Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2007

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Елена БЕРЕЖКОВСКАЯ

Начало см. в № 22, 23, 24/2006

Как хорошо уметь читать!

О проблемах обучения дошкольников грамоте

ГЛАВА ВТОРАЯ

Часть вторая

Как грамотно учить грамоте?

Критерием перехода на следующую стадию развития будут попытки малыша записать известными ему буквами слово, с записью которого он еще не знаком. Чаще всего это происходит уже после того, как ему исполнится пять лет, иногда — ближе к шести. Но есть ребятишки, которые уже в четыре с половиной года пытаются сделать буквенную запись, опираясь на несовершенный, со множеством огрехов, звуко-буквенный анализ проговариваемого слова. Вполне нормально, когда в такой записи почти нет гласных, а некоторые согласные меняются местами и имеют зеркальное изображение. Это не ошибки. Ведь для того, чтобы вводить в оценку «письменной» работы ребенка категорию ошибки, необходимо опираться на некую норму написания, а на этой стадии ни о каком нормативном написании еще не может идти речи.

Необходимо подчеркнуть, что если по какой-то причине первая стадия вхождения ребенка в грамоту не наступила или, напротив, зафиксировалась, не сменилась следующей, то описанная нами вторая стадия — «письмо» дошкольников печатными буквами, со множеством ошибок — может иметь место не у пяти-шестилетнего малыша, а и у восьми-десятилетнего школьника.
В таком случае, вероятно, будут наблюдаться и значительные трудности в овладении начертанием письменных букв, затормозится становление почерка. Читать такой ребенок, разумеется, тоже практически не способен. При этом общее умственное и психическое развитие ребенка часто бывает вполне соответствующим возрасту и даже сравнительно высоким. Причина его значительных школьных трудностей — просто непрохождение определенной стадии развития в дошкольном возрасте. Такое может случиться, например, из-за бедности окружающей ребенка среды, отсутствия в ней букв и слов в доступном ему виде, или из-за того, что взрослые совсем не обращаются при нем к письму и чтению, или, напротив, из-за того, что они слишком усердно и настойчиво взялись учить его читать и вызвали в нем активное сопротивление.

Вторая стадия вхождения ребенка в грамоту тоже требует тактичного и в то же время достаточно выраженного участия взрослого. На этой стадии ребенок, если ему еще не отбили охоту и интерес, уже занимается собственно «письмом», он хочет выразить своими записями определенный смысл, донести его до других людей. Но это письмо совершенно не нормосообразно, и пытаться сделать его правильным — безнадежное и вредное дело. Конечно, ребенок должен иметь перед собой в качестве образцов правильно написанные слова — это вывески, заголовки, обращенные к нему коротенькие, в одно-два слова, записки взрослого. Но его собственное письмо — такое, какое оно есть. Его должно быть довольно много. Взрослый может ненавязчиво поправлять ребенка, когда он пишет, — только так, чтобы смысл и цель его письма не свелись к правильности написания. Можно показать ребенку, как пишется исковерканное им слово, — но тоже так, чтобы не утерялся смысл деятельности, в процессе которой возникла потребность сделать запись. Взрослый должен по возможности догадываться о том, что написал ему ребенок, как бы сильно ни были искажены слова — иначе тот может обидеться, ведь он-то считает свою запись очень «взрослой», «настоящей».

В жизнь семьи с ребенком, находящимся на этой стадии развития, обязательно должны входить элементы письменной культуры соответствующего качества: это записки, написанные печатными буквами со всякими мелкими поручениями или сообщениями, детские и взрослые кроссворды, игры типа «Поля чудес» или «Чепухи», ориентировка в программах телепередач, в газетных заголовках, в рекламных объявлениях и вывесках. Все это должно вплетаться в качестве средств в разную интересную для ребенка деятельность — в поделки, в планирование выходных, в игры, разговоры, прогулки по городу. Некоторые виды «письма» и «чтения» могут служить самостоятельными развлечениями — такие, как игры и кроссворды. Однако очень желательно, чтобы инициатива в них исходила и от ребенка, а не только от взрослого, иначе они быстро перейдут в разряд «обязаловки». Собственно чтения на этой стадии еще практически нет — есть конструирование слов из букв, как узоров из мозаики, как домиков из кубиков. То, что ребенок способен разобрать по буквам слово на рекламе или вывеске, — это не чтение, а именно разбирание по буквам. Если на этой стадии увеличивать объем «чтения», то может сформироваться и закрепиться его дефектный, побуквенный способ, который впоследствии очень трудно преодолевается. Многие «большие» дети — младшие школьники и подростки, имеющие неизжитые трудности в чтении, — это именно побуквенники, так и не сменившие свой неполноценный способ чтения на обычный, слоговой и целым словом.

На второй стадии вхождения в грамоту ребенок нарабатывает опыт манипулирования, экспериментирования, свободных действий с буквами и словами. Он постигает принципы устройства буквенной записи. Не правила правописания, а принципы устройства — то есть саму идею отражения звуков речи особыми значками — буквами. Он учится зашифровке и расшифровке, переводу устного слова в буквенную запись и обратно. Постепенно его «письмо» делается все более приближенным к норме — многие гласные уже не выпускаются, согласные сохраняют правильный порядок. Возникает база для развития нормативного, грамотного письма. Это только база, а не само грамотное письмо! Понятие «ошибка» все еще применимо очень относительно к «письму» старшего дошкольника или младшего школьника, находящегося на этой стадии развития.

Нельзя пытаться разрешить трудности школьника, «застрявшего» на второй стадии овладения грамотой, в каком бы классе он уже не учился, «в лоб», заставляя его читать и писать то, что предписывает школьная программа. Это посильно ему, и те способы, которыми он может это делать, в корне порочны. Таким способом можно только усугубить и закрепить имеющиеся проблемы. Необходимо проводить с таким школьником коррекционную работу, построенную в соответствии с наличным уровнем его развития в данной области — то есть заниматься с ним различными словесными играми, составлять и разгадывать кроссворды и ребусы, обмениваться записками и т.п. И только после того, как данная стадия будет отработана, можно переходить к работе не со словами и буквами, а собственно с текстами.

Хорошо отработанная вторая стадия вхождения в грамоту — ворота в третью стадию, когда ребенок уже может сравнительно правильно и сознательно записывать нужные ему слова и небольшие предложения, а также может читать написанные печатными буквами короткие записки, заголовки, вывески, названия передач в телепрограмме и т.п. Теперь малыш уже действительно читает — чаще всего по слогам. Он свободно ориентируется в записях, сделанных печатными буквами, пользуется ими при нужде так, как ему нужно. Но это все-таки еще не читатель. Третья стадия — только показатель готовности перехода к собственно чтению и письму, а не сами чтение и письмо. У некоторых детей третья стадия вхождения в грамоту приходит к пяти-шести годам, у других и в восемь-девять она еще не наступила.

Когда первоклассник, полноценно проживший все три стадии дошкольного «чтения» и «письма», начинает постигать школьные премудрости — у него не возникает множества проблем, которые, к сожалению, совершенно обычны для современной начальной школы. Например, он прекрасно понимает смысл тех слов и фраз, которые его учат записывать письменными буквами — в отличие от многих детей, обучающихся письму «копировальным» способом, по буквам срисовывающих слово за словом. Он читает осмысленно — и потому его чтение имеет естественную интонацию. И дело здесь не в навыке беглого чтения — оно может быть совсем не беглым, — а именно в его сознательности. Осмысленное чтение, понимание прочитанного, способность использовать текст и его содержание в качестве средства для достижения своих целей — залог вхождения практически во все школьные дисциплины, да и вообще в любое учебное содержание.

Достижение ребенком третьей стадии в овладении началами письменности родного языка — необходимое условие, обеспечивающее преемственность дошкольного и школьного детства. Эта стадия может достигаться как в старшем дошкольном возрасте, так и уже при обучении в начальной школе. Важно не то, с какими конкретно навыками и умениями в области начал грамоты ребенок поступает в школу, а то, чтобы обучение детей — как дошкольников, так и школьников — строилось в соответствии с их реальными возможностями. Эти реальные возможности — зона их ближайшего развития. Именно на нее необходимо опираться родителям и учителям для того, чтобы обучение действительно давало развивающий эффект. Взрослые, побуждаемые идеей развивающего, опережающего обучения, нередко забывают о том, что зона ближайшего развития опирается на зону актуального развития, существует только в контексте последней, определяется именно по отношению к ней. Желая побольше дать ребенку, сильнее продвинуть его, они забегают вперед так сильно, что «выскакивают» из пределов зоны ближайшего развития, что полностью сводит на нет все результаты их усилий. Даже приобретаемые ребенком в таких условиях конкретные навыки и умения бывают крайне непрочными и совершенно не выдерживают испытания переносом на другой, незнакомый материал — а значит, не дают ничего, кроме успокоения совести взрослого.

Вместе с тем обучение, ориентированное на зону ближайшего развития ребенка и, соответственно, опирающееся на реальный уровень его актуального развития, бывает результативным, приносит удовлетворение как ученику, так и учителю и решает проблему преемственности на границе дошкольного и школьного детства. Полноценное же, доброкачественное овладение началами письменности родного языка дает, в свою очередь, основу для построения преемственности при переходе к овладению началами конкретных наук в средней школе. Кроме того, универсальные психологические механизмы чтения и письма являются основой, на которой в дальнейшем может строиться овладение устной речью, чтением и письмом на иностранных языках.

 

Рейтинг@Mail.ru