Пополним
«предшкольный» багаж
Своим опытом по формированию первоначальных
математических представлений у старших
дошкольников делится кандидат педагогических
наук Ольга ПАСТЮК. Ольга Пастюк несколько лет
заведовала детским садом в г. Магадане. В своей
работе она и педагоги ее коллектива, в частности,
творчески использовали методы и приемы,
разработанные
Евгением ШУЛЕШКО.
Вот некоторые игры и задания, которые Ольга
Пастюк считает эффективными.
Математика повсюду
Мы считаем все вокруг
Если педагог действительно хочет дать
детям полноценные знания по математике,
необходимо, чтобы она присутствовала с ними
постоянно. Для достижения цели можно
использовать следующие формы и методы работы с
дошкольниками (идеальный вариант, когда задания
дети выполняют
командой по 3–6 человек):
— подсчитай — сколько детей пришло
сегодня в группу;
— подсчитай — сколько девочек и сколько
мальчиков в группе;
— пройди пять шагов влево, поверни направо и
сделай три шага, снова поверни влево и сделай еще
два шага, протяни руку вперед и возьми то, что ты
увидел (игрушку, книгу, геометрическую фигуру и
т.п.).
Теперь опиши словами то, что ты держишь
в руках (развитие речи + математика + ориентировка
в пространстве);
— осмотри внимательно помещение
группы и назови все предметы, имеющие круглую
(треугольную, квадратную….) форму (развитие речи +
математика);
— подсчитай — сколько всего рук у детей нашей
группы;
— подсчитай — сколько шкафчиков для одежды в
раздевалке.
Другими словами, считать можно все, что
окружает детей в детском саду, группе, на
прогулке, а помимо этого, можно не только
подсчитать, но и сравнить, чего и на сколько
больше или меньше. Интересно строится работа в
том случае, если дошкольники работают в командах
и команды самостоятельно сравнивают
полученные результаты.
Сравни предметы
Для знакомства с относительным
положением предметов также в свободной
деятельности дошкольникам можно предложить
задания на расширение словарного запаса и
ориентировку в пространстве:
— назови те предметы, которые
расположены выше твоего роста (НАД тобой);
— назови предметы, которые расположены ниже тебя
(ПОД тобой);
— назови все, что находится ОКОЛО двери группы;
— назови все, что находится СПРАВА от окна.
Постепенно задания могут усложняться:
— назови все предметы красного цвета,
расположенные НАД шкафами;
— назови все предметы ПЕРЕД тобой, которые имеют
геометрическую форму.
Геометрические диктанты для детской
команды
Большой интерес у детей 6–7 лет
вызывают геометрические диктанты. Задача
воспитателя в данном случае заключается в том,
чтобы дошкольники не просто механически
выполняли указания взрослого, но и имели
возможность проанализировать и сравнить
полученные результаты.
Вот один из вариантов проведения
геометрического диктанта.
Дети делятся на команды и становятся
возле заранее подготовленных взрослыми столов
так, чтобы они стояли лицом друг к другу (в случае,
если команд 3 или 4, столы располагаются так, чтобы
посередине образовался квадрат — для 4 команд
или треугольник — 3 команды).
К каждому столу заранее прикрепляется
лист ватмана, и именно на этом листе дошкольники
должны расположить яркие геометрические фигуры
таким образом, как диктует воспитатель. Удобно в
этом случае работать с математическим набором
С.В. Капелько и Т.В. Тарунтаевой.
Воспитатель диктует детям:
— В правом верхнем углу положите синий
квадрат;
— В левом нижнем углу горизонтально положите
синий прямоугольник;
— Над прямоугольником расположите зеленый
треугольник так, чтобы два его угла находились
над одной из сторон прямоугольника;
— и т.д.
Необходимым условием является
возможность детей в команде обсудить, как
правильно расположить фигуру, а капитану принять
самостоятельное решение в случае возникновения
спорной ситуации.
После окончания диктанта дошкольники,
сравнивая полученные результаты, увидят:
несмотря на то что всем диктовался один и тот же
диктант, результаты у каждой команды получились
разными. То, что для одних было верх листа, для
другой команды — низ.
|