Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2006

ДЕТСКИЙ САД СТО ЛЕТ НАЗАД

Об устройстве детских садов в России

Новое дело вначале всегда трудно устраивается — это известно. Трудно устроить новое дело по различным причинам. Иногда трудно потому, что общество совсем не нуждается в нем и не сочувствует ему; такое дело не только вначале, но и после не пойдет хорошо. Иногда общество хотя и нуждается в новом устройстве, но не доверяет ему вследствие вкоренившихся старых привычек и предрассудков. Исследование причин, вследствие которых какое-либо нововведение не прививается успешно в известном обществе, интересно в том отношении, что характеризует степень развития данного общества.

Новые педагогические учреждения, детские сады, порожденные Германией, не прививались некоторое время тамошнему обществу. Причина этому лежала, с одной стороны, в обычном равнодушии одной части общества — массы, и в громком протесте другой части общества. Протестующие были духовные лица и ученые педагоги — филистеры. Первые боялись за расстройство семейства, которое должно было произойти, по их мнению, вследствие того, что матери перестанут воспитывать своих детей (они не хотели слышать о том, что матери никогда не начинали воспитывать); а вторые боялись за уменьшение достоинства школы, которое должно было произойти, по их мнению, вследствие того, что в школе начнут играть, а не учиться. «В школе до/лжно серьезно трудиться, а не играть». Ошибка этих лиц состояла только в том, что они называли собрание детей под руководством воспитателя школою, а не другим названием. Они были правы, говоря, что в школе должно учиться, но ошибались, что играть должно дома. Игра для дитяти младшего возраста все равно, что для детей старшего возраста. Игра может происходить дома, но общественная игра приносит большую пользу развитию дитяти. Детский сад вынес борьбу с учеными лицами и с неученой массою. Первые замолчали, потому что или убедились в своей ошибке, или просто потому, что приверженцы детского сада перекричали их, а масса убедилась, что новые учреждения удобны и полезны, и стали посылать туда своих детей. Теперь детские сады в Германии совершенно упрочились в ряду разных воспитательных учреждений и имеют сотни посетителей. Какие препятствия ожидают введение детских садов у нас в России и когда можно надеяться на их процветание?

Мы уже в другом месте сказали, что детские сады вводить у нас нужно, что это будет не пустое, модное подражание Западу, что, если детям на Западе полезны и необходимы детские сады, они столько же полезны и необходимы и нашим детям. Предсказать, какие затруднения должно встретить у нас учреждение детского сада, весьма легко знакомому несколько со складом русского общества.

В настоящее время вообще посылать своих детей в детский сад может только тот, кто признает пользу этого учреждения, стало быть, класс образованный; ибо необразованный человек, сколько вы ему не толкуйте, не поймет, с какой стати ему посылать своего ребенка в школу для того, чтоб он там играл, и платить еще за это деньги, когда его ребенок и дома вдоволь может набаловаться и наиграться. А так как у нас класс образованный — меньшинство, а класс необразованный — большинство, следует ожидать, что большинство, лишенное образования, не будет сочувствовать детским садам.

Другое дело на Западе. Там образование проникло равномернее во все слои общества, да кроме того, там народ издавна нуждается в учреждениях для маленьких детей (Bewahranstalten, Spielschulen). Эти общественные учреждения были лишены всякого педагогического значения; существование их обусловливалось известным экономическим состоянием женщин, матерей, принужденных работать, отлучаться из дома для зарабатывания себе материальных средств и отсылавших своих малолетних детей за незначительную плату в эти так называемые «Spielschulen». Стало быть, массе стоило только получить доверие к новым педагогическим учреждениям, и дети их были переведены из прежних Spielschulen в современные детские сады; с другой стороны, сами Spielschulen, где дети учились только вязать чулок и говорить стихи наизусть, преобразовались в детские сады.

Вот первое важное препятствие для успешного процветания у нас детских садов. У нас последние имеют единственно только значение педагогическое, которое понимается очень немногими. Большинство хочет извлекать из всего осязательную, материальную выгоду. Процветание школ, конечно, нельзя приписать единственно тому сознанию, что образование необходимо, потому что облагораживает и усовершенствует человеческую природу: причину процветания школ должны, скорее, искать в том обстоятельстве, что всякая школа дает материальную выгоду посещаемому ее в будущности. Этого нельзя сказать о детских садах. Детский сад не дает никаких льгот; он не подготовлен ни к какому высшему учебному заведению (в обычном смысле слова). Если он и способствует на самом деле к развитию умственных и нравственных качеств ребенка, так это не имеет ни малейшего значения в настоящее время.

Можно сказать, что детским садам у нас трудно будет привиться, потому что мало найдется охотников посылать туда своих детей, вследствие чего материальное состояние самого учреждения не будет обеспечено. Необеспечение это делается еще вероятнее, если взять в соображение следующие, хотя необычные обстоятельства.

Мы пользуемся в году только 4 или 5 месяцев хорошей погоды, в остальные месяцы года бывают или дожди, или грязь, или морозы. Детей, не достигших известного возраста, выпускают ежедневно гулять только в течение 4 или 5 месяцев летнего времени, остальное время они почти безвыходно проводят дома. Не будем распространяться здесь о том, рационален ли такой обычай, не лучше было бы приучить детей с малолетства к невзгодам того климата, в котором они живут и в котором, вероятно, придется всегда жить, нежели держать их, как какое-нибудь тепличное растение. Скажем только, что посещения детского сада должны совсем прекратиться зимою или же происходить весьма неаккуратно. Если взять в соображение еще следующее обстоятельство, что у нас летом все столичные жители перебираются на дачи, кроме купцов, мещан, мелких чиновников или кроме всей той части общества, которая не считает нужным посылать своих детей в детские сады, то выходит, что ни зимою, ни летом учреждения детских садов не могут быть материально обеспечены. Остается только какой-нибудь месяц весною, да месяц осенью, когда можно ожидать правильного посещения детей, но и тут дело не обходится без затруднений.

Люди образованные — вообще люди богатые, привыкшие жить роскошно. Учреждение детского сада, как весьма скромное по средствам учреждение, может иметь только весьма скромную обстановку. Люди, привыкшие к роскошной обстановке, относятся недоверчиво и неуважительно к скромной квартире, к скромному входу, к скромной мебели, а известно, доверие и уважение необходимо для того, чтобы дело шло успешно. На Западе, где вообще можно с небольшими средствами устроиться удобно и комфортабельно, и там экономическое состояние детского сада не позволяет учредителям их допускать малейшую роскошь. Приемных комнат вы никаких не найдете, мебель самая простая, воспитательница, весьма скромно одетая, часто сама открывает дверь детям и выпускает их по истечении назначенных часов. Воображаю себе изумление русской публики, если на ее звонок сама содержательница детского сада явилась бы открывать дверь! Без преувеличения можно сказать, что в этом детском саду не было бы ни одного воспитанника...

По материалам ежемесячного педагогического журнала
для воспитателей «Детскiй садъ», № 6, сентябрь 1866 г.

 

Рейтинг@Mail.ru