Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2006

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Елена БЕРЕЖКОВСКАЯ

Начало см. в № 22, 23/2006

Как хорошо уметь читать!

О проблемах обучения дошкольников грамоте

Глава вторая.

Как грамотно учить грамоте?

Так каковы же эти закономерности, какие стадии должен пройти маленький ребенок для того, чтобы грамотно войти в начала грамоты родного языка?

Совсем маленькие дети, лет до двух с половиной–трех, как правило, не замечают вокруг себя букв и вообще надписей, если только взрослые специально не обращают на них внимание малыша. В то же время именно в этом возрасте они вполне способны научиться различать буквы и освоить их названия, если взрослые введут их в подходящем виде, будут их показывать и о них говорить. Подходящий вид — это крупно написанные на бумаге или картоне разноцветные буквы, или объемные пластмассовые, деревянные, мягкие игрушки в виде букв, или, наконец, всем знакомые кубики с буквами. Все это предметы, несущие буквы, с которыми ребенок может действовать.

Этот возраст — до трех лет — характерен тем, что именно в нем абсолютное большинство детей овладевает активной речью. Ребенок впитывает в себя новые слова, как губка — так что/ ему каких-то тридцать три простых названия с несложными фигурками, которые они означают! Научить нормально развивающегося двухлетнего малыша различать и называть несколько, а то и большую часть букв совсем не сложно, надо только, чтобы эти самые буквы стали персонажами, с которыми взрослый и ребенок общаются, играют, которых наделяют разными характерами, с которыми случаются всякие забавные события. Действует же ребенок с игрушками, изображающими разных незнакомых ему существ, — от Курочки Рябы до робота. Все они для него в общем-то не меньшая абстракция, чем, скажем, буква «А». Важно только, чтобы эта самая курочка, или робот, или буква имели конкретный физический облик, индивидуальность и привлекательность для ребенка и допускали с собой активные действия.

Но тут возникает другой вопрос: а нужно, целесообразно ли, не вредно ли для развития ребенка учить буквы в столь раннем возрасте? Привычный тезис, гласящий, что всякое знание полезно, в случае с маленькими детьми не проходит. Легко назвать множество фактов, аспектов реальности и причинных связей, знание которых для малышей не только не полезно, но и вредно. Что дает знание букв маленькому ребенку? Что он может с ними делать?

Вероятно, делать он с ними может то же самое, что и с другими предметами, окружающими его: брать их в руки, рассматривать, крутить, складывать в коробку, разбрасывать, называть, сооружать из них какие-нибудь простые постройки, наделять их жизнью и индивидуальностью, разговаривать с ними, делать из них героев простеньких историй... Некоторые дети к трем годам могут складывать из букв несколько простых знакомых (заученных именно в смысле складывания из букв) слов, узнавать их и называть. Все это имеет к чтению весьма опосредованное отношение, хотя родители трехлетнего знатока букв и слов уверяют окружающих и сами уверены в том, что он уже умеет читать.

Такие знания, умения и способности, связанные со словами и буквами, абсолютно нейтральны по отношению к ходу психического развития ребенка: они ему не помогают и не мешают. Знание букв и даже умение складывать из них несколько знакомых слов не делает ребенка умеющим читать. Но в принципе нет ничего плохого или вредного в том, что двух-трехлетний малыш знает «в лицо» некоторые или многие буквы и несколько слов. Это не делает его ни старше, ни умнее, но и не мешает его росту и развитию. Опасно другое: как бы взрослые, вдохновленные успехами малыша, не взялись за него всерьез. Вот тогда он имеет большие шансы уже к четырем-пяти годам приобрести негативный опыт участия в процессе целенаправленного обучения и надолго потерять всякий интерес к книгам.

В отсутствие специальной работы взрослого, направляющего внимание ребенка на буквы, последний, как мы уже говорили, практически не замечает их до двух-трех лет. В жизни ребенка вообще довольно много такого, что, проходя мимо, почти не касается его, и буквы из этой категории. Он не обращает внимания на титры, идущие до и после любимого мультика, рассматривает картинки в книжках, не замечая даже крупно напечатанных заголовков. Он может играть, как будто читает книгу, или просто копировать читающего газету папу и при этом не будет иметь ни малейшего понятия о том, что же такое буквенная запись, каков принцип ее устройства. И вот приходит время, когда малыш начинает выделять буквы, в буквальном смысле видеть их. Как же вести себя взрослому, чтобы не спугнуть этот интерес, не погасить его, а, напротив, способствовать его развитию в нужном направлении?

Буква — такой же объект внешнего мира, как и все остальные. Поэтому интерес, проявленный к ней, такой же естественный интерес, проявленный к новому объекту, попавшему в поле внимания ребенка, как и интерес ко всем другим новым вещам. Этот интерес требует к себе такого же отношения, как все прочие интересы ребенка. Буквы в это время самоценны для малыша. Представление о том, что буква — это средство, инструмент, что запись для чего-то нужна, что-то значит — еще не посещало его головку. У Милна в «Винни-Пухе» есть замечательные слова о букве «А», вложенные в уста Кристофера Робина: «...это великая и знаменитая буква А». Они прекрасно отражают существо первого этапа вхождения ребенка в реальность письменности родного языка.

Ребенок может рисовать буквы, называть их, спрашивать о них взрослого и получать ответы, лепить их из пластилина. Он может использовать кубики или карточки с буквами, а то и буквы из магнитной азбуки в качестве строительного материала, не обращая при этом внимания на сами буквы. Доступная малышу операция — раскладывание букв по отдельным конвертам, коробочкам, ячейкам, каждая из которых помечена той же буквой. Буквы можно сосчитать — сколько есть букв «А», а сколько — букв «Н» и каких больше.

На этой стадии ребенок еще не видит связи между звучащим словом и буквенной записью. Представление об этом только формируется. Этому помогает своеобразное «письмо», которое появляется в играх маленьких детей. Ребенок «как будто» пишет, имитируя на листочке бумаги зазубренную линию, изображающую письменную запись. Взрослые не склонны относиться к этой детской деятельности серьезно, считают ее простой шалостью, а между тем она достаточно важна. В такой игре в письмо у ребенка возникает идея связи между устным речевым потоком и записью на бумаге. Кроме того, он отображает движение при письме (и, соответственно, чтении) по строке слева направо и по листу сверху вниз. Внимательный ребенок, которому часто приходится видеть, как пишут взрослые, копирует не только направление движения пишущей руки, но и разрывы между словами, а иногда даже заглавные буквы и знаки препинания.

Задача взрослого на этом этапе — обеспечивать наличие в среде обитания ребенка букв, слов, надписей в таком виде и качестве, чтобы малыш мог брать их (или предметы, которые ими помечены) в руки, свободно с ними действовать. При играх и общении с ребенком словесно-буквенные объекты должны занимать точно такое же место, как и все остальные. Ведь если у взрослого с ребенком заходит разговор, например, о море — взрослый же не считает, что должен немедленно прочесть ему подробную лекцию о всех морях и океанах! Конечно, надо говорить на возникшую тему, действовать соответствующим образом с предметами, изображающими или символизирующими объект внимания ребенка, — но все это в рамках разумного, соотнося новую для ребенка информацию с его наличным уровнем представлений и главное — с его интересами и потребностями.

То же касается и слов с буквами. Обращение к ним, как к материалу для игр, экспериментирования, манипулирования — вовсе не повод перейти к развернутому уроку чтения. Общаться по поводу букв и слов, по возможности забегать чуть вперед по отношению к уровню, уже достигнутому ребенком, без сомнения, надо. Но это общение и забегание вперед должно быть четко ориентировано не на наше представление о том, что полезно и необходимо для обучения малыша, а на сферу и направленность его интересов. Например, ребенок спрашивает, на какую букву начинается слово «телефон». Взрослый, обрадовавшись такому интересу, начинает фонетический разбор этого слова или, скажем, предлагает поиграть в игру, в которой требуется подбирать слова на заданную букву. Он будет очень разочарован, когда малыш не проявит никакого интереса к его рассказу или предложению поиграть. А дело просто в том, что ребенку понадобилось обозначить буквой телефон на рисунке или в построенном им кукольном городе. Взрослый вполне мог бы включиться в игру, но при условии, что он разберется, о чем она и чего требует от участников. Он же ждал, что сын или дочка с готовностью оставит свое интересное и содержательное занятие для того, чтобы приступить к довольно бессмысленному для него делу — подбору слов на заданную букву.

В процессе таких обычных детских дел и занятий — игр, разговоров, сооружения построек, рисования — постепенно накапливается знание букв, складывается представление о том, как из них получаются слова, приходит первый опыт использования букв и слов. Это использование — просто узнавание знакомых и важных для ребенка слов — таких, как «мама», «папа», имена близких и свое собственное, «кино», «мороженое», «гастроном». Это и обозначение буквами (часто — первой буквой) нужных ребенку для игры или поделок объектов.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru