Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2006

РАБОЧИЙ СТОЛ

Зеленая красавица

Экологическое занятие для детей от четырех лет

Некоторые задачи занятия:

— упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам; знать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамиду, ветки вверху короткие, а книзу длиннее);
— уточнить представления о строении ели (ствол, корень, верхушка, ветки, иголки на ветках и шишки);
— познакомить со строением шишки, с семенами ели;
— показать взаимосвязь дерева с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце — свет, тепло);
— развивать моторику руки, тренировать в рисовании прямых линий.

Предварительная работа:

— наблюдения за елкой во время прогулки;
— разучивание и чтение стихов и песен про елку, чтение сказки X.К. Андерсена «Ель»;
— рассматривание картин и репродукций И.И. Шишкина «Ель» и «Лесная глушь».

Оборудование и материалы:

живая елочка в горшке; игровой персонаж «Елка»; картинки с изображением разных деревьев; схема-модель для описания строения ели; шишки с семенами; картинки с животными, живущими возле ели (их следы, характерные черты); карточки елочек разного размера для подвижной игры; «подарки» для елки (птица, солнышко, капелька, ветки с иголками, снежинки, кормушка, почва); мелки и листы бумаги для штриховки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть первая

Педагог демонстрирует картинки с изображением зимних деревьев. На картинках — дуб, клен, липа, ель.

Педагог: Ребята, какое из этих деревьев не похоже на все остальные? Почему?

Дети: Ель. Все деревья зимой голые, без листьев. А елка зеленая.

Педагог (цитирует):

Ель одна здесь зелена.
Ей одной мороз не страшен.
Видно, смелая она!

Педагог демонстрирует детям картинки с изображением ели и елки.

Педагог: Похожи эти деревья друг на друга?

Дети: Да.

Педагог: А чем они друг от друга отличаются?

Дети: Одно дерево — высокое, другое — низкое, маленькое.

Педагог: Высокое дерево мы называем елью, а низкое, маленькое — это елка, елочка.

Педагог показывает детям схемы-модели для описания ели.

Педагог: Расскажите, что вы знаете об этом дереве. Какого оно цвета? Формы? Размера?

Дети рассказывают, что они знают о ели и елке, вспоминают стихотворение-загадку.

Педагог и дети:

По округе славится
Зеленая красавица.
Сарафан, как колокол:
Зелен он и колок он.
Шапочка с опушкой —
С острою макушкой.

Педагог: А где растет эта красавица?

Дети: В лесу.

Педагог и дети:

Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдешь туда и встретишь.
Стоит колючая, как еж,
В зеленом платье летнем.

Открывается занавес. На сцене — декорации зимнего леса.

Педагог: Смотрите: перед нами зимний лес. Растут ли в этом лесу ели? Елки?

Дети: Растут. (Указывают, какие деревья растут вдали, какие — вблизи.)

Педагог предлагает детям посчитать елочки:

одна — елка,
две — елки,
три — елки,
четыре — елки,
пять — елок.

Педагог: Как называется лес, в котором растут ели и елки?

Дети: Еловый, ельник.

Динамическая пауза

Ели на опушке (опустить руки вниз, развести в стороны пальцы).
До небес макушки (руки вверх, соединить пальцы).
Слушают, молчат, смотрят на внучат (раскачиваясь в разные стороны).
А внучата елочки (присесть на корточки, обхватить коленки),
Тонкие иголочки (руки в сторону, пальцы разведены)
У лесных ворот
Водят хоровод (взяться за руки в хоровод).

Часть вторая

Воспитатель:

Через тридевять земель
Стройная, зеленая,
К вам идет навстречу ель,
В мир лесной влюбленная.

Появляется Елка-персонаж. Ее роль может исполнять живой актер или кукла.

Елка:

Я была у вас недавно,
Вы встречали Новый год.
Веселились вы под елкой
И водили хоровод.

Педагог: Елочка, помоги нам узнать тебя поближе.

Елка:

В помощь вам моя сестрица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

Показывает детям елочку в горшочке. Дети рассматривают елочку, осторожно гладят ее веточки, трогают иголки.

Педагог: Что держит елку в земле?

Дети: Корни. Еще через корни елочка получает из земли питательные вещества.

Елка:

Дерево могучее,
Дерево сильно,
Ведь в земле корнями
Оно закреплено.

Педагог: Что тянется от корней вверх?

Дети: Ствол.

Елка:

Ствол — дереву опора,
Запомни, не ленись.
Ствол — дереву опора,
Он убегает ввысь.

Педагог: Чем покрыт ствол дерева?

Дети: Корой.

Елка:

Потрогай осторожно древесную кору.
Кора — защита дереву и в стужу, и в жару.

Педагог: Что отходит от ствола?

Дети: Ветви.

Елка: Их называют еще лапами. Почему?

Дети дают свои варианты ответов.

Педагог: А где же у елочки листья?

Дети: У елки вместо листьев иголки.
С помощью иголок елочка дышит, воспринимает свет и тепло.

Педагог: А еще где в жизни мы встречаем иголки?

Дети: Иголки есть у тех, кто шьет. А еще иголки есть у ежика, у дикобраза, у морского ежа.

Елка:

Как у нашей елочки
Листики — иголочки.
Осторожно их коснись,
Да смотри — не уколись!

Педагог: Какая елочка на ощупь?

Дети: Колючая.

Педагог: Какой запах у елки?

Дети: Приятный. Свежий. Новогодний. Еловый.

Педагог: Еловый запах еще называют хвойным.

Елка: Этот запах очищает воздух от вредных веществ. Раньше люди строили дома из еловых бревен. Считали, что хвойный запах таких бревен хорошо действует на здоровье.

Педагог: Ель не просто украшает наши леса и очищает воздух в городских парках. Древесина ели — очень ценный материал. Из нее делают разные полезные вещи. (Демонстрирует некоторые изделия из древесины ели: скрипка, бумага, игрушки, мебель, посуда, карандаши.)

Елочку в горшочке возвращают на свое место на окошке или в зимнем саду. Затем проводится подвижная игра.

Подвижная игра «Найди пару»

Детям раздают картонные силуэты елочек разной высоты. Под музыку дети-елочки перемещаются по залу. Когда музыка прерывается, каждая «елочка» должна найти себе пару по высоте. Кто остался без пары — выбывает.
После игры дети опять рассаживаются по местам.

Педагог: Что растет на елке?

Дети: Шишки да иголки.

Елка: Отгадайте мою загадку:

На зеленой вышке
Спрятались малышки.
Семечки-малышки
В коричневой кубышке.

Дети: Это семечки елки в шишке.

Елка дает детям рассмотреть шишки и семена-крылатки.

Педагог:

В бору еловом сумрачно, тоскливо —
Ни переклички голосов, ни смеха.
В еловых чащах прячется пугливо
Лишь тихое, обманчивое эхо.

Неужели в еловом бору действительно никого нет?

Елка: Я дам вам подсказку, а вы угадайте, кто живет в еловом бору.

Вот первая загадка.

Детям показывают картинку, на которой изображены: стержень шишки с чешуйками на верхушке, следы белки, дупло, хвост.

Педагог: Кто это может быть?

Дети: Белка!

Елка:

Скачет белка-шалунишка,
Рвет с еловых веток шишки,
Есть у белки семена —
И зима ей не страшна!

А вот следующая загадка.

На картинке изображены: шишка с разлохмаченными чешуйками, маленькое дупло, нос дятла.

Дети: Это дятел!

Елка:

Он в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной,
Понапрасну не кричит,
Клювом по стволу стучит.

А это что за птица?

На картинке — шишка с отогнутыми чешуйками, клюв клеста, гнездо с птенцами.

Дети: Это клест.

Елка:

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима.
Ели дарят смелой птице
Золотые семена.

А теперь загадка — про большого лесного зверя.

На картинке — берлога, засыпанная снегом.

Дети: Здесь медведь спит!

Елка: Верно, медведь.

Зимой по лесу не гуляет,
В своей берлоге отдыхает.

Изображения названных птиц и зверей выставляются на доске, на фланелеграфе или коврографе.

Часть третья

Педагог:

Веточки пушистые,
Зеленые, смолистые,
Нарисуем елочке
Колкие иголочки.

Предлагает детям выполнить штриховку на полосках бумаги, изображающих еловые ветви. Дети выполняют штриховку, а потом прикрепляют свои веточки к рисунку большой ели с помощью липкой ленты.
Затем детям предлагается раскрасить еще несколько символов.
Педагог принимает у детей рисунки, закрепляет их на большом изображении ели и вокруг него.

Педагог (приговаривая):

Вот тебе, елочка, веточки. Они укроют животных, дадут им крышу над головой.
Вот тебе, елочка, птица. Она спасет тебя от вредителей.
Вот тебе, елочка, солнышко. Оно согреет тебя.
Вот тебе, елочка, капелька. Она напоит тебя и умоет.
Вот тебе снежинки. Они укроют тебя от мороза.
Вот тебе на ветви кормушка. Прилетят птицы, поклюют корма и разнесут твои семена по лесу и парку.
А это, елочка, особый знак: он защитит тебя от браконьеров (знак зачеркнутого топора).

Елка: Перед тем как с вами попрощаться, я хочу подарить вам подарок. Это семена ели. Посадите их на участке. Ухаживайте за ними, и у вас вырастут новые елочки.

Землю надо вскопать, разрыхлить,
В ямку семечко посадить.
Семечко чистой водички напьется,
Росточек из семечка к солнцу пробьется.

Элина ПРОНИНА,
педагог детского сада № 2337
«Дельфиненок», Москва

Рейтинг@Mail.ru