Пополним
«предшкольный» багаж
Обучение счету и формирование
представлений о составе числа — одно из
важнейших условий в подготовке детей к освоению
основ математики в начальной школе.
Предлагаем педагогам освоить некоторые игры и
упражнения, которые пригодятся им в занятиях по
предшкольной подготовке.
Сегодня своими методическими находками с
читателями делится
Марина АРОМШТАМ, педагог-экспериментатор,
кандидат педагогических наук.
Я могу считать до ста!
У любого
самого привычного, самого элементарного
«знания» всегда есть «двойное дно». Заглянешь
туда — и дыхание перехватит. Казалось бы, чего
проще — до десяти сосчитать! А ведь число
мгновенно вводит нас в особое — математическое
— пространство, со своими вертикалями и
горизонталями. А знаковый характер числа?
Проблема его изображения? Древние греки почитали
числа за богов. Так пусть эти числа придут в мир
ребенка как нечто живое, близкое и в то же время
вездесущее и таинственное.
Это у нас кто? Все знают: это Данька! А у
Даньки что есть? Нос! (Этот любопытный нос можно
осторожненько потрогать, даже «попикать», как
кнопочкой.) Сколько у него носов? Верно, один.
Зачем ему два носа. Покажите-ка мне все свои носы!
А ртов сколько? Тоже один. Одного
вполне хватит. У крокодила зубастого — и то один.
А Данька — не крокодил! Данька — мальчик!
А
вот Данькины глазки. Сколько их? Два. Два братца
через мостик живут, друг друга не видят. Зато мы с
вами все видим. И нас по глазам видно. Другие люди
заглядывают нам в глаза, как в окошки волшебного
домика: хорошо ли там? Тепло ли? Что там живет —
доброе иди злое, грустное или веселое? А когда мы
засыпаем, свет в окошках гаснет...
Это хорошо, что у нас с вами два глаза.
Один глаз только у Циклопа бывает. Циклоп —
великан такой страшный. У него глаз в середине
лба. А в сказке про Крошечку-Хаврошечку была
такая злая мачехина дочка — Трехглазка. Ее
третий глаз все видел, все высматривал. Два —
спят, а третий — подглядывает. Три глаза — это не
по-человечески, это по-колдовски.
А еще чего у нас два? Два плеча, два
локтя, две руки, две ноги, две коленки, два уха, две
дырочки-ноздри в носу, две щеки... Даже... (тсс!..
Никто не подслушивает?) — даже попка из двух
половинок сделана! Вот какое «два» важное!
Весь человек из двух половинок состоит
— из правой и из левой. А в середине у него — ось.
Ну-ка нащупайте! Вот какая! Крепкая. Это волшебная
ось.
У рыбы есть ось. У птицы есть ось. У змеи
есть ось. И у кошки есть. Но такая, чтобы помогала
держаться прямо, есть только у человека.
Выпрямитесь во весь рост! Вот какие
большие! Вот какие прямые! Кто еще так может
встать? Медведь в цирке? Дрессированная собачка?
Так ведь им это трудно. Им так ходить не нравится.
Они на это соглашаются только за кусочек
лакомства.
А мы запросто ходим. Ну-ка, пройдемся!
Мы даже задом наперед ходить можем, и то не
гнемся. А знаете, почему? Эта наша ось как
волшебная иголочка, которая небо с землей
сшивает. У нас с вами голова в небе живет, а ступни
— на земле. Небо с землей через нас соединяются!
Вот так чудеса!
Тело ребенка — универсальные счеты,
лучше всех наглядных пособий, лучше картинок и
таблиц. Это ведь Я, Я такой! Я так устроен: один,
два!
А вот и пять! Настоящий счет начинается
тогда, когда в поле зрения ребенка попадает рука
с ее пятью пальцами. Надо ли торопиться заменять
пальцы палочками? Пальцы живые. И попляшут, и
побалуются, и спрячутся, и превращаться умеют.
Вот пять. И вот пять. А вместе? «Цать»!
Десять. Первый десяток. А второй, он тоже тут, при
себе. Надо только не полениться туфельки снять.
Помахали правой ножкой,
Что скакала по дорожке.
Помахали левой ножкой,
Что скакала по дорожке.
Пальчиков на правой — пять,
Пальчиков на левой — пять.
Было пять,
Осталось пять,
Сосчитаем их опять!
А как набрать на этих «живых счетах»
большое число? Например, пятнадцать?
Нас пятнадцать в кругу,
Я легко набрать могу.
Пять и пять — вместе «цать». Это
покажут ножки. Пять-над-«цать» — это тоже легко.
Ручка построит «крышу» над «цать».
Есть еще один секрет. Если можно
набрать число на пальцах так, чтобы слева и
справа было поровну, значит, число делится на две
равные половинки, на две равные части. Это четное
число.
Как набрать «шесть», чтобы слева и
справа было одинаковое количество пальцев? Три и
три. А шестнадцать? По пять пальцев на ногах у нас
уже есть, а над ними — «крыши» из трех пальцев
правой и трех пальцев левой руки. Если разделить
«правое» и «левое», получим две равные половинки,
посчитаем пальцы слева — найдем нужное число;
посчитаем пальцы справа и увидим, что справа
такое же число!
Продолжение следует
|