Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2007

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Хотите достигнуть цели?

Делите детей на подгруппы!

Принцип деления детей на подгруппы хорошо известен и широко используется в различных детских садах. Но, как правило, детей делят на две подгруппы для того, чтобы сократить их численность на занятиях. Одна подгруппа, к примеру, идет заниматься английским языком, другая — живописью или экологией.
Евгений Шулешко, создатель оригинальной педагогической системы, построенной на принципах ровесничества, полагал: детей можно и нужно делить на подгруппы во время любых занятий и даже в том случае, когда все дети участвуют в одном и том же занятии под руководством одного педагога. Ольга Пастюк, кандидат педагогических наук, считает, что даже само деление детей на подгруппы можно превратить в развивающую игру, которой начинается занятие. Вот как это можно делать.

Большей цели достигают занятия и любые мероприятия, когда дети группы делятся на команды, или микрогруппы, по 3–6 человек. В этом случае каждый ребенок оказывается в наиболее выгодных условиях для возникновения коллективного делового общения. В микрогруппе из шести человек тихому ребенку всегда есть возможность уйти от давления лидера, защитившись окружением таких же тихих детей, как он сам. Шестерка внутри может разбиться на пары или на тройки, что не менее важно для общения ровесников, т.к. именно такой вариант помогает детям обнаруживать и высказывать большее число мнений, не останавливаясь на том варианте, который был высказан первым. В процессе работы один и тот же вопрос может быть рассмотрен с разных сторон несколькими микрогруппами. Команды получают возможность предложить разные способы решения одной и той же проблемы.

Нередко возникают такие варианты решений, о которых педагог совершенно не догадывался. Главная задача взрослого — не навязывать детям свой вариант решения и не мешать назойливыми одергиваниями: «Тише! Не разговаривайте громко!», «Соблюдайте тишину!», «Не вертитесь!», «Не ходите по группе!», «Не…». Пусть передвигаются по группе, пусть разговаривают, пусть спорят! Чтобы педагог не потерял контроль над поведением детей, важно совместно с ними выработать определенные правила, которые все без исключения (и взрослые, и дети) должны соблюдать. Например: «В группе нельзя громко кричать, потому что ты можешь помешать другому думать или заниматься любимым делом». В этом случае воспитатель вправе сделать замечание расшалившемуся ребенку, да и сами дети в случае необходимости могут его одернуть. Но если сам воспитатель будет разговаривать громко и эмоционально, а в порыве гнева закричит, дети тоже могут сделать ему замечание: ведь мы же вместе с вами договорились, что кричать не будем! Педагог должен помнить, что правила — это правила. Они для всех одинаковы.

Можно предложить несколько способов деления детей на микрогруппы.

Счет на первый-второй

Это способ, часто использующийся на физкультурных занятиях. Дети выстраиваются в шеренгу по одному и рассчитываются на первый-второй. В одну команду попадают те, кто оказался под номером «один», а в другую — кто получил номер «два».

Найди команду по геометрической фигуре

В коробке сложены геометрические фигуры — три, четыре или пять видов (в зависимости от того, сколько команд предполагается образовать). Число фигур каждого вида ограничено. Каждый ребенок вынимает из коробки какую-нибудь геометрическую фигуру. Затем он должен отыскать детей, выбравших такую же фигуру. Так появляются команды «Треугольники», «Квадраты», «Круги» и т.п.

Найди общее

Для деления на команды по этому принципу используются картинки с изображением каких-нибудь предметов. Например, с различными животными. Дети должны самостоятельно выделить признак, по которому они будут объединяться. К примеру, в одну команду объединяются имеющие животных с рогами, или домашних животных, или водоплавающих животных, или животных, имеющих крылья.

Такое деление сложно, так как предполагает, что дети смогут выбрать принцип классификации да еще и договориться о нем между собой. Предлагать такую игру перед занятием можно только в сложившемся коллективе, с развитыми социальными отношениями.

Считалки

Дети становятся в круг. Если предполагается сформировать три команды, выбирают трех «капитанов». Они выходят в центр круга, тянут жребий и определяют, кто первый будет говорить считалку. Тот, на кого пал выбор считалки, становится членом команды рассчитывавшего. Капитаны считают стоящих в кругу по очереди. Считалка может быть одной и той же. Но можно предложить капитанам использовать собственную считалку — по желанию.

 Способов деления на команды достаточно много. Главная их особенность в том, чтобы в течение учебного года ребенок имел возможность поработать в команде со всеми детьми группы. При правильной организации внутри такой микрогруппы возникают естественные условия для сравнения и оценки своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями «коллег». Но для того, чтобы педагог мог организовать работу микрогрупп, он должен сам научиться работать в малых группах, понять, для чего это нужно и что именно испытывает ребенок при такой работе. А это задача для творческих педагогических мастерских и методобъединений.

 

Рейтинг@Mail.ru