Восторжествует ли справедливость?
Андрей Фурсенко о перспективах
развития дошкольного образования
23 октября 2006 года министр науки и образования
Российской Федерации провел пресс-конференцию с
посетителями интернет-сайта http://rost.ru.
Главной темой конференции стали первые итоги
реализации национального проекта в образовании.
Средства, выделяемые в рамках национального
проекта, достаются только лучшим.
Но это, по словам самого
министра, позволяет стимулировать развитие
образования в целом и к тому же привлекает
внимание общественности к происходящему. Ведь в
отборе лучших образовательных учреждений
принимают участие общественные организации.
Однако детские сады и педагоги дошкольного
образования, как знают наши читатели, оказались
вообще вне сферы действия национального проекта.
Это позволяет заподозрить министерство в
недооценке роли дошкольных учреждений в общей
системе образования. И идеи предшколы в этом
контексте оборачиваются стремлением
редуцировать дошкольное образование до
одного-двух лет подготовки детей к школе, которое
— опять-таки — контролируется школой.
Поэтому обида педагогов-дошкольников вполне
правомочна.
Во время интернет-конференции Андрею
Александровичу был задан вопрос на эту тему.
Ответ министра проливает некоторый свет на
перспективы развития образования в ближайшем
будущем. Знакомством читателей с этими
перспективами мы и открываем новый
журналистский год.
Ольга Шолохова, редактор раздела
«Образование» сайта http://rost.ru,
ведущая конференции:
Первый вопрос от Симоновой Марины из
Республики Удмуртия: «Уважаемый Андрей
Александрович, вот уже полгода прошло с начала
реализации национального проекта «Образование».
Как вы сами оцениваете результаты? Многое ли
удалось сделать? И что бы вы сделали по-другому,
если говорить о продолжении в 2007 году?»
Андрей Фурсенко:
…Я считаю, что мы обеспечили
достаточно серьезный старт системным изменениям
в образовании. Я хотел бы назвать три из них.
Публикация статьи произведена при поддержке гида по вкладам «Vkladrf.ru». Рейтинг компаний, вклады и инвестиции под проценты, полезные статьи – как убедиться в надёжности банка РФ; кредит без залога; вклады под проценты пенсионерам; микрофинансовые компании; как быть, если банк не отдаёт вклад; что делать, если сумма вклада превышает страховку; могут ли банки изменить ставку по открытому вкладу и другое. Для детальной информации перейдите по следующей ссылке: http://vkladrf.ru/.
Первое. Это открытость системы образования перед
обществом. Гораздо более активное участие
общественных институтов, институтов
гражданского общества, профессиональных союзов
в развитии образования. На сегодняшний день
общественность реально участвует в изменениях в
системе образования.
Второе. Благодаря нацпроекту нам удалось
существенно продвинуться по определению
критериев — что хорошо и что плохо в системе
образования. Что хорошо и что плохо, что такое
хороший учитель, что такое хорошая программа
развития образовательного учреждения. Эти
критерии удалось определить с участием
образовательного сообщества, и сегодня они могут
быть применены не только в рамках национального
проекта.
И третье. В рамках нацпроекта удалось опробовать
не только новые подходы к организации системы
образования, но и к финансированию в системе
образования. Это и подход к
нормативно-подушевому финансированию, когда
деньги выделяются не в связи с исторически
сложившейся схемой, не пропорционально
количеству учителей и школ, а исходя из
количества учеников. Причем учитывается и
норматив по сельской местности, который
удваивается. Впервые за последние 20 лет в системе
оплаты учителей было подчеркнуто, что
оплачиваться должно не только количество часов,
а существенная доплата должна производиться за
воспитательную работу, за классное руководство.
Кроме этого, в рамках нацпроекта была однозначно
сделана ставка на лидеров, на тех, кто способен на
практике реализовывать системные изменения в
системе образования. Это было сделано и, я
повторяю, приносит свои плоды не только в рамках
национальных проектов.
А что надо делать по-другому? Я думаю, что мы
должны улучшать вопросы информационного
обеспечения системы образования и нацпроекта, и
эта встреча направлена как раз на такое
улучшение.
Ольга Шолохова:
Следующий вопрос от Иванова Л.И.,
Республика Саха (Якутия). Будут ли изменения в
проведении аттестации педагогов в связи с
изменением оплаты труда работников бюджетной
сферы? То есть, будет ли переаттестация?
Андрей Фурсенко:
Система аттестации, конечно, будет
меняться. Мы сейчас предлагаем новые подходы к
оплате труда, и абсолютно очевидно, что эти новые
подходы потребуют существенно менее формальных
критериев в аттестации педагогов. Я не хочу
сказать, что они сейчас абсолютно везде
формальны. Но, я думаю, мы должны вводить и новые
критерии. Часть новых критериев уже отработана
при проведении конкурса на награждение денежной
премией лучших учителей. Поэтому сейчас очень
важно, чтобы образовательное сообщество, сами
учителя, активно участвовали в обсуждении того,
какие критерии они считают важными, какие
подходы к аттестации они считают правильными.
В рамках нацпроекта мы начали достаточно
серьезное общественное обсуждение всех
вопросов, связанных с образованием. Я думаю, что
было бы очень здорово, чтобы и в вопросах
аттестации общественность принимала
максимально активное участие. Это касается и
родителей, и представителей тех общественных
институтов, которые сейчас включились в
нацпроект «Образование». Изменения в аттестации
будут, и, я думаю, уже в 2007 году мы должны начать их
потихонечку внедрять.
Ольга Шолохова:
Следующий вопрос от Пономаревой Лидии
Ивановны из Хабаровска. Кстати, этот вопрос часто
повторяется. «Скажите, пожалуйста, почему
нацпроект так несправедлив по отношению к
дошкольным работникам? Работая зачастую по 12
часов без младших воспитателей, а иногда и без
второго воспитателя, мы имеем нагрузку гораздо
большую, чем учителя. Мы выполняем работу по
воспитанию и обучению детей, зачастую — и их
родителей. Кроме того, воспитателей
катастрофически не хватает. Что планируется
сделать для восстановления справедливого
отношения к дошкольным учреждениям?»
Андрей Фурсенко:
Я уже говорил, но могу повторить еще
раз: нацпроект не есть подмена всей системы
поддержки образования в стране. Это небольшая ее
часть. Вопросы о том, какие проблемы сегодня
являются ключевыми для образования и на что надо
обратить первоочередное внимание, достаточно
активно обсуждались, в том числе и с
представителями образовательного сообщества. В
результате этих обсуждений и были выбраны те
направления, которые сегодня включены в
нацпроект. Но вопрос поддержки дошкольного
образования тоже обсуждался. Я не исключаю, что,
например, в 2008 году дошкольное образование
станет одним из направлений национального
проекта. Но уже сегодня некоторые регионы своими
средствами — как, собственно говоря, это и должно
быть по законодательству — стали, одновременно с
развитием нацпроекта, поддерживать сферу
дошкольного образования. Причем это касается как
младших ребят, как развития детских садов, так и
создания новых программ развития образования
детей старшего дошкольного возраста. Я имею в
виду то, что называется «предшкольным
образованием». А оно может не зависеть от наличия
или отсутствия детских садов. В данный момент в
нацпроект это направление не включено. Но при
этом я хочу сказать, что, например, министерство в
рамках федеральной программы развития
образования ведет работу по развитию, по
поддержке системы дошкольного воспитания ребят.
Еще раз хочу повторить, что значительное
количество регионов вкладывают свои достаточно
существенные деньги в это направление. Мы со
своей стороны готовы обеспечивать нормативную
поддержку развитию дошкольного образования в
стране, и ряд работ в этом направлении уже
делается.
Ольга Шолохова:
Андрей Александрович, у нас готовится
модернизация комплексных проектов региональных
систем образования. Регионы ведь могут включить
в эти проекты дошкольное образование?
Андрей Фурсенко:
Во-первых, регионы могут включить
дошкольное образование в свои проекты. Во-вторых,
я хотел бы напомнить, что сейчас правительство
принимает новую программу — программу по
улучшению демографической ситуации в стране. В
этой программе предусмотрена поддержка
родителей, которые отдают детей в дошкольные
учреждения, — частичная оплата стоимости
содержания ребенка в детском саду за счет
государства. Таким образом, через заказчика —
через родителей будет оказываться поддержка
дошкольным учреждениям, так как со стороны
родителей увеличивается платежеспособный спрос
на детские сады. Поэтому, хотя непосредственно в
национальном проекте «Образование» нет прямого
указания на поддержку дошкольного уровня,
косвенно она присутствует. В рамках
демографического проекта такая поддержка тоже
есть.
Я абсолютно убежден, что изменения и улучшения
системы образования в России возможны только в
том случае, если в этот процесс включатся все: и
регионы, и муниципалитеты. Никакие реформы,
никакие системы модернизации в такой
чувствительной сфере, как система образования,
исключительно сверху реализовать невозможно.
За два года я посетил 36 регионов. С того момента,
как началась реализация национального проекта,
— как минимум 15. Причем это самые разные регионы
по уровню развития промышленности и
благосостояния граждан. Работа в регионах
ведется достаточно активно. И я абсолютно
убежден: в регионах чувствуют необходимость
изменения системы образования, и им по силам
осуществить нужные изменения.
От редакции
Итак, судя по ответам министра
образования и науки Андрея Фурсенко, дошкольное
образование пока не попадает в поле зрения
федерального министерства. Поэтому и ясного
ответа на вопрос о его перспективах пока нет.
Расспросить подробнее о волнующих нас вопросах
мы решили чиновников Департамента образования. О
том, что они нам ответили, наши читатели смогут
узнать в третьем номере газеты.
|