Уважаемые читатели,
вы ходили в детский сад?
Ходили ли в детский сад ваши родители?
Поделитесь с нами своими воспоминаниями.
Быть может, собрав ваши впечатления
в единую картинку, мы сможем лучше
разобраться в сегодняшнем дне.
Своими воспоминаниями делится
Виктория МИЛЕНКО,преподаватель
Белгородского педагогического колледжа.
|
Виктория МИЛЕНКО
Я бежала в детский сад!
Наверное, мой детский сад был хорошим,
хотя ходила я туда в трудное время, в
послевоенные годы (1945–1949). Жили мы в небольшом
поселке под Киевом. Детский сад находился рядом с
огромным лугом, по которому протекала
малюсенькая речка Пеховка, километрах в двух от
нас она впадала в Днепр. На лугу было много
воронок от бомб. Весной, когда речка разливалась,
все воронки заполнялись водой. Летом они
превращались в маленькие озерца, полные
головастиков и лягушек, а вокруг росло
бесконечное множество незабудок весной и
ярко-малиновых смолок летом.
В быту все было не так красиво:
небольшие комнаты, печное отопление, деревянные
раскладушки, железные умывальники. Но никакого
дискомфорта от этого мы не испытывали. Все лето
ели, спали и играли на площадке под деревьями и
бегали по любимому лугу. Воспитательницей у нас
была «Мари Миляновна» — всегда спокойная,
большая, улыбчивая, красивая. Сейчас я
догадываюсь, что звали ее, наверное, Мария
Емельяновна. По праздникам Мария Емельяновна
надевала шелковое платье в мелкий горошек, и мы
все вместе фотографировались — она в центре,
вокруг девочки в жестко накрахмаленных марлевых
платьицах и мальчики в вышитых рубашках.
Не помню, чтобы Мария Емельяновна
играла с нами или проводила какие-то занятия, но
она почти ничего не запрещала. Не дозволялось
только одно — убегать на лугу дальше двух
толстых тополей, а так хотелось! Ведь там дальше,
в теплой воде так звонко квакали лягушки, а в
речке можно было увидеть мальков и длинные
водоросли. Мы думали, что это волосы русалки.
Иногда воспитательница водила нас к
речке, нам разрешалось немножко покупаться, а
потом девочки плели венки из дикого клевера, а
мальчики залезали на танк и играли в войну:
подбитая тридцатьчетверка стояла на краю
воронки несколько послевоенных лет.
Игрушек было очень мало. Куклы с
пришитыми к туловищу платьями и оббитыми носами
— привычные атрибуты наших игр в «дочки-матери».
Мы и не знали, что бывают другие. И вот однажды
Алла, девочка из нашей группы, принесла в детский
сад невиданную драгоценность — куклу, у которой
глаза закрывались, ручки и ножки двигались,
волосы можно было расплетать и заплетать. К тому
же кукла умела плакать.
Игрушку привез Алле папа, вернувшийся
после войны из Германии. Ей разрешили взять
игрушку в детский сад, но не разрешили давать
другим детям. Так Алла и ходила целыми днями, не
выпуская свою куклу из рук. Сначала мы надеялись
хотя бы подержать ее, хоть покачать немножко,
просили об этом Аллу самыми вежливыми словами,
которые только знали, приглашали в общие игры,
отдавали ей самые выигрышные роли, но Алла так и
не сдалась. Пришлось куклу отнимать. Пока
подоспела «Мари Миляновна», ноги уже были у нас, а
саму куклу, с обвисшей головой и руками, Алла
по-прежнему прижимала к себе и громко ревела.
Заревели и мы: знали, что по головке за
совершенное не погладят. Но как-то обошлось без
жертв, нас наказали не очень строго. Куклу
отремонтировали, хотя былую притягательность
она уже потеряла. На Аллу мы обиделись и долго с
ней не дружили.
К тому же в это время в детский сад
приобрели две новые игрушки: лисичку и волка.
Наверное, игрушек купили больше, но запомнились
именно эти — яркие, фланелевые, туго набитые
опилками. У нас появилась новая забота: прийти
первым в детский сад и успеть поиграть с
забавными зверюшками. Недели через две фланель и
на лисичке, и на волке стала одинаково
серо-грязной, и мы вернулись к своим куклам. Что
ни говори, а старый друг лучше новых двух.
Очень любили мы музыкальные занятия у
Петра Кирилловича. Он преподавал в музыкальной
школе, а к нам, в детский сад, приходил только два
раза в неделю. С нами Петр Кириллович был всегда
добрым и веселым, а главное, у него был аккордеон
невозможной красоты! За особые заслуги он
разрешал некоторым из нас нажать на клавиши и
вместе с ним пропеть: «до-ре-ми». Иногда он пел нам
военные песни, мы не все понимали, но подпевали с
удовольствием:
«Ты ждешь, Лизавета,
От друга привета.
Ты не спишь до рассвета,
Все грустишь обо мне...»
А когда Петр Кириллович уходил, мы
играли в «Концерт». Начинался он всегда с одних и
тех же слов: «Первым номером нашей программы
выступает...». Эта фраза так прочно отложилась в
сознании, что и через много лет, когда я была в
пятом классе и впервые попала в оперу, была
страшно удивлена, почему перед спектаклем никто
не вышел и не объявил: «Первым номером...».
К праздникам в детском саду готовили
что-нибудь вкусненькое. Мария Борисовна, наш
повар, заранее рассказывала, какое замечательное
блюдо будет к праздничному обеду. Ее сын Владик
ходил в нашу группу и очень гордился своей мамой,
а мы завидовали ему, потому что он иногда забегал
на кухню, а нам туда запрещали заходить. Однажды
нам сказали: «Сегодня на обед будет запеканка с
изюмом». Мы не знали, что такое «изюм», никто его
не пробовал, и стали спрашивать у «Мари
Миляновны», какой он. Воспитательница так ярко
описала вкус невиданного блюда, что Владик
выдержать не смог. Во время прогулки он побежал
на кухню и как-то умудрился съесть почти весь
изюм (детский сад-то был маленький, и изюма,
наверное, было немного). Скандал последовал
грандиозный. До сих пор помню, как Мария
Борисовна за шкирку тащит упирающегося и орущего
Владика к заведующей, как мы все дружно обзывали
его «жадиной-говядиной». Нам досталось по
несколько изюминок, но вкус запомнили. С Владиком
мы потом десять лет учились в школе, дружили и
время от времени, когда у всех хорошее
настроение, шутили: «А помнишь, как ты наш изюм
съел!».
Конечно, жили мы бедно и просто, но
окружали нас, детей, добрые взрослые. Они-то и
помогли нам прожить счастливо годы дошкольного
детства, и вспоминается оно всю жизнь как
зеленый, теплый, усеянный цветами и заполненный
детским смехом луг.
|