностями индивидуалистического воспитания, принадлежит прошлому. А детский сад как коллективная форма воспитания, как шаг к «обобществлению детей» — коммунистическому будущему. Советское правительство стало во множестве открывать детские сады. И не только по идеологическим соображениям. Детский сад был местом, где детей кормили, где они могли играть и заниматься, потому что в условиях домашнего быта у многих малышей такой возможности не было — из-за скученной жизни, из-за бедности и неграмотности родителей. Кроме того (и это чуть ли не главное), детский сад был призван высвободить время женщины для учебы и общественно полезного труда. И в этом новые власти были солидарны с прежними борцами за права женщин. Ведь своим возникновением детский сад обязан тому, что в ХIX веке российским женщинам не разрешали получать высшее образование.
А Симонович так страстно этого хотела, что решила поехать учиться в Швейцарию. Там ей про детский сад и рассказали.

Но в послереволюционной России принцип занятости женщин на «общественно полезных работах» был доведен до абсурда. Очень скоро благодаря торжеству принципа «Кто не работает, тот не ест» воспитание детей в семье перестало считаться серьезным делом. И вот уже женщина, родившая ребенка, через два месяца обязана выходить на работу. А дети — хочешь не хочешь — должны с малолетства большую часть времени проводить в коллективе. Чуть ли не с двух месяцев. Несмотря на состояние здоровья. Несмотря на тоску по матери. Несмотря ни на что.

Сегодня принято гордиться цифрами доперестроечных десятилетий. Мол, у нас чуть ли не 100 процентов детей было охвачено дошкольным образованием. И на Западе нам завидовали.

Против цифр не поспоришь. Систему мы создали. Но вряд ли время существования дошкольного образования в эпоху развитого социализма может считаться золотым веком. Иной раз приходит в голову мысль, что Александр Васильевич Запорожец, директор Института дошкольного воспитания, так упорно и активно отстаивал деятельностный принцип воспитания в детских садах, потому что имел несчастье увидеть, что же там, внутри, действительно происходит. А внутри этих учреждений, призванных иллюстрировать миф о счастливом детстве, малыши ходили строем, говорили хором и по полчаса, а то и дольше, молча и неподвижно сидели на стульчиках, сложив ручки на коленках. Потому что насчитывалось их в группе — спустя пятнадцать—двадцать лет после войны — по тридцать человек. И справиться с таким количеством детей можно было только в условиях жесткой и скучной дисциплины. По команде раздеваться-одеваться, по команде ставить раскладушки, по команде есть, по команде играть в космонавтов и строителей.

Но даже в то время детские сады делились на «плохие» и «хорошие». Не по педагогическим подходам, а по принципу материального обеспечения. «Плохими», как правило, были сады районные — откровенно бедные, с малым количеством игрушек, зачастую сломанных, с питанием без изысков: суп да каша — пища наша. Да еще напиток под названием «кофе» — почему-то всегда холодный и с пенками. А «хорошими» считались сады ведомственные, прежде всего — заводские. У них и дачи свои имелись, куда детей летом вывозили. Пролетариат-то был «гегемоном»! Но даже заведующие заводских садов вынуждены были прилагать специальные усилия, чтобы добыть в «свое хозяйство» мебель и игрушки.

Значит ли это, что все было плохо? Конечно, нет. Дети — народ удивительный, и часто все хорошее происходит с ними не благодаря усилиям взрослых, а вопреки. Все, кто ходил в детский сад в разные десятилетия нашей истории, вспоминают его по-разному. Воспоминания зависят от разных причин. От характера того, кто вспоминает. От того, повезло ли ему с друзьями. Повезло ли с воспитателем. Потому что педагог — живой, конкретный, — он вне времени и пространства. Умеет играть с детьми, умеет их приласкать, спеть песенку, по головке вовремя погладить — и жизнь ребенка окрашивается в новые тона.
А воспитатели двух послевоенных десятилетий, как правило, выросли внутри дворовых сообществ. Они знали много разных игр. У них был богатый игровой опыт.
И пока их не стали заставлять публично играть с детьми в космонавтов и пограничников — в присутствии комиссии из РОНО, они играли с детьми в прятки и в салочки, рассказывали разные истории и учили прыгать через веревочку. Но это, как водится, делали не все. Только те, что «от Бога».
А их всегда недобор. И в семидесятых, по сравнению с шестидесятыми, им уже как-то труднее было дышать, труднее выскакивать за рамки тотальной «заорганизованности» и идеологического прессинга. Нет игрушек, есть игрушки — а портрет дедушки Ленина вот он, во всю центральную стену. Под ним обязательный столик с книжками Бонч-Бруевича.

И в семидесятых годах нового, двадцатого века те самые интеллигентные родители, которые, по мысли Аделаиды Симонович, должны были продвигать дело детского сада в общественном сознании, заговорили о вреде детского сада. «Детские сады, — приводила Аделаида Симонович мнения своих противников, — служат рассадниками болезней. Зрению вредят некоторые мелкие работы детского сада, а голосу — громкое пение в связи с усиленными телесными движениями. В детском саду дети делаются нервными». Эти слова, только сто лет спустя, почти слово в слово повторяли те родители из «инакомыслящей интеллигенции», которые не хотели отдавать своих малышей в детские сады. Родители заговорили о ценностях семейного воспитания, которому советские идеологи отводили подсобную, второстепенную роль. Они считали, что — в силу собственной образованности и внимания к педагогическим вопросам — сами могут многому научить детей. Интеллигентные родители стали искать альтернативу детскому саду — закрытому и идеологизированному государственному учреждению, подавляющему волю детей, раскалывающему семью. Тогда, в семидесятых, и возникли первые эстетические школы для дошкольников — как альтернатива детскому саду, первые родительские клубы и первые попытки воспитывать детей дома совместными усилиями. Но детский сад как институт это никак ни в коей мере не затронуло. И реформа образования его почти не коснулась. Мало ли, кто что придумает! Мы на чем стояли, на том и будем стоять: у нас тут СЭС, а тут — КПСС.

Только грянули девяностые, и все основы пошатнулись. Одномоментно кончились и дети, и деньги. Детский сад как образовательный институт стал бороться за выживание. Теперь все зависело от этих, когда-то незаметных родителей: приведут они детей — будет детский сад, не приведут — закроют. В это самое время, когда приходилось так трудно, многие до сих пор безусловные вещи стали переоцениваться. Родителей, которых раньше на порог не пускали, стали привечать и заманивать. Про семью заговорили, про партнерские отношения в воспитании. И к середине девяностых многому научились: с семьей взаимодействовать, предоставлять детям свободу выбора занятий, работать по новым программам, пробовать новые приемы, групповое пространство интересно организовывать. А в группах-то, в группах не по тридцать человек, а по пятнадцать—двадцать! Еще бы чуть-чуть — и научились индивидуальной работе. Может, это была заря золотого века? Только мы не заметили?

Теперь у дверей детского сада снова очередь на место. Но мы уже не рады. Группы опять переполнены. Студии закрываются, об индивидуальном подходе даже подумать страшно. И педагогические идеи, выстраданные и выношенные в трудные девяностые, как-то стали угасать сами собой. Кому они нужны, если за их воплощение так плохо платят? А новые программы кому нужны, если их осваивать некому? Нет новых желающих идти на тяжелую и почти бесплатную работу в детский сад.

А интеллигентная часть общества интересуется только одним обстоятельством: попал ли мой собственный ребенок в тот детский сад, где английский, бассейн и сауна? До проблемы в целом ей дела нет. А те, кому должно быть до этого дело по долгу службы, сидят и считают копейки: дорого это — строить детские сады. А еще дороже — содержать. Поэтому лучше делать вид, что проблемы вообще нет. Как-нибудь сами со своими детьми разберутся.

Но мы будем верить в светлое будущее. Фридрих Фребель, идеями которого в свое время заразилась Аделаида Симонович, видимо, был не только философом и педагогом, но и поэтом. Надо же придумать для образовательного учреждения такое название — «детский сад»! Приют, дом призрения, школа для маленьких — выбирай из уже существующего набора. Так нет же! Он придумал «детский сад». Есть яблоневый сад, есть сад цветов, а есть сад детей, детский сад. И детей там растят, как цветочки. Или как цветущие деревца. Взращивают. Заботливо и осторожно. Любовью удобряют. Чтобы света и жизненной влаги хватало. Он и воспитательниц называл не иначе, как «садовницы». Красиво. Трогательно.

Название «детский сад» — как талисман. Его даже приписки ДОУ-ГОУ не уничтожили. Так прочно укрепилось оно в языке. А это что-то значит.

И если золотого века в дошкольном образовании не было, значит, он еще впереди.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru