Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2006

РАБОЧИЙ СТОЛ

Зима-кружевница весь лес нарядила!

Занятие по изобразительному искусству в технике пластилинографии для детей от пяти лет

Некоторые задачи занятия:

1. Развивать у детей способность к образному восприятию зимней природы.
2. Упражнять детей в использовании новых технических приемов пластилинографии при изображении кустов и деревьев, наделяя их образной характеристикой; поощрять инициативу детей в изобретении своих приемов; развивать тонкую моторику рук.

Оборудование и материалы:

Пластилин белый и цветной, стеки, шариковая ручка, колпачки от фломастеров, цветной картон разной формы в рамке, работа руководителя по данной теме (пейзаж), серебряная
гуашь, влажные тряпочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Ребята, вы все очень любите сказки. Я угадала?

Дети: Да!

Педагог: А я очень люблю их рассказывать. Хотите, я помогу вам сегодня попасть в одну чудесную зимнюю сказку, где вы сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо?

Дети: Хотим!

Педагог: Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос. Тогда вы обязательно увидите сказку Зимы.

Звучит музыка. Дети слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами.

Педагог: Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша идет по лесу сама Волшебница Зима. Она дарит белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, загадочную и таинственную.
Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки и осыпает их серебряной пудрой. Теперь она манит нас в свою сказку, обещая чудо, и мы, подчиняясь ее власти, спешим ей навстречу... и замираем от восторга!
Зима-кружевница весь лес нарядила!

Музыка стихает. Педагог предлагает детям открыть глаза.

Педагог: Вы сумели увидеть зимнюю сказку?

Дети: Да.

Педагог: А что увидели — не скажем, нарисуем и покажем.

Для этого нам надо превратиться в добрых волшебников. Как же это сделать?

Педагог выслушивает ответы детей: всем помогать, творить чудеса, добро делать
и т.д.

Педагог: У вас доброе сердце?

Дети: Да!

Педагог: И вы готовы творить добро и красоту?

Дети: Да!

Педагог: Значит, вы уже настоящие волшебники! Эх, хорошо бы нам еще раздобыть волшебные палочки! Ведь ни одна сказка не обходится без волшебства.
(Задумывается.)
Вот что послужит нам волшебными палочками! (Показывает детям пластилиновые брикетики.) Вы удивлены? С их помощью можно творить волшебство. Вы скоро в этом убедитесь.

Скажу вам по секрету, что я уже попробовала их волшебную силу, и вот, что получилось. (Педагог показывает детям свою работу, выполненную в технике пластилинографии.) Нравится? Вы тоже можете сделать своими руками такую чудесную картинку. Ее можно подарить тем, кого вы любите, или украсить свою группу. Попробуем сделать зимнюю картинку? Будем рисовать то, что увидели с закрытыми глазами во время нашего музыкального путешествия. А я вам немножко помогу. Ведь вы еще пока только учитесь волшебству.

(Показывает детям пластилиновый брикетик белого цвета.) Почему белая волшебная палочка самая большая?

Дети: Зима больше всех любит белый цвет.

Педагог: Но от зимнего солнышка на белом снегу всегда есть оттенки-блики — голубоватые, розоватые, сиреневатые. Посмотрите на эти цветные окошки в рамках! Это подарок Волшебницы Зимы. Выбирайте, кому какое время суток нравится.

Дети выбирают по желанию фон для картинки.

Педагог: Ну что же, мои добрые волшебники, пора творить чудеса.

Пальчиковая гимнастика

Пластилинчик отрываем,
Хорошенько разминаем.
Яйцо в ладошечках скатаем
И в лепешку превращаем.

В лесу много деревьев и кустов, поэтому заготовим сразу несколько лепешечек. Вот тут у меня прячется капелька алой зари. (Показывает крохотный кусочек малинового или красного пластилина. Для лучшего усвоения приема слова приговорки повторяются каждый раз, когда дети делают пластилиновую заготовку.)

Педагог: Смотрите, какая красивая лепешечка получилась, с розовым оттенком. А в этот комочек я добавлю чуть-чуть синевы неба. Продолжаем творить чудеса.

На примере своей работы-пейзажа педагог показывает детям возможные композиционные решения, знакомит с понятиями «дальний план», «средний план», «передний план».

Все лепешечки возьмите,
Внутри рамки разложите.
Внутри рамки разложите
И ладонью их прижмите.

(Дети прижимают лепешки с помощью вертикального и горизонтального нажима.)

Начинаем колдовать —
Лепешки в кроны
превращать.
И сейчас у нас опять
Будут пальцы рисовать.

Какая красивая, волнистая резная крона дерева получилась у каждого из вас!
А если сдвигать пластилин вниз, закругляя, получаются «плакучие» веточки. Такие веточки бывают не только у ивы, но и у взрослых берез.

Педагог показывает приемы рисования елочки.

Дальше будем продолжать делать кусты и наряжать деревья.

Ствол и ветви рисовать,
Закруглять и завивать.

Педагог показывает детям приемы украшения пластилиновых изображений: с помощью рисования стеком (старой шариковой ручкой, палочкой) линий по пластилину, с помощью наложения комочков и другие. После некоторого времени работы педагог предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику.

Педагог и дети:

Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немного отдохнут,
Рисовать опять начнут.

Затем дети самостоятельно заканчивают работу. Во время занятия звучит музыка. Педагог помогает детям в индивидуальном режиме, отмечает их самостоятельные находки.

Педагог: Вот и получилось у нас настоящее чудо — зимняя сказка, созданная своими руками. Называется она «Зима-кружевница весь лес нарядила!».
И я, как сказочница, выполнила все три обещания:

— мы в сказку попали;
— в добрых волшебников превратились;
— своими руками сотворили чудо.

От работы добрых рук
Лес волшебный вырос вдруг.
Вырос лес из пластилина —
Что за чудная картина!

Людмила ЯКУБОВА,
руководитель изостудии детского сада «Березка»,
пос. Лиственичный, Тюменская область

 

Рейтинг@Mail.ru