Уважаемые читатели,
вы ходили в детский сад?
Ходили ли в детский сад ваши родители?
Поделитесь с нами своими воспоминаниями.
Быть может, собрав ваши впечатления
в единую картинку, мы сможем лучше
разобраться в сегодняшнем дне.
Своими воспоминаниями делится
Ольга СРЕДИНА,
руководитель изостудии детского сада
№ 1 «Медвежонок»,
г. Юрюзань Челябинской области.
|
Ольга СРЕДИНА
Мой детский сад
Моя бабушка Федора Павловна
Аршина-Вержбовская была профессиональной
нянькой. До революции она работала в довольно
зажиточных семьях и даже попала в книжку. Одна из
сестер Печерниковых, которых она пестовала в
младенчестве, спустя годы написала
автобиографическую повесть «Девочка из Рузани».
На ее страницах появилась и няня Феня. При
наличии такой «квалифицированной» бабушки
родителям долго не удавалось добиться места в
ведомственном детском саду (несмотря на то, что
бабуле было уже за шестьдесят, она прихварывала и
ей было трудно справляться с двумя сорванцами).
Яслей мы с братом избежали, и в детский сад я
попала только в три года, в начале шестидесятых.
Помню, как заведующая, взяв меня за
руку, повела что-то показывать. Я спокойно
пошла с незнакомой тетей и, когда, оглянувшись,
увидела, что мама потихоньку уходит, не удивилась
и не заплакала. Ведь вокруг были девочки и
мальчики, которые с любопытством меня
разглядывали, и они вовсе не хныкали!
В нашем садике было много зеленых
растений, красивых цветов и всего две группы. Мы
ели, играли и спали в одном и том же помещении.
Спали на раскладушках, которые до поры до времени
прятались в шкафу. Зато какой вокруг был простор!
Беседки, грядки, песочницы, маленькие домики,
столики, скамейки, клумбы, высокие деревья и
стриженые кусты на двух ярусах или, лучше
сказать, земляных террасах. Как здорово было
зимой кататься с горки, а летом играть в
разведчиков и прятаться в высокой траве! Вечером
мимо нашего детского сада прогоняли по улице
стадо. Мы висели на заборе и разглядывали
прекрасных лошадей и пестрых коров с длинными
рогами. Коров я всегда побаивалась, а лошадей —
нет. Я их рисовала (папа научил). В садике мне тоже
больше всего нравилось рисовать.
В подготовительной группе по просьбе
воспитательницы я изобразила зайчонка с
морковкой на стене одной из беседок.
Разукрашенный потом масляными красками, он
несколько лет подмигивал мне из-за забора, а я с
гордостью показывала одноклассникам свое первое
«монументальное» произведение. Яркие зрительные
впечатления остались и от того, как
воспитательница нарисовала на чистом листе
бумаги ровный-ровный круг без всякого циркуля!
Потом она вырезала ажурные, непохожие друг на
друга снежинки, разводила краски в белом тазике и
добавляла что-то такое, отчего цвета не
смешивались, а кружились разноцветными вихрями.
Взяв чистый лист и обмакнув его в воду, она
вынимала такое пестрое чудо — не пересказать!
Воспитательницы у нас часто менялись. Они были
разные. Как звали эту замечательную женщину, я не
запомнила. Она была у нас совсем недолго. Но я еще
помню, что она читала нам длинные сказки. А другая
воспитательница была очень полной и очень злой.
Принято считать, что полные люди — добрые.
Неправда... Она нас все время за что-нибудь ругала,
наказывала, высмеивала и постоянно жаловалась на
шалости бедным родителям. Мама вспоминала, что
забирать меня шла, как на казнь: «Сегодня ваша Оля
опять ничего не ела, совсем не спала в сончас и
очень медленно одевалась». И так далее, и тому
подобное.
Но в моем детстве были и удивительно
добрые взрослые. Это наши нянечки и поварихи. Они
никогда не прогоняли меня из кухни, куда я любила
иногда заглянуть, постоять у двери посмотреть,
как они колдуют над огромными кастрюлями с
большущими поварешками. И еще у нас была
Абисеевна (Альбина Алексеевна Хребтова).
Самое большое нравственное потрясение
я испытала, когда, нечаянно разбив аквариум (меня
толкнули мальчишки), побежала сдаваться
Абисеевне, а она... Она меня даже не поругала, а
стала вместе с нами спасать несчастных рыбок,
оставшихся без воды! Абисеевна всегда вела себя с
нами ровно, спокойно, терпеливо. Я рисовала для ее
дипломной работы разные картинки. Она учила меня
писать, читать и считать. Наверное, и других
учила, но я помню только то, что она могла
подозвать меня на прогулке к скамейке и,
нарисовав прутиком на песке буквы, спросить: «Что
это я написала, угадай?!» И я с интересом
угадывала.
Самое вкусное детсадовское
впечатление — прозрачные кубики желе. Дома я
доставала бабушку просьбами сварить мне
«стоячий кисель», но старенькая бабуля сварить
его так и не сумела... Кисель у нее не стоял, и все
тут!..
Красивые игрушки хранились где-то
далеко от нас. То ли у заведующей, то ли в стенном
шкафу. Нас иногда с ними фотографировали. Игрушки
«на каждый день» были попроще. Кубики, машинки,
куклы, посудка. Страшных матерчатых, набитых
опилками малиновых лисиц мы откровенно не любили
и все время прятали с глаз долой. Однажды я их
просто расплющила, прокрутив через выжималку от
стиральной машины, и это уродство наконец-то
списали. Вот это была радость!
В детском саду я водилась только с
мальчишками. Была и разведчицей, и санитаркой, и
подносчицей патронов. Однажды, играя в
«войнушку» с пацанами из соседнего двора, наши
нечаянно зашибли камнем цыпленка. Хозяйка
безвременно погибшей птички прибежала на нас
жаловаться, и все пойманное «войско» во время
обеда расставили по углам. Увидев, что на столе
мое любимое желе, я с досады заревела в голос.
Меня тут же пожалели, простили и усадили есть, а я
подмигивала товарищам и терла глаза. Через
минуту они уже дружно выли хором.
Воспитательница и нянечка расхохотались и
простили всех сразу.
Впервые выйти на публику мне пришлось
в роли Снегурочки. Я сначала струсила, уперлась:
«Не буду!», но взрослые ловко меня провели. Мама
шила вечерами шикарный голубой наряд с
сапожками, рукавичками и шапочкой, а говорила,
что я буду, как и все, снежинкой. Я учила
длинные стихи и считала, что у всех такие же.
Потом-то я, конечно, все поняла, но было поздно.
Пришлось выступать!
В детстве я часто болела ангиной, и в
пять лет мама повезла меня на море. Это была
настоящая сказка! Я привезла оттуда красивые
ракушки и яркие камешки, и еще — красочные
рассказы про ящериц, медуз, улиток, кузнечиков с
красными крыльями, про злющего индюка и
необыкновенные закаты. Я рассказывала, как
плавали в ямке у берега яркие, желтые с красными и
черными крапинками рыбки, а рыбак, взмахнув
удочкой, поймал на крючок меня! Слушатели ахали!
Наверное, я описывала и положенные по программе
картинки, но запомнились почему-то именно эти
первые связные монологи. Общение со
сверстниками, конечно, не было безоблачным.
Ссорились, мирились, влюблялись. А уж как спорили
— до хрипоты! Темы были разные. Помню, что спорили
даже про космос, про звезды, кометы и планеты.
Оглядываясь назад, я думаю, что
детсадовский опыт был для меня очень полезным.
Там я почувствовала, что такое коллектив. Там
научилась выбирать друзей и по возможности
избегать конфликтных ситуаций со взрослыми,
оттуда и неуемная любознательность, и увлечение
рисованием, и первые сценические роли. Сравнивая
родительское воспитание и опыт детского сада, я
думаю, что влияние дома было, пожалуй, и сильнее, и
ярче, и глубже, но без коллектива его некуда было
бы приложить. Мама читала много детской
литературы, заучивала с нами длинные стихи, и мне
легко давались любые тексты. Папа поставил нас на
лыжи и на коньки, водил в лес, на речку. А как он
рассказывал русскую историю! Про Рюрика, Ивана
Калиту и походы на Царьград я потом, как умела,
пересказывала сверстникам.
Я думаю, что детский сад очень важен в
жизни ребенка.
|