Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2006

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Елена БЕРЕЖКОВСКАЯ

Как хорошо уметь читать!

О проблемах обучения дошкольников грамоте

Часть первая.

Почему не читают современные дети?

Школьники — и младшие, и даже подростки — почти совсем перестали читать. Читают для собственного удовольствия, «запоем», как бывало раньше, буквально единицы. Не в каждом классе найдется сегодня такой читатель. Зато все чаще к психологам обращаются родители учеников пятого, шестого, а то и более старших классов, все еще имеющих серьезные трудности в чтении и, естественно, в обучении по всем без исключения предметам. В психологическую консультацию обращаются и родители маленьких детей — дошкольников, первоклассников, — озабоченные тем, что их малыш не хочет учиться читать, не тянется к книгам, не интересуется словами и буквами. Часто в опыте такого ребенка уже есть первая проба обучения в дошкольной гимназии, в группе развивающего обучения, в детской эстетической студии. Но случается, что подобный результат дают уже самые первые попытки домашнего, семейного занятия буквами и чтением. Ребенок как бы заранее, авансом негативно настроен по отношению к любым делам «школьного», «книжного» типа. Вполне естественно, что серьезные трудности в предстоящем школьном обучении для него почти предопределены. Откуда это, от чего это зависит, что с этим делать?

Конечно, значительную роль здесь играет возникшее сегодня засилье видеокультуры. Телевизор в отличие от книги не лежит на полке в ожидании того, что им займутся на досуге. Он, как правило, работает с утра до вечера. Во многих семьях телевизор включается в буквальном смысле одновременно с открыванием глаз, и засыпают дети вечером тоже под его звуки. Еще более агрессивны видеомагнитофоны, игровые компьютерные приставки и сами компьютеры. Они просто засасывают детей, у которых не остается желания и времени не то что на чтение книг, а просто на гуляние, делание уроков, общение со сверстниками.

Вероятно, мы живем в переломную эпоху перехода человечества к новым видам носителей информации. На наших глазах складывается новый образ духовной жизни. Но пока что информационный поток, которым в основном наполнены эти новые носители — тот, в котором «купается» абсолютное большинство современных детей и взрослых, фильмы и передачи, которые идут по основным телепрограммам, — не выдерживает никакого сравнения с морем книжной информации. Да и сами эти носители — телеэкран, мониторы компьютеров — являются для формирующейся детской психики агрессивными, искажающими, нередко — попросту вредными.

Детские врачи и психологи уже столкнулись с типичными трудностями детей, рано — в два—четыре года — приобщившихся к увлечению компьютерными играми. Большинство из них страдает двигательной расторможенностью, у многих наблюдается синдром неустойчивого внимания, плохо развивается произвольная регуляция психических функций и поведения, есть проблемы становления воображения — этого главного из интеллектуальных процессов дошкольников. И все это, как правило, при исходно хорошем уровне интеллектуального развития, которое, естественно, со временем не может не пострадать. Это неудивительно — ведь ребятишки в процессе игр на экране все время встраиваются, приспосабливаются к условиям и требованиям игры, а не выстраивают самостоятельно ее сюжет, не придумывают правила. Они отождествляются с готовыми образами героев, а не придумывают их сами, не интерпретируют свободно и творчески образы сказочных и литературных героев.

Но дело не только в том, что появилось нечто, занявшее для детей место интересных книжек, но не выполняющее полностью их функции. Есть семьи (правда, их очень немного, буквально единицы), в которых родители уже прониклись идеей вредности теле- и компьютерной культуры для маленьких детей и практически исключили все это из их жизни. Но, к сожалению, и в этих немногих семьях тоже возникают трудности с обучением ребят чтению. Дети во многих семьях обычно посещают разнообразные кружки и студии, они очень заняты. Просмотр же мультиков по телевизору или детская компьютерная игра остаются для них заветным запретным плодом, что нередко создает дополнительные психологические проблемы и вовсе не способствует развитию интереса к чтению.

Проникновение в первоначальные представления о чтении и письме имеет у маленьких детей свои закономерности, проходит ряд стадий. Возраст, в котором у ребенка реализуется та или иная из этих стадий, время, требующееся на нее, возможность перехода к следующей стадии зависят от целого ряда факторов. Здесь и индивидуальные особенности темперамента ребенка, и присущие ему темпы созревания отдельных психофизических функций, и развитие у него различных детских деятельностей (игры, детского творчества, участия в бытовых повседневных делах взрослых), и характер предметной и знаковой среды, и преобладание того или иного типа общения со взрослыми и другими детьми, и, наконец, стиль семейного воспитания и целенаправленные занятия со взрослыми.

В свою очередь, у взрослого, берущегося обучать маленького ребенка грамоте, тоже есть свои представления о стадиальности этого процесса. Как правило, они основаны на воспоминаниях о собственном детстве, о том, как учили грамоте его самого. Это вполне конструктивный путь — действительно, все мы успешно овладели чтением и письмом, так что, вероятно, обучали нас более или менее правильно. Беда только в том, что взрослый обычно помнит лишь самый последний, заключительный этап длительного, в буквальном смысле многолетнего процесса. Чаще всего он сводится к тому, что кто-то из близких ежедневно заставлял ребенка прочитывать текст определенного объема — например, две страницы или небольшую главу из детской книжки, — а потом, в один прекрасный день, этому ребенку стало интересно и легко читать.

Но если задуматься, то станет совершенно ясно, что ребенок, которого можно заставить понемножку читать — пусть с запинками, по слогам, медленно и мучительно, — уже овладел множеством умений и представлений. Ведь для этого нужно знать все буквы, уметь сливать их в слоги, иметь представление о движении при чтении по строке слева направо и по листу сверху вниз, ориентироваться на знаки препинания и заглавные буквы, наконец — владеть навыком понимания того, что ты сложил из букв.

Кто и когда учил раньше малышей всему этому? Ведь детские сады посещали далеко не все дети, да и в детском саду только некоторые программы предполагали обучение началам грамоты. Если что-нибудь об этом и присутствует в воспоминаниях взрослого грамотного человека, то отрывочно, в виде отдельных эпизодов. Скорее всего это происходило очень постепенно, по крохам, так, что запомнить в четкой последовательности было невозможно. В сознании взрослого в лучшем случае оказались представленными только «вершины» некоторых «айсбергов» — как ребенок не понимал чего-то, а однажды ему объяснили и до него «дошло», как он смешно ошибался, а потом вместе с мамой смеялся над своей ошибкой... Такие запомнившиеся эпизоды, без сомнения, являются конечными или переломными точками длинных дорожек постижения реальности родного языка, по которым малыш вместе с близкими взрослыми пробирался изо дня в день, постепенно накапливая опыт и впечатления из незаметных для него самого маленьких попыток, событий, дел, свершений. Все это в его представлении совершенно не было связано с какими-то занятиями, учением, будущей школой. В результате в памяти у человека осталось два состояния: первое — когда читать было трудно, когда он делал это только из послушания и прилежания; второе же — когда количество прочитанного уже перешло в качество и очередная книга оказалась захватывающе интересной, превратив его в «запойного» читателя. Исходя из этой схемы родители, как правило, и действуют, готовя свое пяти-шестилетнее чадо к началу школьной жизни. Только чадо почему-то никак не хочет становиться таким читателем — глотателем книжек, каким родители его видят в своих мечтах.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru