Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Пополним «предшкольный» багаж

Обучение счету и формирование представлений о составе числа — одно из важнейших условий в подготовке детей к освоению основ математики в начальной школе.
Предлагаем педагогам освоить некоторые игры и упражнения, которые пригодятся им в занятиях по предшкольной подготовке.
Сегодня своими методическими находками с читателями делятся Елена БЕРЕЖКОВСКАЯ и Александра САПОЖНИКОВА, психологи-экспериментаторы «Лаборатории психопедагогики образования» Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

«Я всех умней! — вскричал петух. —
Умею я считать до двух»,
или Немного математики

Игровое упражнение «Елочка»

Выполняется каждым ребенком индивидуально.
Дети произносят приговорку:

Вершина — иголка — иголка — иголка —
Из маленьких веточек сложится елка!

Произнося эти слова, дети рисуют петельки, как показано на рисунке.

Эти петельки являются «росчерком», придуманным Евгением Шулешко для обучения детей письму.
Рисовать можно карандашом или восковым мелком на листе бумаги или в тетради. А можно использовать обычный мел и индивидуальную маленькую доску.
В вершине получившейся елочки по указанию педагога рисуют число, состав которого будет отрабатываться. В ветках-петельках пишут числа меньше того, что нарисовано на вершине. Из этих чисел будет собираться состав числа «на вершине». Числа педагог может диктовать, а может предложить детям называть подходящие числа. Можно записать на «ветке» и какое-нибудь неподходящее число и в дальнейшем разыграть его — создать проблемую ситуацию.
Когда все необходимые числа вписаны, детям предлагают развесить на ветках елки гирлянды — соединить между собой числа так, чтобы они в сумме составляли число на вершине. Соединять можно не только по два числа, но и по несколько чисел. Главное, чтобы получилась требуемая сумма.
Затем дети по очереди рассказывают, как они «украсили» елку. Все вместе следят, чтобы гирлянды были развешаны правильно.

Игровое упражнение «Ромашка»

Упражнение можно использовать в индивидуальной работе с детьми и при организации командной работы.

Вариант командной игры

Из детей формируют две команды по два-три человека. Для каждой команды педагог заготавливает кусочек мела своего цвета. На доске или на большом листе бумаги взрослый рисует кружок. Это середина ромашки, у которой нужно отрастить лепестки. В середину ромашки вписывают число, состав которого будут отрабатывать.
По жребию выбирают команду, которая получает право первого хода.
Команда называет свой вариант состава числа.
Например, в ромашке вписано число 5. Играющий произносит: «5 — это 2 и 3». Педагог рисует у ромашки лепесток и вписывает в него названные слагаемые мелком соответствующего цвета. Затем ход делают игроки другой команды.
Повторять примеры нельзя. Если игроки какой-то команды не могут придумать пример, команда пропускает ход. Когда все возможные варианты исчерпаны или заканчивается установленное для игры время, игра заканчивается.
Ведущий подсчитывает количество лепестков, нарисованных разными цветами, и объявляется команда-победительница.

Вариант индивидуальной игры

Детям раздают листы бумаги, в центре которых нарисован кружочек с числом — середина ромашки. По сигналу педагога каждый ребенок самостоятельно «сочиняет» возможные лепестки ромашки и рисует их на бумаге. По истечении некоторого времени объявляется, что работа закончена. Дети подсчитывают, сколько лепестков получила их ромашка. Выигрывает тот, чья ромашка оказалась самой «пушистой».

Модификация игры «Ромашка»

Вариант командной игры

По комнате разбрасывают лепестки, на которых написаны примеры состава числа. Из детей формируются команды. Каждая команда получает серединку с каким-нибудь числом. Задача — найти лепестки, подходящие для данной серединки.
Можно нанизать серединку на палочку для коктейля, а в лепестках с одного края проделать дырочки. Тогда нужные лепестки нанизываются на палочки-«стебельки».
После того как команды собрали свои ромашки, можно повторить игру, предложив командам снова раскидать лепестки и поменяться серединками.

Игровое упражнение «Домики»

Используется для командной работы. По комнате разбросаны карточки с примерами состава числа. Это «квартиры». Каждой команде выдается треугольник с вписанным в него числом. Это «крыша». Нужно собрать под крышу квартиры, которые имеют подходящий вариант состава числа. Для оценки соревнования можно использовать разные критерии: скорость выполнения задания, отсутствие ошибок, дружная работа.
По такому же принципу можно собирать кочан капусты, грядку с овощами, солнышко с лучиками и т.п.

Игровое упражнение «Цепочки»

Из детей формируют команды по два—четыре человека.
Каждой команде предлагается заполнить цепочку, которая может быть нарисована на доске или на листе бумаги.
В качестве задания можно предложить вписывать в каждое звено цепочки числа по порядку, числа при счете двойками, начиная с 1 или с 2, числа в обратном порядке.
Цепочка заполняется всеми членами команды по очереди одним цветным фломастером или одним кусочком мела.
Команды стартуют по условному сигналу и заканчивают работу по истечении отрезка времени или после того, как все звенья будут заполнены.
Можно работать за столом, а можно позволить детям пробегать некоторое расстояние от старта до изображения цепочки.

Игровое упражнение «Сосиски»

В группе появился кот. Этот кот обожает есть сосиски. Но у него есть одна особенность: он признает только сосиски весом в 10 (9, 8, 7 и т.п.) грамм.
Чтобы накормить кота, надо придумать как можно больше вариантов примеров, которые в сумме дают 10.

Детям можно раздать листочки с нарисованными котами. Можно сделать котов из картона, раздать детям, и они просто положат их на лист бумаги. Если предполагается вариант коллективной работы, кота рисуют на доске или на большом листе бумаги, или прикрепляют магнитиками (скотчем, липучками).
Возможность рисовать сосиски надо предоставить детям: это очень увлекательное занятие. Но сосиска получается только после того, как придумана пара (тройка, четверка) чисел, составляющих число. Сначала записываются числа, а потом обводятся нужным образом.
По истечении определенного времени выясняют, чей кот будет самым толстым (тот, которому досталось больше всего сосисок), а чей — самым тощим.
Возможно, кому-то из котов досталась «тухлая» сосиска — с неправильным примером.
В этом случае все дружно кричат: «Тухлая!» — и читают стихотворение.

Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.

(Б.Заходер)

 

Рейтинг@Mail.ru