Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2007

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Шишки еловые, шишки кедровые

Как грустят и пляшут шишки

Мы уже давно не удивляемся способностям педагогов дошкольного образования к рукотворным чудесам.

Но лесосибирская воспитательница Людмила Ткачева — не просто умелец. Она подлинный художник. Казалось бы, что нового можно создать из желудей и шишек? Оказывается, настоящие скульптуры. На выставке Ткачевой вы при желании обнаружите всех персонажей известных детских сказок. У них живые, выразительные позы. Многие персонажи изображаются в движении. Кажется, посмотришь чуть дольше, и они действительно побегут по дорожке или начнут скакать через веревочку.

Эти работы не просто украшают группу.

Их можно использовать в различных дидактических играх («Отгадай, кто из какой сказки», «Угадай сказочный эпизод», «Придумай имя»), а можно просто выставлять на стол перед детьми во время рассказывания сказки — в качестве объемной иллюстрации к сказке.

От редакции: В настоящее время фотографии скульптур переданы журналистами «Дошкольного образования» в фонды Государственного биологического музея им. К.Тимирязева. Людмила Ткачева получит свидетельство, подтверждающее ее участие в пополнении фондов музейной коллекции.

Как юные исследователи опыта набирались

Год назад Татьяна Куркина, педагог детского сада № 12 г. Красноярска, вместе со своими воспитанниками отправилась в Москву. Но не просто на экскурсию или в гости, а на конкурс детских исследовательских проектов под названием «Я — исследователь». И хотя участников было много и все пытались поразить жюри своими находками, красноярских дошкольников не могли не заметить. Не только потому, что маленькие. Не только потому, что издалека. А в первую очередь потому, что разумны не по годам и работу привезли качественную.

Группа Татьяны Куркиной называется «Кедровый орешек». Может, это простое совпадение, а может — название группы подтолкнуло педагога и ее воспитанников к выбору темы: перед поездкой на конкурс они занимались исследованием кедровых орешков — одного из главных богатств таежной Сибири.

«Мы привезли свои наблюдения в рисунках, коллекцию шишек, веточки хвойных деревьев. Нам предстояла самая настоящая защита перед самой настоящей комиссией. В составе комиссии сидело человек семь — не меньше. В защите могли участвовать только дети. Мне отводилась роль наблюдателя.

Члены комиссии вели себя беспристрастно и вопросы задавали самые въедливые: откуда шишки берутся, да что в шишке хранится, да как же из орешка дерево вырасти может? Еще спрашивали, знают ли дети, какого года шишки они с собою привезли. То есть проверяли, насколько свободно дети владеют материалом, могут ли самостоятельно, без помощи взрослых, вести беседу о кедре. Или просто заучили какие-нибудь формулировки наизусть. Но мы ведь действительно проводили опыты, действительно фиксировали свои наблюдения. И знания моих малышей не были формальными или исключительно книжными. Поверьте, это очень трудно — прорастить кедровое семечко. Я, правда, все равно очень волновалась.

Первый день принес нам промежуточную победу. Но я даже не знала, радоваться ей или нет. Члены жюри объявили, какие исследовательские группы допущены до публичной защиты на следующий день. Нам предстояло защищаться на секции естествознания. Аудиторию наших слушателей составляли по преимуществу школьники. Они при желании могли задавать вопросы. Вдруг кто-нибудь из зала, думала я, задаст вопрос «на засыпку», без учета возраста моих защищающихся? И вопросы действительно задавались. Дети мои, однако, с успехом справились. Не конфузились, не стеснялись. Отвечали по существу и со знанием дела. Все удивлялись. Так что мы на этом конкурсе завоевали заслуженный диплом.

Мэр г. Красноярска Петр Пимашков принимает у себя юных исследователей

Мэр г. Красноярска Петр Пимашков принимает у себя юных исследователей

В честь этого события моим юным исследователям устроили встречу с главой администрации города. Он нас принял, с большим интересом все наши шишки рассматривал, расспрашивал, как же мы, такие маленькие, не испугались в Москву поехать и свою работу там представлять.

После этого, мне кажется, моим воспитанникам уже вообще бояться нечего: и на защите побывали, и с главой города побеседовали. Не каждый взрослый таким опытом похвастаться может!»

Шишки из разных концов России

В детском саду № 54 «Золушка» г. Лесосибирска собрали коллекцию шишек региона. Кедр — он, конечно, на виду. Для сибиряка это дерево важнее всего. Но ведь в тайге много хвойных деревьев растет. И каждое по-своему интересно.

А потом и этого показалось мало. Хвойные деревья появились на планете давным-давно и широко расселились по всему свету. Растут они и на севере, и на юге. «Поэтому, — решили педагоги «Золушки», — начнем собирать коллекцию шишек России. Так и скажем детям: куда бы вы ни ехали, отовсюду шишки нам привозите». Конечно, коллекция пока еще не поражает воображение своим разнообразием. Сбор экспонатов только начался. Но у хвойного мини-музея, безусловно, есть будущее.

Рейтинг@Mail.ru