Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Начало см. в № 10, 12, 18/2006

Пополним «предшкольный» багаж

Подготовка детей к школе становится сегодня одним из важнейших направлений в работе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Внутри такой подготовки для педагога важно, с одной стороны, помочь ребенку овладеть навыками и умениями, которые понадобятся ему в первом классе, а с другой стороны, удержаться от использования сугубо школьных, учительских методов ведения занятий.
Для того чтобы справиться с этой нелегкой задачей, педагогу дошкольного образования нужно владеть собственным, специфическим багажом обучающих методов и приемов.
Пополнить педагогический багаж вам помогут методические приемы и формы работы педагога-экспериментатора, кандидата педагогических наук Марины АРОМШТАМ.

Приключения со звуками-бабочками

О том, как мы «щупали» согласные звуки

Вот сколько необычных приключений можно пережить, знакомясь с согласными звуками. Их много, и у каждого свой характер. Одни, например, твердые, а другие — мягкие. Не замечали? Как же так? Мы что же, ни разу их не щупали? Как мы, например, узнаем, что вата мягкая? Возьмем да и пощупаем. А потом нам и щупать уже не надо. Мы запомнили свое ощущение.
Ну-ка, скажите, что на свете мягкое?

— Подушка!
— Котенок!
— В кресле мягко сидеть!

А что твердое?

— Камень!
— Лед!
— Железо очень твердое!

Точно. Даже говорят так: «Железный человек!» Только как это может быть? Он что, из железа сделан?

— Железный Дровосек!

Железный Дровосек, и правда, весь был из железа. Но человека могут назвать железным за его характер, за его волю. Такой человек обязательно сделает то, что задумал. Его не сломят никакие препятствия, никакие трудности. Можно еще сказать: у него твердый характер, твердая воля.
А есть люди с мягким характером. Это неупрямые, добрые люди, с которыми легко дружить.
Так и у звуков может быть твердый характер, а может быть — мягкий. Только надо научиться это слышать.
А для начала можно со звуками поиграть: только вылетел звук в воздух, а мы как его поймаем! И пощупаем.
Ну-ка, произнесите звук [Р] и поймайте его. Кулачок наш крепко сжат — звук твердый.
А теперь произнесем другой звук, парный — [Р’]. Кулачок наш расслабился, кисть мягкая, легко по воздуху ходит.
Сейчас я буду произносить звук, а вы быстро его пощупайте: если твердый — сожмете кулачок, мягкий — кисть руки у вас будет мягкая.

[P]—[Р’], [M]—[M’], [Н]—[Н’], [Л]—[Л’]
[С]—[С’], [П]—[П’], [Т]—[Т’], [К]—[К’]
[Р], [М], [Н], [Л], [С], [П]
[Р’], [М’], [Н’], [Л’], [С’], [П’].

А теперь попробуйте отыскать пары согласных по твердости-мягкости:

У реки раки.
Лиса лапти латает.
Кирилл камень кинул.
Мама мыла Милу.
Нес Николай на носу апельсин.

Все верно! Молодцы! Звукам от вас не спрятаться!

О глухости и звонкости согласных звуков

Послушайте, как звенит колокольчик! Звонко-звонко! А если я стукну деревянным молоточком по мягкой подушечке, звук получится глухой. Согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие. Глухие — только шумят, а звонкие и шумят, и звенят, потому что они состоят не только из шума, как глухие, но и из голоса. А голос живет у нас в горле. Положите руку на горлышко. Когда рождается звонкий согласный, горлышко начинает дрожать, наша рука это сразу почувствует. Произнесите:

[М] [М’] [Н] [Н’] [Р] [Р’] [З] [З’] [Б] [Б’]

Чувствуете? А теперь пусть рождаются другие звуки — глухие:

[Ц] [X] [K] [K’] [C] [С’] [Ф] [Ф’] [П] [П’]

Горлышко не дрожит. Играем! Я называю звук. Если он звонкий, вы звонко хлопаете в ладоши. Если глухой — топаете, но тихо-тихо, без звука.

[Б]—[П]; [Ж]—[Ш];
[В]—[Ф]; [Л], [М], [Н], [Р];
[Д]—[Т]; [Л’], [M’], [Н’], [Р’];
[Г]—[К]; [Х], [Ц], [Ч’], [Щ’].
[3]—[С];

А теперь выберем ведущего. Он будет загадывать нам согласные звуки, а мы попробуем определить их характер: твердый или мягкий? Глухой или звонкий?

Конечно, ведущими хотят быть все. Но есть замечательный способ устранить это противоречие: посчитаться!

Катилася торба
с высокого горба.
В этой торбе хлеб-пшеница.
С кем ты будешь делиться?

Тот, на кого выпало последнее слово, выбирает ведущего!

Продолжение следует.

 

Рейтинг@Mail.ru