Мы и профильное
обучение
Некоторое время назад в
педагогическом языке появилось новое сочетание
— «профильное обучение», прочно увязываемое с
грядущей модернизацией школы.
Профильное обучение — специальная
система обучения старшеклассников
десятых-одиннадцатых классов. По смыслу она
напоминает «год абитура», существующий в школах
западных стран. В течение этого времени будущий
выпускник целенаправленно готовится к
поступлению в университет.
Введение профильного обучения, по
мысли авторов реформы, преследует две цели:
помочь школьнику в глубоком и серьезном освоении
предметов, которые ему потребуется сдавать на
вступительных экзаменах, и предохранить его от
перегрузки за счет того, что часть учебных
дисциплин он может осваивать в режиме
ознакомления.
Социологические исследования
показывают, что большинство учащихся
приветствуют введение профильной школы. Тогда
как в педагогическом сообществе у нее немало
противников.
Главный аргумент тех, кто не одобряет
профильное обучение, состоит в том, что ребенок
девятого класса может ошибиться в выборе и резко
изменить «ориентацию» к моменту окончания школы.
Но возможности наверстать упущенное у него уже
не будет.
Авторы реформы согласны, что такая
опасность существует. Однако ее можно избежать,
если позволить детям свободно переходить с
одного профиля на другой. Этому должна
способствовать индивидуализация
образовательного процесса за счет разработки
индивидуальных планов обучения учеников и
развития дистанционного обучения с
использованием компьютерных программ.
Чем все это обернется в реальности,
пока не совсем понятно.
Эксперимент по профильному обучению
начался три года назад. В нем приняли участие 266
школ из 10 регионов страны, и Минобразнауки
считает результаты обнадеживающими.
В 2007/2008 учебном году ожидается
массовый переход школ на новую систему обучения
старшеклассников.
Насколько глобальные перемены,
касающиеся старших этажей общеобразовательной
школы, затронут дошкольное образование?
Пока мы смеем думать, что никто не
посягает на ценности общего развития, которое
должны обеспечивать малышу родители и
педагоги-дошкольники.
Но мы не должны забывать, что
сегодняшние родители часто пытаются навязать
дошкольному учреждению свою волю, подчиняясь
моде, обоснованным и необоснованным страхам за
судьбу своего сына или дочки. По крайней мере
невозможно отрицать тенденцию ранней
интеллектуализации и желание родителей видеть в
детском саду как можно больше элементов
школьного обучения.
Мы не можем сегодня просто отмахнуться
от амбиций мам и пап и от их неправильных
представлений о будущем счастье ребенка.
Мы должны не просто грамотно и бережно
работать с детьми, но и постоянно объяснять
родителям каждый свой шаг, мотивировать свои
действия и подходы.
Этот номер «Дошкольного образования»
мы посвятили теме раннего обучения иностранному
языку. Это область, в которой мы сталкиваемся с
четко сформулированным заказом родителей.
Область, в которой наглядно проявляются их
заблуждения и наши собственные ошибки.
Марина АРОМШТАМ
|