Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Начало см. в № 21/2006

Пополним «предшкольный» багаж

Обучение счету и формирование представлений о составе числа — одно из важнейших условий в подготовке детей к освоению основ математики в начальной школе.
Предлагаем педагогам освоить некоторые игры и упражнения, которые пригодятся им в занятиях по предшкольной подготовке.
Сегодня своими методическими находками с читателями делится
Марина АРОМШТАМ, педагог-экспериментатор, кандидат педагогических наук.

Я могу считать до ста!

Вы до скольких считать умеете? До ста? До ста я тоже умею!

Я могу считать до ста.
Времени не жалко.
Раз, два, три, четыре... сто!
Вот и вся считалка!

Роман Сеф

Что? Нечестно, говорите? Так это же шутка! Просто до ста считать очень долго. Чтобы побыстрее до ста добраться, лучше десятками считать. А чтобы веселее было, сделаем так: скажем «десять» — хлопнем в ладоши, скажем «двадцать» — топнем ногой. Хлопнем — топнем, хлопнем — топнем. Так до ста и доберемся!
А можно считать и дальше ста. Долго-долго можно считать, а до конца никогда не доберешься. Числа никогда не кончатся. Как в сказке про волшебный горшочек: если его не остановить, он кашу варить не перестанет. Если не остановишься в счете, так и будешь считать до старости. Уж состаришься, а все считать не перестанешь!..

...Жили-были числа. Жили они в особенном, числовом городе. Дома там стояли узкие и высокие. Вот такие! (Жест руками: сначала показываем «ужину», потом — высоту; для этого надо подняться на носочки.) Они были такие высокие, что цеплялись крышами за небо, поэтому их назвали «небоскребы». (Небоскребы на самом деле бывают!) На каждом этаже небоскреба жило какое-нибудь число.
А вот и мы — раз, два, три — очутились в этом городе. Вот дом номер двадцать. Заглянем в гости! (Начинаем, сидя на корточках.)
В подвале живет Ноль. (Одна рука оказывается в горизонтальном положении над полом — «строит» «этаж».) Над ним — число Один. (Другая рука надстраивается сверху.) Под числом Один живет Ноль, над числом один живет число Два. под числом Два живет число Один, над числом Два живет число Три...

Руки перемещаются, «надстраиваются» одна над другой. Вот мы уже встали в полный рост, вот наши руки высоко над головой, а до последнего этажа еще не добрались. Придется встать на цыпочки, на стул!.. Наконец, последний, двадцатый этаж. Ну и устали мы по небоскребам лазать!
А еще в этом городе бывают дома не высокие, а, наоборот, низенькие. Но зато длинные-предлинные. Землескребы. Потому что они землю скребут, а не небо. Там числа живут в комнатках рядом друг с другом, а не над и под. Из одной комнатки можно легко перейти в другую. У них даже название есть специальное — анфилада. Зайдешь к одному числу в гости, а у него слева сосед и справа сосед. Со всеми перезнакомишься...

Число нам говорит, сколько всякого вокруг. Сколько пальцев, сколько игрушек, сколько дней до дня рождения ждать осталось. А вот если я хочу написать письмо Деду Морозу и попросить у него в подарок велосипед, я должен обязательно пометить, что мне нужен велосипед с двумя колесами, потому что на трехколесном одни малыши катаются. Мне нужно написать это число — два, чтобы Дед Мороз сразу понял, о чем идет речь.
Когда-то человек был древний-древний и ходил охотиться на огромных мамонтов (мамонты похожи на слонов, только гораздо больше и покрыты косматой шерстью). Вот придет он с удачной охоты, ударит себя кулаком в грудь: вот я какой замечательный охотник! Пусть все об этом знают! Возьмет маленькую косточку или камушек, проделает дырочку и повесит себе на шею. А если медведя одолеет, повесит себе на шею медвежий зуб или медвежий коготь.
И все понимают: сколько зубов в ожерелье охотника, столько медведей победил он на своем охотничьем веку. Чем больше ожерелье, тем мужественнее, сильнее, опытнее охотник. Словами он считать еще не умел, а глазами число видел. Эти древние бусы и были первыми счетами, а зубы да клыки — первыми знаками числа.
Еще древние люди делали зарубки, и узелки вязали, и столбы ставили, чтобы запомнить, сколько у них чего. И чтобы дети их помнили.
А потом придумали другие знаки — цифры. Цифру можно палочкой начертить на песке. Или на глине. Глина застынет, а знак останется. Так его можно хранить.

Был такой народ — древние римляне. Так они, как и мы с вами, считали на пальцах. И их цифры — знаки для числа — были похожи на пальцы-палочки. Для числа «один» рисовали один палец — одну палочку, для числа «два» — две палочки, для числа «пять» рисовали целую кисть руки в виде галочки, как будто четыре пальца вместе, а один отставлен.

А вот древние индийцы придумали другие знаки. Им очень нравились углы. Это ведь так важно — знать, сколько углов у предмета. Их знаки обозначали число углами. Один угол — число «один», два угла — число «два» и т.д. Потом со временем углы обточились, как у морских камушков. Цифры стали округлыми и пришли к нам. Не сами, конечно. Этим цифрам нас научили арабы (а сами они научились им у индийцев). Потому-то эти цифры и называются арабскими. Их всего десять: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. И из этих десяти цифр можно сложить сколько угодно чисел. Возьмешь один знак — будет одно-значное число. Возьмешь два знака — будет дву-значное число; три знака — трех-значное. Вот так-то.

 

Рейтинг@Mail.ru